ПРОГРАММА по художественно - эстетическому развитию / для детей 3 - 7 лет (детский сад) /
рабочая программа по рисованию на тему
Настоящая программа помогает ребенку "найти себя", понимать других и окружающий мир, раскрыть свои способности и таланты, обрести реальные ценности и умения их достигать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по художественно - эстетическому развитию / для детей 3 - 7 лет (детский сад) / | 62.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
прогимназия № 675 Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Талант»
Согласовано Заместитель директора по УР _________ Н.М.Казарцева | Принята Советом ОУ №675 Протокол № ____ | Утверждаю директор ГБОУ прогимназия ______________ О.В.Гордеева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по художественно - эстетическому развитию
/ для детей 3 - 7 лет (детский сад) /
учителя высшей категории:
Алферовой Светланы Юрьевны
Санкт-Петербург
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность настоящей программы определяется необходимостью подготовки ребенка в новых социально-экономических условиях к освоению содержания различных форм жизнедеятельности, к духовному развитию личности. Особо значимой определяется задача помочь ребенку “найти себя”, понимать других и окружающий мир, раскрыть свои способности и таланты, обрести реальные ценности и умения их достигать.
Данная рабочая программа разработана для обучения изобразительному искусству детском саду ГОУ Прогимназия «Талант» № 675 г. Санкт-Петербурга в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами дошкольного общего образования, требованиями основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» и парциальльной образовательной программы «Радуга».
Программа реализуется в процессе организованной образовательной деятельности в изостудии детского сада учителем по изобразительной деятельности:
- вторая младшая – 2 раз в неделю (15 минут);
- средняя группы – 2 раз в неделю (20 минут);
- старшая группа – 2 раза в неделю (25 минут);
- подготовительная группы – 2 раза в неделю (30 минут);
Программа построена на логическом чередовании занятий по видам ИЗОдеятельности, а также теоретических бесед с использованием иллюстративного материала (репродукций, слайдов, фотографий, образцов декоративно-прикладного искусства и др.). Поскольку иллюстративный материал, по мнению авторов, недостаточен для обогащения эмоционально-образного мира ребенка, необходимой составной частью программы является сотрудничество с музеями города (см. Приложение).
Для выполнения обозначенных целей и задач предусмотрены следующие виды нод: изображение с натуры; тематическое рисование; декоративная деятельность; знакомство с произведениями живописи, скульптуры, графики.
Основными методами обучения являются игры-упражнения, включение детей в сказочно-образную интригу занятия, что подтверждается и темами занятий.
Содержание программы учитывает и межпредметную преемственность, поскольку концептуальной основой является интеграция изобразительного искусства со следующими учебными предметами: музыкой, историко-бытовым танцем, историей и культурой Петербурга, литературой и миром театра.
Построена данная программа с учетом принципов системности, научности, межпредметной интеграции, учета возрастных особенностей детей, концентрического содержания образования.
Инновационность программы авторы видят :
1 - в реализации преемственности в обучении изодеятельности в звене “детский сад - начальная школа”, сущностными характеристиками которой определяются:
творческая самореализация потребностей ребенка в художественной деятельности,
обогащение художественного вкуса детей,
осуществление свободного вхождения в “мастерскую Художника” и в мир Искусства,
развитие рефлексивных процессов детей (осознание “Я умею, хочу и могу творить”, чувство удовлетворенности выбранной творческой деятельностью и способов ее реализации, самооценка как процесса создания творческих работ, так и его результата);
2 - в разработке и обосновании педагогических условий для максимального развития художественного творчества каждого ребенка:
- предоставление детям информации о способах выражения в разных техниках искусства;
- развитие чувственного восприятия Прекрасного;
- стимулирование познавательного интереса к изучению данной программы путем интеграции с другими предметами,
- организация как индивидуальных, и коллективных творческих работ;
- ориентация на индивидуально-личностные достижения детей в изодеятельности и учет способностей и возможностей каждого ребенка;
- гарантия свободы ребенка в художественном творчестве;
- повышенный уровень активности и самостоятельности детей в создании творческих работ как индивидуальных, так и творческих.
3 - в принципе Личностной ориентированности курса в начальной школе, когда художественное творчество рассматривается через призму деятельности великих Художников.
Формы, методы, технологии обучения
-Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников, деятельность с элементами соревнования, деловые, ролевые и сюжетные игры.
-Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, чертёж, схема; работа с учебником.
-Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха; методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
-Технологии обучения: технология «Обучение в сотрудничестве», разноуровневого и дифференцированного обучения. Игровые технологии обучения. Моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Здоровьесберегающие, исследовательские технологии (проблемно-поисковые), создание проблемных ситуаций.
Критерии результативности:
I. Младшая группа детского сада.
Знания: дети имеют представления об объемном и плоскостном изображении, названиях основных цветов; высказывают простейшие суждения о картине, скульптуре, предметах народно-прикладного искусства.
Умения: дети свободно владеют карандашом, фломастером, кистью; рисуют предметы округлой и прямоугольной формы; закрашивают изображение в пределах контура; изображают предметы, состоящие из нескольких частей разной величины, а также состоящие из прямых линий и их пересечений; в лепке владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска.
II. Средняя группа детского сада.
Знания: дети различают виды изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура) и высказывают свое суждение; дифференцируют сложные формы предметов - круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник; знают названия цветов радуги.
Умения: дети рисуют прямые линии и дуги в разных направлениях; умеют изменять положение руки в зависимости от формы изображенного предмета; изображают предметы разной формы (как одночастные, так и состоящие из нескольких частей) и в лепке, и в рисовании.
III. Старшая группа детского сада.
Знания: дети различают виды и жанры изобразительного искусства, виды народно-прикладного искусства (дымковская игрушка, городец, гжель и т.д.); составляют небольшой рассказ по картине того или иного жанра; знают основные три цвета и могут составить остальные цвета радуги, с соблюдением порядка.
Умения: дети изображают предметы, состоящие из нескольких частей, передавая относительную величину; рисуют предметы, различные по величине и пропорциям; передают в лепке и рисунке простейшие формы, движения человека и животного; в декоративном рисовании применяют в качестве элементов узора - детали растений (листья, лепестки, ягоды).
IV. Подготовительная группа детского сада.
Знания: дети различают виды изобразительного искусства (картина, портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура, скульптура малых форм, памятник, архитектура); дифференцируют характерные особенности, присущие той или иной группе предметов (здания, машины, воздушный и водный транспорт); имеют представления о пропорциях фигуры человека.
Умения: дети изображают предметы с натуры в простейшем выражении; применяют приемы построения предметов сложной формы от целого к деталям как в плоскости, так и в объеме; делают предварительные наброски, намечая формы без деталей, затем ее уточняют; передают движения в лепке и в рисунке, изображая животного или человек; рисуют пейзажи, иллюстрации к сказкам; создают объемные композиции по сказкам.
Содержательная характеристика программы.
Младшая группа
Тематический цикл | Предлагаемые темы занятий | Педагогические задачи | Материал |
I. Путешествие по стране красок | 1. ”Пальчики промокли в разноцветных лужах” | В игровой форме познакомить детей с красками и бумагой. | Гуашь. 3 основные цвета. |
2. “На помощь приходит наш друг - кисточка”. Отчего иногда кисточка плачет? | Учить первоначальным приемам пользования кистью и красками. Игровые приемы “Девочка - кисточка”. | Вода, гуашь, кисти разного размера и жесткости. | |
3. Краски рассказывают сказки: желтый-синий, синий-красный, желтый-красный | Учить свободно заполнять красками весь лист бумаги, определять настроение через цвет. Демонстрация “сказочных” красок. | Гуашь - 3 основные цвета. | |
4.“Гибкий столбик” | Развивать гибкость и ловкость движения рук, пальцев. | Глина. | |
II. Брызги золотистой осени. | 1. “Дождь застучал по крышам...”(пятно и примакивание) | Учить передавать ритмом штрихов образное содержание, узнавать в штрихах изображение знакомого явления природы. | Гуашь - синий цвет. |
2. “Лес точно терем расписной...” (примакивание) | Знакомство с красным и желтым цветом. Игровые потешки про лес и про дождик. | Гуашь- желтый, красный цвет. | |
3. Апельсиновый пирог (поверх красного цвета наносим желтый) | Учить круговыми движениями рисовать круглый предмет. | Гуашь- красный и желтый цвет. | |
4. Подарок зайцам и зайчишкам (большие и маленькие морковки). | Учить простейшим приемам лепки для получения конической формы разного размера. | Пластилин | |
5. Волшебная корзинка Осени (яблоки). | Учить простейшим приемам лепки для получения шара с необходимыми дополнениями | Пластилин. | |
6. “Летят перелетные птицы...” (рельеф) | Учить использовать природный материал для создания образа. | Пластилин, семена клена. | |
III. “Удивительное - рядом” (моя группа) | 1. Карандаши рассыпались... | Учить рисовать прямые линии неотрывным движением, лепить колбаски. | Гуашь, пластилин. |
2. Построим пирамидку из колец. | Учить основным приемам лепки скатывания, соединять части. | Пластилин. | |
3. “Укатилась неваляшка...” | Закрепить умение рисовать круглую форму. Учить определять величины частей и их расположение относительно друг друга. | Гуашь. | |
4.Красивые тарелочки. | Научить украшать круглую форму. | Цветные листы круглой формы, гуашь. | |
5. Оденем наших кукол. | Учить самостоятельно, выбирать цвет для украшения; примакивание. | Гуашь. | |
IV. Здравствуй, зимушка-зима! | 1. Снег кружится за окном. | Игровые упражнения, показывающие, как кружится снег. Учить ритмом мазков передавать падающий снег. | Тонированная бумага разного цвета, белая гуашь. |
2. “Посреди двора - Баба снежная жила”. | Учить рисовать и лепить предмет, состоящий из нескольких частей круглой формы. | Тонированная голубая бумага, гуашь бледно-розовая, желтая; пластилин. | |
3. Кто спрятался под деревом? | Учить рисовать дерево, снег, лежащий на ветках. | Гуашь коричневая и голубая. | |
4. Новогодние украшения для лесных зверей. Сказочные пряники. | Учить украшать вылепленную форму горошинками, колечками, кружочками. | Пластилин. | |
5. Слойка (рельеф) | Закреплять прием раскатывания, учить использовать стеку. | Пластилин, картон. | |
6. Елочка в красивом наряде. | Закреплять прием раскатывания, учить использовать стеку для того, чтобы сделать елочку “пушистой”. | Гуашь, пластилин, картон. | |
V. “Там на неведомых дорожках - следы невиданных зверей...” | 1. Солнышко уснуло на тучке. | Обыграть понятия “теплый и холодный” цвет - игры-потешки про солнышко. Закрепить умение рисовать круглую форму и прямые линии. | Гуашь желтого и синего цвета. |
2. Какого цвета снег? | Заполнять красками лист, знакомить с оттенками синего цвета. | Гуашь. | |
3. Морское царство. | Подвижные игры. Учить изображать ритмом мазков спокойное и волнующееся море. | Гуашь. | |
4. На службе у Нептуна. | Познакомить с обитателями аквариума. Учить внимательно, разглядывать НАТУРУ: форму рыбок, их цвет и др. | Гуашь. | |
5. Тюпа, Томка и Котенок. | Учить лепить и рисовать зверей, закрепляя основные приемы лепки и рисования. | Пластилин, гуашь. | |
6. Ищем Золотой ключик, или в гостях у черепахи Тортиллы. | Учить использовать природный материал для создания выразительного образа. | Пластилин, скорлупки от фисташек. | |
7. Божья коровка. | Показать возможности использования нитки для разрезания пластилина; уточнять необходимые детали с помощью цветного пластилина. | Пластилин. | |
VI. Весна-Красна. | 1. Весенние ручейки. | Учить детей отражать настроение весны. Стимулировать самостоятельный выбор варианта изображения. | Гуашь. |
2. Первые цветы. | Учить детей широкими мазками рисовать бутоны тюльпанов используя слияние двух цветов. | Гуашь красного, желтого, зеленого цветов. | |
3. “Яблони в цвету” | Закреплять умение рисовать деревья, использовать технику примакивания для изображения цветов. | Тонированная бумага, гуашь | |
4. “Грачи прилетели” | Учить детей рисовать птиц, совершенствовать умение работать с разными красками. | Гуашь. | |
5. Разноцветная бабочка. | Развивать фантазию, учить подбирать краски. | Трафарет бабочки, гуашь. | |
VII. Наши волшебные пальчики. | 1. Пчелки. 2. Гусеница. 3. Большеглазые жучки. | Заинтересовать ребенка, превратив занятие в увлекательную игру. Учить детей использовать отпечатки подушечек пальцев, суставов согнутых пальцев для получения изображения. | Гуашь. |
4. Бусы для мамы. | Познакомить детей с необычным пластичным материалом. Учить катать аккуратные шарики одинакового размера. |
Средняя группа
Тематический цикл | Предлагаемые темы занятий | Педагогические задачи | Материал |
I. Волшебные краски | 1. Теплые и холодные цвета. “Живут на свете две сказки: теплая и холодная...Перед нами две двери: красная и синяя; одна из них ведет в теплую сказку, другая - в холодную...”. | Эмоционально-образное изучение возможного цвета. Возможные задания: 1. Подобрать цвета для нарядов Карлсона, Чебурашки, Бабы Яги, Кащея и др. 2. В какие игры можно играть в теплой сказке, а в какие - в холодной? и др. | Гуашь Картон синего и красного цвета. |
II. Золотая осень. | 1. Курочка с цыплятами на лужайке (коллективная композиция) | Закрепление известных способов лепки; уточнение представлений о пропорциях и деталях в лепке. | Пластилин, природный материал. |
2. В лес по грибы. | Развивать чувство восхищения богатством природы; познакомить с основами композиционного размещения изображения на листе; закрепление умения рисовать овальные формы. | Гуашь, пластилин. | |
3. Красивые цветы. | Развивать умение соблюдать пропорции. | Гуашь. | |
4. Ежики на прогулке. | Лепка овальной формы, уточнение формы прищипыванием и сглаживанием пластилина. | Пластилин, иголки от сосны. | |
5. Бал лесных зверей (готовим угощения). | Совершенствование способов лепки. | Пластилин. | |
6. Осеннее дерево. | Развитие умения рисовать дерево. Самостоятельная работа по украшению дерева осенним нарядом. | Гуашь, восковые мелки. | |
7. Идет дождь. | Учить отражать признаки поздней осени и настроение ненастного дня. | ||
III. Зимушка-зима | 1. Снегири. | Учить рисовать птиц, передавать особенности формы головы, туловища, хвоста, передавать яркую окраску этих птиц. | Гуашь. |
2. Деревья в снегу. | Развивать умения передавать в рисунке красоту природы; закреплять умение рисовать гуашью (всей кистью, кончиком). | Гуашь. | |
3. Развесистое дерево. | Учить рисовать силуэт дерева на фоне светлого неба, передать ажур его ветвей. | Чернила, тонированная бумага голубого цвета. | |
4. Наша нарядная елка. | Учить рисовать пушистую ель и украшать ее разноцветными шарами; формировать представление о ритме в рисунке. | Гуашь. | |
5. Снежинки (примакивание). | Рисуем узор на необычном формате; располагаем его в зависимости от формы бумаги. | Небольшие разные форматы (круг, овал, ромб),гуашь | |
6. Красивая шаль. | Учить украшать шаль, располагая элементы узора в середине и чередовать их по краям. | Гуашь. | |
IV. Флора и фауна. | 1. Разные рыбки. | Учить изображать рыбок, рисуя плавным движением кисти овальную форму; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов. | Гуашь. |
2. Гусь. | Учить рисовать интересную птицу, соблюдая характерные пропорции. | Тонированная бумага, гуашь. | |
3. Медвежата. | Учить рисовать медвежат сухой щетиной кисти, дополняя детали палочкой. | Гуашь, тушь, палочка. | |
4. Овечка (рельеф) | Учить с помощью обычных колбасок, завитых в колечки, создавать интересный образ животного. | Картон, пластилин. | |
5. “Ребятам - о зверятах” (рыбка, котенок, зайчик, такса, утка с утятами). | Совершенствовать способы лепки, передавая пропорции строения различных животных. | Пластилин. | |
6. Море. | Знакомство с техникой монотипии. | Гуашь, кафельная плитка, силуэты чаек из бумаги. | |
V. Весна-Красна | 1. Букет цветов для мамы. | Рисуем красивые цветы, работая всей кистью и ее кончиком. | Гуашь |
2. Портрет мамы. | Учить рисовать портрет. | Гуашь | |
3. Весенняя картина. | Учить рисовать березу в нежном, весеннем убранстве. | Восковые мелки | |
VI. Чудесный город. | 1. По улицам спешат машины. | Учить детей изображать транспорт. | Карандаш и восковые мелки |
2. Дом, в котором ты живешь. | Учить изображать жилое здание, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. | Карандаш, восковые мелки. | |
3. “Красуйся, град Петров!” | Отражать эмоциональные впечатления от “свидания с городом”. | Восковые мелки, акварель. | |
VII. Наши маленькие волшебные пальчики. | 1. Пчелки и стрекозки на лугу. | Развивать обучение, начатое в младшей группе, усложняя композицию, нанося основной рисунок пальчиками. | Гуашь. |
2. В море живут осьминожки. | Использовать отпечаток кисти руки для создания изображения. | Гуашь. | |
3. Жил на свете старый жук. | Использовать отпечаток маленького сапожка для создания сказочного образа. | Гуашь. | |
4. Брошка для мамы (рельеф). | Учить детей делать необычный подарок для мамы, используя свойство соленого теста, эластичность и твердость при высыхании. | Соленое тесто, цветной картон, клей ПВА. |
Старшая группа
Тематический цикл | Предлагаемые темы занятий | Педагогические задачи | Материал |
I. Золотистая осень. | Волшебные краски. | Обогатить знания детей о цветовой гамме, напомнить, какие цвета являются основными, какие составными (на примере сказки о девочке - зиме и девочке - весне и их любимых красках). | Гуашь. |
2. Красивые цветы. | Учить детей видеть красоту живых цветов, различать на только основные цвета, но и их оттенки. Знакомство с новыми красками - акварелью. | Акварель. | |
3. В саду созрели яблоки. (Пейзаж многоплановый). | Учить видеть красоту родной земли. ввести понятие “пейзаж”, побуждать желание изображать природу. | Мелки восковые, акварель. | |
4. Что растет в саду и на огороде (добрые и злые сказочные герои). | Лепить овощи и фрукты с характером по мотивам сказки Джанни Родари “Чиполлино”. Вспоминаем и закрепляем основные приемы лепки. | Пластилин. | |
5. Осенний лес. | Рассматривая репродукции с изображением осенней природы, показать разнообразие палитры осени. | Гуашь. | |
6. “Город этот выдумал один художник, Люди в нем не знали, что такое ДОЖДИК...” (мальчики и девочки под зонтиками). | Учить использовать свойство восковых мелков отталкивать воду; рисовать фигуру человека в движении; передавать настроение, подобрав самостоятельно цвет зонтика и одежды. Обыгрываем ситуацию “под зонтиком“ в сопровождении музыки. | Акварель, восковые мелки. | |
7. Бабочка (рельеф). | Учить создавать декоративную композицию, используя различные семена. | Семена дыни, арбуза, клена и др.; пластилин. | |
8. Скатерть - самобранка. | Развивать фантазию и воображение; знакомить с коллажем; учить находить правильное композиционное решение. | Листы бумаги большого формата, гуашь, вырезки из ярких журналов, клей. | |
9. Деревья на ветру. | Ввести понятие графики; учить отражать признаки поздней осени, настроение ненастного дня. | Тушь, палочки удлиненно-горизонтальной формы. | |
II. “Город над вольной Невой”. | 1. Я строю красивый дом для моего города. | Используя технику аппликации, учить создавать проект дома, подбирая самостоятельно контуры крыши, размер окон и др.; акварелью исполнять передний и задний планы; тушью - украшения на самом здании. | Цветная бумага, акварель, тушь, палочки, клей. |
2. “Твоих оград узор чугунный...” | Знакомить с понятием ритма в рисунке, используя игровую ситуацию; учить самостоятельно проектировать фрагмент рисунка, выполнить его несколько раз, разноцветный фон создать восковыми мелками. | Тушь, палочки, восковые мелки. | |
3. Узнай и дорисуй. | Развивать зрительное восприятие на материале представлений об архитектуре нашего города; закреплять знания о некоторых архитектурных памятниках на уровне узнавания характерных деталей. Дети, используя трафареты, дополняют свой рисунок необходимыми деталями. | Акварель, карандаши, готовые контуры знакомых архитектурных памятников. | |
III. Здравствуй, зимушка-зима! | 1. Зимние краски. | Учить детей передавать красками впечатления от зимней природы: солнечный звенящий зимний день с разноцветными бликами на снегу. | Акварель, гуашь. |
2. Дети играют в снежки. | Развивать умение изображать фигуру человека в движении, правильно создавать композицию, добавляя передний и задний план. | Восковые мелки, акварель. | |
3. Петрушка на елке (рельеф). | Учить создавать рельефное изображение из соленого теста на ткани; затем рисовать его | Соленое тесто, ткань, картон, гуашь, стека. | |
4. Новогодняя открытка в технике коллажа. | Учить рисовать разноцветную ель в снежном убранстве, украшенную яркими игрушками, используя манную крупу, глянцевую бумагу. | Гуашь, клей ПВА, обложки ярких журналов, манная крупа. | |
IV. Наши любимые сказки. | 1. Сказочная птица. | Игровая ситуация: “Мы попали в сказочный лес...” Передаем образ сказочной птицы, замечаем ее характерные особенности в отличие от реальной, украшаем рисунок декоративным узором. | Гуашь. |
2. ”Три поросенка” (объемная композиция, коллективная работа). | Закрепляем основные приемы лепки, работая небольшими группами; создаем творческие работы. | Пластилин, различный природный материал, картон. | |
3. “Муха-цокотуха”. | Учить связывать различные варианты изображения с конкретным содержанием сказки; сочетать технику работы тушью с акварельными красками. | Тушь, акварель. | |
4. “Репка”, “Теремок”, “Чебурашка”. | Формировать умение композиционного построения материала при иллюстрации выбранной сказки. | Гуашь. |
V. Весна-красна. | 1. Ранняя весна (пейзаж в овале). | Развивать эмоциональное отношение к явлениям природы; учить смешивать краски для получения нежных оттенков. | Восковые мелки, акварель. |
2. Первые весенние цветы (букет нарциссов с натуры). | Развивать умение внимательно изучать натуру. | Карандаши, акварель. | |
3. Сады цветут. | Учить передавать весеннее настроение, используя краски нежных постельных тонов; закреплять умение располагать изображение по всему листу (ближе - дальше). | Восковые мелки, акварель. | |
4. Портрет девушки-весны. | Обогащать эмоционально-образное восприятие природы, отождествляя ее с образом человека. | Мелки, акварель. | |
VI. Флора и фауна. | 1. Друзья: кошка и собака. | Развивать внимание, наблюдательность при рассматривании домашних животных; формировать умение замечать характерные особенности увиденного и передавать их на бумаге. Учить использовать тушь с последующим размывом водой. | Тушь, палочки, вода. |
2. Котенок Кузя на плетеном коврике(объем. композиция). | Учить лепить части тела котенка приемом вытягивания из куска пластилина. | Пластилин. | |
3. Нильс на птичьем дворе. | Учить передавать в движении характер хлопотливых обитателей птичьего двора, по сказке Сельмы Лагерлеф “Путешествие Нильса с дикими гусями”. | Пластилин. | |
4. Бычок на лугу. | Учить рисовать бычка, обводя карандашом пальцы своей руки.Цветы на лугу дети выполняют самостоятельно. | Восковые мелки, карандаш, акварель. | |
5. Поросенок Плюх и все-все-все. (По сказке И.Румянцевой “Про маленького поросенка Плюха”) | Учить передавать в рисунке и в лепке характерные особенности животного. | Гуашь, восковые мелки, пластилин. |
Подготовительная группа
Тематический цикл | Предлагаемые темы занятий | Педагогические задачи | Материал |
I. Волшебные краски. | 1. Творческие композиции на темы: “Замок огня”; “Дворец теплого ветра”; “Дворец Солнца”; “Дворец Воды”; “Дворец Метели”;“Ночное небо” | Углубить представление о значении цвета в живописи, о многоголосии каждого из семи цветов радуги. | Акварель, гуашь. |
2. Творческие композиции на темы: “Тепло-Холодно” “Песня”,“Сыро” “Ветер”“Огонь” “Ночь” и др. | На основе представлений о богатстве каждого из семи цветов радуги, учить выражать цветом впечатления от известных состояний и объектов. | Гуашь. | |
II. Золотая осень. | 1. Прогулки в осенний лес. | Развивать понятие цвета, линии и формы в природе при передаче осеннего колорита. | Акварель, восковые мелки. |
2. Дары леса (Натюрморт). | Обогащать эмоционально-образное восприятие окружающей природы, учить передавать в натюрморте собственный замысел. | Гуашь. | |
3. Жил на поляне мухомор... (объемная композиция). | Углубление умений работать с пластилином (резать ниткой на части); создавать целостную объемную композицию. | Пластилин. | |
4. Фрукты и овощи с натуры. | Учить передавать цветом наблюдаемые свойства: твердость яблока; прозрачность винограда и др. | Карандаш, акварель. | |
5. Осенняя ветка (рельеф). | Изучение технических приемов в исполнении рельефа. | Пластилин. | |
6. Ветка рябины в вазе (с натуры). | Обогащать умение рисовать с натуры. | Карандаш, акварель. | |
7. Творческая композиция “Ежик в траве” (флористика). | Учить использовать природный материал (листья и травинки) для создания интересной композиции. Фон выполняется акварелью. | Акварель, сухие листья и трава, цветная бумага, фломастеры. | |
8. Петушки распетушились (рельеф). | Учить передавать фактуру и оперение птиц с помощью различных семян; развитие творчества и воображения. | Семена арбуза, дыни, тыквы; сухой тростник. | |
III. Сказка всегда разноцветная... | 1. Крокодил Гена и Чебурашка (Э.Успенский). 2. Кот в сапогах (Ш.Перро). 3. Маша и Медведь. | Учить алгоритму изображения сказочных героев: сначала создавать мысленный образ по прочитанному произведению, лишь затем брать краски. | Гуашь. |
4 Сказка о царе Салтане (А.С.Пушкин). Творческие композиции: а/”Ситцевые корабли” | По готовому трафарету выполнить сказочный корабль, подобрав по цвету лоскутки ткани; фон - гуашь. | Гуашь, кусочки ткани, клей. | |
б/”Сказочный дворец” (рельеф из соленого теста). | На ткани выложить изображение дворца и покрыть узором, словно кружевом, используя отпечатки различных предметов (значки, колпачки от авторучек, насадки от кулинарного шприца и др.) | Картон, клей, ткань, соленое тесто. | |
IV. Здравствуй, зимушка-зима! | 1. Портрет Зимушки-зимы в ажурной раме. | Познакомить детей с разнообразием линий и узоров, созданных природой; рассмотреть узоры на стекле. Учить рисовать портрет, используя холодную гамму красок. | Акварель, восковые мелки, карандаш. |
2.”Мороз и солнце - день чудесный!” | Передавать в рисунке настроение солнечного зимнего леса, используя всю палитру красок; рисовать различные породы деревьев. | Восковые мелки, гуашь, акварель. | |
3. Здравствуй, дедушка Мороз! | Рисуем фигуру человека в движении; передаем радостную атмосферу праздника. | Гуашь. | |
4. Лыжник. | Упражнять детей в лепке фигуры человека в движении. | Пластилин, проволока. | |
V. “Жили-были дед да баба”. | 1. Роспись прялки. Украшаем сарафан и рубаху. | Воспитание эстетического вкуса; знакомство с трудом и бытом в русской культуре (сказки “Царевна-лягушка). | Гуашь. |
2. Роспись полотенца. | Познакомить детей с символами древнего орнамента. | Гуашь красного цвета, ножницы, тонкая белая бумага для вырезания кружева. | |
3. Панно “Петушок”. | Ввести понятие ручной набойки. Учить наносить изображение на ткань с помощью штампов из сырого картофеля. | Цветная однотонная бумага, картофель. | |
4. Композиция “Девица-красавица” или “Добрый молодец” (на выбор). | Углублять умения работать в технике коллажа; работать с различными по фактуре материалами; создавать интересные сказочные образы; развивать фантазию и воображение. | Ткани различной фактуры, цветная бумага, гуашь, клей. | |
VI. Весна-красна. | 1. “О весне сказали нам вербочки лохматые...” 2. Живой букет. | Учить передавать настроение ранней весны в рисунке. Закрепить умения рисовать с натуры - работа с палитрой. | Акварель, восковые мелки. Акварель. |
3. Моя любимая мама. | Рисовать портрет мамы на красивом фоне; из кусков цветной бумаги сконструировать ей нарядное платье. | Мелки, акварель, обрезки глянцевых обложек журналов. | |
4. Вазочка с цветами (рельеф). | Учить правильному композиционному размещению изображения. | Пластилин, картон. | |
VII. Блистательный Санкт-Петербург. | 1. “Мосты повисли над водами...” | Ажурные решетки мостов рисовать тушью, предварительно выполнив фон акварелью, использовать штампы из сырого картофеля. | Акварель, карандаш, кусочки сырого картофеля, тушь, перья. |
2. Белокаменные соборы. | Используя технику коллажа, передавать красоту величественных соборов. | Цветная бумага, вырезки из обложек журналов, клей, акварель. | |
3. Удивительное - рядом (наша улица). | Учить отображать в рисунке то, что окружает в повседневной жизни с неповторимыми особыми приметами. | Цветные карандаши, тушь, палочки. | |
4. Вечерний город - праздничный салют. | Учить передавать колорит вечернего города; познакомить с техникой граттаж. | Тушь, воск, акварель, шариковая ручка. | |
VIII. Путешествие в разные страны. | 1. Животные жарких стран. | Знакомство с палитрой знойных стран; закреплять умения лепить животных, соблюдая пропорции. | Гуашь, пластилин. |
2. Живут на Севере медведи и пингвины. | Знакомство с палитрой Севера. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Рисуем от пятна. | Гуашь, пластилин. | |
3. Экзотические птицы. | Использовать технику рваной аппликации для создания интересных, экзотических птиц. Фон - акварель. | Карандаш, цветная бумага, клей, акварель. | |
4. Рисуем животных штрихами. | Учить рисовать животных штрихом как особым выразительным средством. | Тушь, палочки. | |
5. Не просто букашки... | Выбираем формат в зависимости от задуманного рисунка, делаем акцент на выразительности линии. | Тушь, палочка. | |
6. Путешествие в подводный мир. | Рисуем обитателей подводного мира. Передаем разнообразие форм и красок. | Акварель, тушь. | |
7. Подводный мир (рельеф). | Творческая коллективная композиция на большом формате. | Картон, пластилин, природный материал. |
Промежуточные результаты освоения Программы
Младшая группа
Овладевший, необходимыми умениями и навыками.
Художественное творчество
— улавливать образ в штрихах, мазках и в пластической форме.
В рисовании:
— правильно держать изобразительные материалы (карандаш,
фломастер, восковые мелки, кисть и др.) и действовать с ними;
— проводить линии в разных направлениях, обозначая контур предмета
и наполняя его деталями, что делает изображаемый предмет
узнаваемым;
— дополнять созданное изображение рассказом о нём.
В лепке:
— действуя с пластическим материалом (глиной, пластилином,
пластической массой), отщипывать или отрывать от основного куска
небольшие комочки, скатывать, сплющивать, прищипывать и
оттягивать отдельные детали, создавая изображение знакомых овощей,
фруктов, посуды и т. д.
Средняя группа
Овладевший, необходимыми умениями и навыками.
В рисовании:
— понятно для окружающих изображать всё то, что вызывает у него
интерес;
— передавать характерные признаки предмета: очертания формы,
пропорции, цвет;
— путём смешивания краски создавать цветовые тона и оттенки.
В лепке:
— действуя с пластическим материалом (глиной, пластилином,
пластической массой) отщипывать или отрывать от основного куска
небольшие комочки и раскатывать их круговыми и прямыми
движениями ладоней рук;
— соединять готовые части друг с другом;
— украшать созданные изображения с помощью стеки и налепов
Старшая группа
Овладевший, необходимыми умениями и навыками.
Художественное творчество
Понятно для окружающих рисует и лепит то, что для него
(мальчика или девочки) интересно или эмоционально значимо.
Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной
литературе и природе простые сюжеты для изображения и
передаёт их с помощью доступных средств выразительности
(формы, пропорции, цвета). Начинает интересоваться историей
народных промыслов
Художественное творчество
— при создании изображения проявлять элементы воображения,
фантазии.
В рисовании:
— рисовать гуашью (по сырому и сухому);
— использовать способы различного наложения цветового пятна
и цвет как средства передачи настроения, состояния, отношения
к изображаемому или выделения в рисунке главного;
— украшать созданные изображения.
В лепке:
— лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками
пальцев, сглаживать места соединения;
— оттягивать детали пальцами от основной формы.
Подготовительная группа
Овладевший, необходимыми умениями и навыками.
Художественное творчество
В рисунке и лепке выразительно передаёт то, что для него (мальчика
или девочки) интересно или эмоционально значимо, отражая
характерные признаки: очертания формы, пропорции, цвет.
Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной
литературе и природе простые сюжеты для изображения. Проявляет
интерес к истории народных промыслов. Испытывает чувство
уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством
Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкцию. При
создании рисунка, лепки, аппликации и в конструировании умеет
работать по правилу и образцу. Способен, под руководством
взрослого и самостоятельно оценить результат собственной
деятельности, определить причины допущенных ошибок, наметить
пути их исправления и добиться результата
В рисовании:
— понятно для окружающих изображать всё то, что вызывает у него
интерес (отдельные предметы, сюжетные картинки, иллюстрации к
книгам, событиям);
— передавать характерные признаки предмета: очертания формы,
пропорции, цвет;
— путём смешивания краски создавать цветовые тона и оттенки;
— рисовать гуашью (по сырому и сухому);
— использовать способы различного наложения цветового пятна и
цвет как средства передачи настроения, состояния, отношения к
изображаемому или выделения в рисунке главного.
В лепке:
— создавать изображения с натуры и по представлению, передавая
характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и
различия в величине деталей;
— использовать разные способы лепки - пластический,
конструктивный, комбинированный;
— лепить из целого куска пластического материала, моделировать
форму кончиками пальцев, сглаживать места соединений, оттягивать
детали пальцами от основной формы, украшать созданные
изображения с помощью налепов и путём процарапывания узора
стекой).
Использованная литература
1. Аксенов Ю.. Левидова М. Цвет и линия. - М.. 1986.
2. Алексеева В. Что такое искусство? - М.: “Советский художник”, - 1991.
3. Витковская А.М. Развиваем зрительное восприятие /Альбом упражнений. - Спб, 1996.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
5. Горяева Н.А. Первые шаги в искусстве. - М.: Просвещение, 1991.
6. Изобразительное искусство и художественный труд /Б.М.Неменский, М.М.Фомина, Н.В.Гроссул и др. - М.: Просвешение, 1991.
7. Ушакова В. Азбука искусства. - Спб. 1996.
Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
Интернет-ресурсы.
1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Педсовет.org. Живое пространство образования. – Режим доступа : http://pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.s
Технические средства обучения.
1. Компьютер .
2.Мультимедийная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Художественно-эстетическому развитию. для детей 4-5 лет средней группы «Ягодки»
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского...
Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию для детей 4 - 5 лет
Программа по рисованию, лепке и аппликации для дошкольников 4 - 5 лет....
ПРОГРАММА по художественно эстетическому развитию ( музыка) детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет
Программа направлена на реализацию образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» раздела « Музыкальная деятельность» ООП ДО посредством соз...
Дополнительная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юный художник»
Педагогическая целесообразностьИз многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и с...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг
quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...
Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада». 2023-2024 учебный год
Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к...
Программа по художественно-эстетическому развитию «Изобразительная деятельность в детском саду». Автор Т. С. Комарова
Формирование у детей устойчивого интереса к художественному творчеству, обогащение сенсорного опыта, развитие образного эстетического восприятия, формирование эстетических суждений; воспитание самосто...