Программа по художественно-эстетическому развитию «Изобразительная деятельность в детском саду». Автор Т. С. Комарова
рабочая программа по аппликации, лепке
Формирование у детей устойчивого интереса к художественному творчеству, обогащение сенсорного опыта, развитие образного эстетического восприятия, формирование эстетических суждений; воспитание самостоятельности; развитие умения активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию
Автор Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса к программе «От рождения до школы», конспекты Комаровой Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Направленность программы художественно-эстетическое развитие детей.
Цель программы:
формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
Задачи обучения по направлению программы:
развитие продуктивной деятельности
Предметное рисование
Совершенствовать умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Побуждать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
Знакомить с новыми способами работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою) ; разные способы создания фона для изображаемой картины (при рисовании акварелью и гуашью — до создания гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения).
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.) Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный, Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Сюжетное рисование
Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.).
Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.
Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Декоративное рисование
Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного - декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Объем программы составляет: по рисованию в подготовительной группе два раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Занятия по лепке и аппликации проводятся два раза в месяц, чередуясь. Продолжительность одного занятия 30 минут. Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
- ООД (занятия),
- беседы,
- наблюдения,
- рассматривания,
- игровые занятия с цветом,
- элементарные опыты с цветом и красками,
- наблюдения на экскурсиях,
- проблемно-игровые ситуации,
- ознакомление с жанрами искусства,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
Условия реализации:
1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и для занятий по бессюжетной живописи. В группе созданы необходимые условия реализации программы.
Группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, для которых актуально развивать мелкую моторику, здесь ведется работа по лепке из соленого теста, оборудован изо-уголок, дающий детям право выбора материалов для самовыражения через разные изобразительные техники.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
3. Самостоятельная деятельность детей (создание условий).
4. Педагогическая диагностика
Диагностика изодеятельности детей (на основе диагностики Т.С. Комаровой).
Анализ продуктов детской деятельности
Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
5. Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Методы и приемы по изо деятельности:
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный):
-наблюдение;
- обследовании предметов и картин и иллюстраций;
-беседа.
Репродуктивный метод обучения изо деятельности- применяется для закрепления путем упражнения.
Игровой метод:
- создание игровой мотивации;
- поставить перед детьми игровую, а затем учебную задачу, которая подчиняется игровой;
- игровые действия должны совпадать с изобразительными.
- методы стимулирования,
- организации и контроля.
- методы изложения;
- методы организации самостоятельной деятельности.
Предполагаемый результат:
Изобразительное искусство
Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
Называть основные выразительные средства.
Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической, развивающей среде.
В рисовании:
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображений.
В лепке:
Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движение фигур, создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
Выполнять декоративные композиции способом налепа и рельефа.
Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
В аппликации:
Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
Создавать сюжетные и декоративные композиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной му...
Учебная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел «Музыкальная деятельность»).
Учебная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел «Музыкальная деятельность») направлена на реализацию образовательной программы ДОУ....
"Изобразительная деятельность в детском саду" автор Т.С. Комарова Младшая группа
ldquo;Изобразительная деятельность в детском саду” Младшая группа...
Технология «Проектная деятельность в детском саду» автор: Веракса Н. Е.
Развивать свободу творческой личности ребёнка; помочь детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе; развивать способность активной сознательной мыслительной работы....
Технология "Игровая деятельность в детском саду" автор Н.Ф.Губанова
laquo;Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение,как у взрослого деятельность – работа, служба.Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет ...
Технология «Проектная деятельность в детском саду» автор: Веракса Н. Е.
Развивать свободу творческой личности ребёнка; помочь детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе; развивать способность активной сознательной мыслительной работы....
Консультация для родителей по художественно - эстетическому развитию. «Развитие изобразительной деятельности детей в семье».
Консультация для родителей по художественно - эстетическому развитию. «Развитие изобразительной деятельности детей в семье»....