Декоративное рисование «Завиток» ( по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Декоративное рисование
«Завиток»
( по мотивам хохломской росписи)
(подготовительная группа ) Воспитатель : Пермякова В.Н.
Программное содержание.
Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.
Материал.
Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.
Связь с другими образовательными областями.
Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».
Ход занятия.
I Организационный момент.
Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).
Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.
II Основная часть.
Часть 1
Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.
Слайд 1
-Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.
Слайд 2
-Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.
Слайд 3-7
-Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.
Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? ( красивая посуда, яркая , радостная , богатая, красочная!)
-Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева.)
-Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)
Слайд 8-10
-Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?
Слайд 11
-Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).
-Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.
-Травный орнамент, или «травка»,
Так характерен для всей хохломы,
Чудесный рисунок волшебной страны!
Слайд 12
Элементы травной росписи.
-Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.
“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.
“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.
“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.
“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Слайд 13
Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!
Слайд 14
Листики
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.
Слайд 15
Ягодки
Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.
Слайд 16
Ягодки смородины
Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.
Слайд 17
А вот посмотрите – знакомый сюжет.
Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?
-Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.
Слайд 18-20
-Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.
Слайд 21
-Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи.)
Слайд 22
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?
Игра « Убери лишний предмет»
Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.
Игра «Найди завиток на моем фартуке».
Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»
Часть 2
-А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.
-Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать ? (завиток). Правильно завиток.
Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.
Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.
Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.
Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).
А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.
Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.
Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.
Дети рисуют под музыку.
III Итог
Анализ
Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_risovaniyu_khokhloma.docx | 514.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративное рисование
«Завиток»
( по мотивам хохломской росписи)
(подготовительная группа ) Воспитатель : Пермякова В.Н.
Программное содержание.
Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.
Материал.
Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.
Связь с другими образовательными областями.
Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».
Ход занятия.
I Организационный момент.
Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).
Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.
II Основная часть.
Часть 1
Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.
Слайд 1
-Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.
Слайд 2
-Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.
Слайд 3-7
-Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.
Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? ( красивая посуда, яркая , радостная , богатая, красочная!)
-Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева.)
-Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)
Слайд 8-10
-Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?
Слайд 11
-Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).
-Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.
-Травный орнамент, или «травка»,
Так характерен для всей хохломы,
Чудесный рисунок волшебной страны!
Слайд 12
Элементы травной росписи.
-Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.
“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.
“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.
“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.
“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Слайд 13
Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!
Слайд 14
Листики
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.
Слайд 15
Ягодки
Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.
Слайд 16
Ягодки смородины
Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.
Слайд 17
А вот посмотрите – знакомый сюжет.
Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?
-Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.
Слайд 18-20
-Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.
Слайд 21
-Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи.)
Слайд 22
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?
Игра « Убери лишний предмет»
Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.
Игра «Найди завиток на моем фартуке».
Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»
Часть 2
-А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.
-Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать ? (завиток). Правильно завиток.
Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.
Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.
Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.
Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).
А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.
Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.
Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.
Дети рисуют под музыку.
III Итог
Анализ
Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по декоративному рисованию «Матрешка» (по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе
Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.3. Совершенствовать технические навыки....
Конспект НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию". Рисование по мотивам городецкой росписи в подготовительной группе "Роспись петуха"
«РОСПИСЬ ПЕТУХА»Цель: расширение представлений о городецкой росписи, ее колорите, особенностях; учить выделять основные элементы узора.Задачи:Образовательные:• упражнять в рисовании городецких у...
Игровая ситуация «Украсим шкатулку хохломской росписью» в подготовительной группе
Игровая ситуация «Украсим шкатулку хохломской росписью» в подготовительной группе.Программные задачи: Расширять представление детей о хохломской росписи (основных элементах узора, цветах)....
Декоративное рисование «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)
Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и ...
Декоративное рисование «Завиток»( по мотивам хохломской росписи)
Декоративное рисование«Завиток»( по мотивам хохломской росписи)...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами пластилинографии «Валенки для Деда Мороза по мотивам хохломской росписи» в старшей группе
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно – прикладного искусства, развитие творческих способностей....
- Мне нравится (1)