Эмоционально-волевое развитие детей с речевыми нарушениями
методическая разработка по теме
В данном материале обобщён опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников процесса: дети, родители, педагоги; включающей в себя разнообразные виды психологического сопровождения: диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское, а главное, в своём содержании учитывающей психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 257.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
В настоящее время отмечается постоянный рост числа детей с отклоняющимся поведением. До 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Л.С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения».
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Данный опыт работы посвящен отдельной части этого процесса - работе педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями. В рамках представленного опыта работы были проведены следующие мероприятия:
1.Разработан план диагностического обследования, с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка и ведущих групп нарушений.
(см.приложение № 1).
Схема построения работы с диагностическими данными.
(рис. № 1)
2.Разработана схема обработки диагностических данных с целью систематизации полученной информации.(см.приложение № 2).
3.Разработано планирование работы по коррекции страхов.
(см. приложение № 3).
4.Разработано планирование работы по коррекции тревожности.
(см. приложение № 4).
5.Разработан и проведен комплекс мероприятий по проблемам взаимодействия с агрессивными детьми и их родителями:
1)Подбор материалов и оформление картотеки игр по проблеме.
2)Подбор наглядной информации для оформления стендов и уголков для родителей.
3)Использование в практике работы ДОУ авторской программы по профилактике агрессивного поведения и обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Уходи, злость, уходи!» (см. приложение № 5).
6.Составлены картотеки игр по темам:
1) «Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста» (материал для воспитателей).
2) «Упражнения, направленные на снижение у детей агрессивности и страхов».
3) «Полезная релаксация».
4) «Саморегуляция эмоционального состояния».
5) «Развитие навыков общения».
6) «Игры для тревожных детей».
7.Проведены мероприятия по повышению профессиональной компетентности воспитателей в вопросах эмоционально-волевого развития детей:
1)Разработаны и проведены консультации на следующие темы:
- «Ознакомление дошкольников с эмоциями, как профилактика психосоматических заболеваний»,
-«Использование игр по развитию коммуникативных навыков в повседневной деятельности детей»,
-«Учусь владеть собой» (приёмы обучения старших дошкольников навыкам произвольности и самоконтроля),
-«Использование картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».
2)Проведён тренинг для воспитателей «Взаимодействие с агрессивными детьми».
8.Проведены мероприятия по повышению профессиональной компетентности родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей:
1)Разработка и проведение нестандартных форм родительского собрания, с целью активного обучения родителей приёмам оказания психологической помощи детям.
2)Подобран материал и оформлены папки-передвижки (наглядная информация) по вопросам эмоционально-волевого развития детей,
3)Подобран и оформлен материал по запросам родителей.
Результаты проведённой работы оценивались по следующим параметрам:
1.Диагностическое обследование по выделенным параметрам на начало и конец учебного года (за последние 4 года).
Сводный анализ диагностических данных за 4 года.
Показатели состояния эмоционально-волевой сферы.
2007-2011 гг.
Интенсивность тревожности | Учебный год | Уровни | Показатели ( в %) | Динамика | ||
Начало года | Конец года | |||||
2007-2008 | высокий | 30 | 24 | Снижение показателей | ||
средний | 32 | 31 | Снижение показателей | |||
низкий | 38 | 45 | Повышение показателей | |||
2008-2009 | высокий | 28 | 14 | Снижение показателей | ||
средний | 37 | 37 | Отсутствие динамики | |||
низкий | 28 | 14 | Повышение показателей | |||
2009-2010 | высокий | 31 | 22 | Снижение показателей | ||
средний | 30 | 30 | Отсутствие динамики | |||
низкий | 39 | 48 | Повышение показателей | |||
2010-2011 | высокий | 28 | 19 | Снижение показателей | ||
средний | 35 | 37 | Снижение показателей | |||
низкий | 37 | 44 | Повышение показателей |
Результаты сводной таблицы показывают наличие положительной динамики в состоянии эмоционально-волевой сферы детей.
2. Анкетирование родителей, с целью выявления динамики эмоционального состояния детей.
Результаты анкетирования родителей.
3. Анкетирование воспитателей, с целью выявления динамики эмоционального состояния детей.
Результаты анкетирования воспитателей.
Результаты анкетирования родителей и воспитателей показывают наличие положительной динамики в эмоциональном состоянии детей.
4.С целью повышения эффективности проводимой работы проводился опрос родителей и воспитателей по определению запроса на психологическую помощь, степень удовлетворённости проводимой работой.
Характер запросов родителей.
Характер запросов воспитателей.
Дальнейшее планирование работы строилось с учётом полученной обратной связи: выделялись проблемы, требующие особого внимания, использовались максимально эффективные в данной ситуации приёмы работы.
Необходимо отметить, что вся работа строилась в тесной взаимосвязи с учителями-логопедами, работающими в коррекционных группах.
Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников процесса: дети, родители, педагоги; включающей в себя разнообразные виды психологического сопровождения: диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское, а главное, в своём содержании учитывающей психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями. Анализ диагностических данных показывает наличие положительной динамики в состоянии эмоционально-волевой сферы воспитанников. Результаты опроса педагогов и родителей отмечают заметное улучшение эмоционального состояния детей после проведённой коррекционной работы. На протяжении всего учебного года сохраняется положительная мотивация к проводимым занятиям. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей способствует построению конструктивного взаимодействия с детьми, лучшему пониманию детских проблем, улучшает психологический климат в группе детского сада и семье.
Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.
Год участия, уровень мероприятия | Название мероприятия | Результативность |
Сентябрь,2011 г. | Круглый стол психологов г. Краснодара Тема: «Выполнение ФГТ при реализации образовательных задач образовательной области «Социализация» | Доклад на тему: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями» |
Октябрь,2011 г. | Курсы повышения квалификации педагогов-психологов Краснодарского края | Презентация: «Построение системы работы педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:...
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями (консультация для родителей)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями"
Консультация для воспитателей...
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями
Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен...