Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями
консультация (старшая группа) на тему
Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovila_alekseeva_t.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Алексеева Т.П.
Роль художественного слова в развитии и воспитании детей
В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие. В.Г. Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело, им решается участь человека». (В.Г. Белинский, Сочинения, т. IV, изд. АН СССР, М., 1954, стр. 79)
Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.
Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.
Так, книга С.Я. Маршак «Откуда стол пришел» в поэтической форме рассказывает о том, что стол, за которым ребенок работает и играет, сделан из дерева, что дерево росло в лесу и птицы вили гнезда на его ветвях.
В книге «Вчера и сегодня» С.Я. Маршак наглядно показывает преимущество современной техники, противопоставляя перо пишущей машинке, ведро с коромыслом – водопроводу.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает нравственному воспитанию.
Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. В.Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи и песенки.
С первых лет жизни у них появляются любимые песенки и стихи:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок…
Идет коза рогатая
За малыми ребятами…
Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи (ясное солнышко, быстрая реченька, кудрявая рябина), чувствует красоту поэтической метафоры:
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые…
К нам на длинной, мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке…
А.М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребенка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес — именно поэтому так велика роль стихов в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.
Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.
Понятие – стихотворение
Стихи – это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы.
Стихотворная речь имеет свои специфические особенности, на которые чтец должен обратить серьезное внимание. Прежде всего, стихотворные произведения внешне отличаются от прозаических. Каждое стихотворение имеет определенного размера строку, в то время как в прозаическом произведении строка единая, во всю ширину страницы.
Стихи отличаются от прозы и внутренними свойствами. Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов.
Ритм – это основа стиха, придающий ему определенный характер звучания. Различное содержание стихотворных произведений передается соответствующим разнообразием ритмов. Ритм – это закономерное повторение через определенные промежутки времени или расстояния однозначных явлений; в стихах – повторение ударных и неударных слогов в слогах.
Слова в стихотворном произведении расположены в строго ритмическом порядке, ударный слог чередуется с неударным. От перестановки слов нарушается ритм. Трудно заменить одно слово другим.
Безусловно, не один только ритм определяет звучность и красоту поэтической речи. Одним из элементов стиха является рифма.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строчек, связующее звено стихотворных строк. Стихотворная строка взаимодействует с другими строками прежде всего по логическому смыслу, а также по ритму, рифме. Но в то же время строка является единицей стихотворного ритма. Она представляет собой ритмически законченное сочетание слов, поэтому её следует отделять от других строк паузой, которая подчеркивает ритмическую законченность каждой строки.
Уж небо осенью дышало, (пауза)
Уж реже солнышко блистало, (пауза)
Короче становился день. (пауза)
(А.С. Пушкин)
Стих – речь с фиксированной паузой, её следует выполнять. Несоблюдение стиховой паузы не позволяет воспринять ритмичность чередования стихотворных строк, нарушает ритм всего произведения, оно звучит как проза.
В стихе чувствуется большая внутренняя связь содержания с внешней формой. Это речь эмоциональная, в ней отражены чувства поэта, особенно в лирических произведениях.
Работая над стихотворным произведением, чтец должен, помимо средств выразительной передачи, также внимательно разобраться в специфических особенностях стихотворной формы данного произведения и соблюдать правила чтения.
Выразительность речи
Темп речи – действенное средство её художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков придает речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.
Ритмом речи называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, через соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.
Голос – важна я речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.
Звучность голоса создает так называемую благозвучность речи, т.е. чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришептывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, плохой постановки речевого дыхания.
Высота голоса – движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается, падает, но не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется гибкостью голоса.
Сила голова – это звучность, полноценность, умение им управлять: давать его тихо, средне, громко; умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.
Обычно читают и рассказывают средним, умеренной силы голосом, но звучным, глубоким. В соответствии с содержанием текста то увеличивают, то уменьшают его силу. Являясь, подобно темпу, одним из элементов интонации, сила голоса помогает чтецу ярче, жизненнее нарисовать образы героев, о которых идет речь, их характеры, поведение.
Основной тон – основное звучание литературно-художественного произведения; он является как бы фоном, на котором чтец рисует отдельные картины, события, героев-участников этих событий.
Основной тон определяется содержанием и художественной формой исполняемого текста. В зависимости от характера литературного материала (темы, идейного содержания), от языкового стиля произведения намечается его основное исполнительское звучание.
Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.
В ней выделяются следующие компоненты:
- сила голоса (громкость, логическое ударение),
- пауза,
- темп и ритм (темпоритм),
- мелодика,
- эмоциональный тон,
- тембр.
Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость …), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость …).
Дикция – ясное, четкое произношение каждого отдельного звука нашей речи, каждого слова и всей фразы в целом. Чистая, ясная дикция чтеца обеспечивает понимание слушателями смысла произносимого текста. И наоборот, при плохой дикции возникают затруднения в понимании текста, а это приводит к тому, что произведение не доходит до слушателей. Следовательно, основная задача чтеца оказывается невыполненной.
Дыхание – периодически повторяющиеся акты: вдох, выдох, мгновенная остановка (покой), потом опять вдох, выдох, остановка и т.д. Это – непроизвольное дыхание. Речь человека тесно связана с его дыханием. Без дыхания не может быть речи.
При исполнении художественных произведений мы используем произвольное дыхание, т.е. дыхание, производимое по воле человека, контролируемое и регулируемое им. Здесь отдельные элементы дыхания изменяют свою последовательность. При чтении мы делаем вдох, потом краткую остановку (задержку воздуха), затем постепенный, медленный выдох.
Звуки голоса человека образуются при выдохе, как мы уже знаем, с помощью вибрации голосовых связок. Для того чтобы не было затруднений в речи, нужно научиться целесообразно использовать дыхание.
Чтение стихотворений
Многие литературные произведения для детей написаны в стихотворной форме. Это либо короткие подписи к картинкам в таких книгах, как «Игрушки» А.Л. Барто, «Детки в клетке» С.Я. Маршака, либо лирические стихи – «Наши цветы» Е.В. Серовой и т.д.
Содержание поэтических произведений для детей по своему характеру разнообразно. Наши дети имеют достаточное количество лирических и героических стихов, народных песенок, басен и т.д.
Стихотворная речь легко запоминается. При хорошем исполнении стихотворного произведения они чувствуют музыку поэтической речи, постепенно приучаются слышать гармонию русского слова.
Поэтическое слово, музыкальность, напевность стихотворной речи, её ритмичность способствует воспитанию художественного вкуса детей, воспитанию их музыкального слуха.
Любовь к поэзии следует воспитывать с самого раннего детства.
Для воспитания ребенка очень важно, чтобы стихотворение запомнилось ему в правильном художественном исполнении. При чтении стихов педагог передает не только смысловое содержание, но и их форму и стиховую музыку.
В стихах для детей чаще всего используют парную рифму. В ней рифмуются окончания двух ближайших строчек (1-я рифмуется со 2-ой, 3-я строчка с 4-й).
Например:
Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом наперёд.
(К.И. Чуковский «Тараканище»)
Когда же строка становится длиннее и ритмически усложняется, то уловить её ребёнку очень сложно, а запомнить ещё сложнее.
Если ребёнок воспринимает стихотворение с трудом, и оно плохо заучивается, лучше заменить его на более лёгкое.
Работа над стихотворением должна приносить ребенку радость.
Надо тренировать детей воспринимать рифму вслух. Лучше это делать в игровой форме, например, «поиграть в рифму». Можно придумать несколько рифм на заданное слово, например:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ. Образовательная область "Речевое развитие"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ. Формы,методы, приёмы....
"Консультация для родителей о роли сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его в...
Консультация для родителей. Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Тема: "Роль сюжетно- ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"....
Консультация для родителей Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость....
Консультация для родителей Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
консультация...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...