Ознакомление дошкольников с городом через художественную деятельность(старший и подготовительный возраст)
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме
Программа имеет художественно- эстетическую направленность. Предполагает приобщение дошкольника к ценностям культуры. Особое внимание уделяется тесной связи в художественном пространстве Санкт-Петербурга и единства архитектурного и скульптурного образа города.
Для того чтобы ребенок отразил и упорядочил свои знания мы знакомим дошкольника через художественную деятельность отразив события в рисунке или аппликации, ребенку легче рассказать о нем.
Актуальность программы в том, что знания стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в художественно-творческой деятельности,(стихи, чистоговорки, загадки о городе, дид.игры)
Педагогическая целостность программы в том, что занятия художественным творчеством способствуют развитию представления детей о городе, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка.
Цель образовательной прграммы:
Интерес дошкольника к культурному наследию Санкт-Петербурга и процессу его познания. Интерес дошкольника к культурному наследию Санкт-Петербурга и процессу его познания. Интерес в качестве цели это когда эмоциональный компонент является доминирующим и является предпосылкой успешного освоения системы знаний о культуре и истории Санкт-Петербурга.
Признаки интереса:
Эмоциональные проявления
Действенность представлений(перенос в общение и творческую деятельность)
Интеллектуальная и творческая активность(стремление к результату, самостоятельность, оригинальность)
Индивидуальное предпочтение(явлений, предметов, видов деятельности а также их количество и содержание)
Задачи:
1.Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу
Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться нее.
Развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к родному городу.
2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга.
Включить детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую «расшифровыванию» символов и смыслов, заложенных в архитектурно-художественных памятниках Санкт-Петербурга.
Способствовать развитию воображения и фантазии детей в процессе восприятия архитектурно-скульптурного облика города.
Развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
3. Создавать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт-Петербурга.
Сформировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте.
Познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт-Петербурга, раскрыть единство архитектурно-скульптурного образа города.
Познакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых петербуржцев.
Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений.
4. Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге.
Способствовать отражению представлений о Санкт-Петербурге и знаменитых петербуржцах в рисунках, играх-фантазиях, сказках, загадках.
Развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге.
Включать детей в создание коллекций, связанных с культурным наследием Санкт-Петербурга.
Отличительные особенности программы в том чтобы сформировать у детей представления о городе : от целостного объекта к ярким деталям-обратно к целостному объекту включающему детали.
Формы занятий:
- Виртуальные экскурсии
- Практическое занятие
- Выставки
- Конкурсы
Форма организации:
- Групповая
- Методы обучения:
- Вербальные
- Наглядные
- Практические
- ИКТ
Ожидаемые результаты:
- Направленность интереса на объекты художественной среды города, традиции города и горожан, их познание
- Устойчивость интереса
- Наличие проблемных высказываний и вопросов о городе
- Способность использовать освоенные знания и умения в процессе познания города
- Стремление к творческой продуктивной деятельности на основе освоенных знаний.
Учебно-тематический план 3год обучения
Цикл I
Ближайшее окружение:
Улицы
Название улиц
Происхождение названий
Достопримечательности ближайшего окружения
Дома ближайших улиц, их особенности, необычные элементы декоративного убранства,
Старинные и современные дома и их особенности.
Цикл-II
Исторический центр Санкт-Петербурга:
Петропавловская крепость:
Что такое крепость?
Происхождение названия «заячий остров»
Петровские ворота
Колокольня Петропавловского собора, ангел
Иоановский мост(решетки, фонари)
Монетный двор
Петропавловская крепость-музей под открытым небом
Адмиралтейство
Васильевский остров
Казанский и Исааковский соборы
Зимний дворец и Дворцовая площадь
Цикл - III
Традиции города:
Блокада(начало, освобождение)
Рождество, Новый год
Великие люди:А С Пушкин; И В Крылов; К И Чуковский
Масленица
День Победы(парад, салют)
День рождения города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_2.docx | 997.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Санкт –Петербург - морской и речной город»
Цель: Закрепить, уточнить и расширить знания детей о родном городе Санкт-Петербурге.
Задачи.
Познание:
-уточнить знания детей о символах города(флаг, герб, гимн)
-закрепить знания детей об основании нашего города
-закрепить названия рек, путем словообразования
(от креста- Крестовка, от волка - Волковка, от таракана -Таракановка, от карпа- Карповка, камень- Каменка, глухарь- Глухарка)
Коммуникация:
-активизировать словарь детей: флаг, гимн, герб, золотой кораблик, морской, речной якорь, жезл, символы, Медный всадник, Петропавловская крепость, заячий остров.
- закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными
Художественное творчество:
- учить дорисовывать силуэты символов города
- развивать мелкую моторику рук.
Социализация:
- воспитывать любовь и эмоциональное отношение к городу.
Ход занятия:
-Дети ,посмотрите, что у меня в руках?
(маленький мягкий мячик)
-Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
-Этот маленький мягкий мячик прикатился, чтобы порадовать вас, поднять вам настроение.
- Сейчас мы будим передавать его и говорить друг другу приятные слова.
Передаю мяч ребенку: «Сашенька, какая ты сегодня красивая» (далее говорят дети)
-У меня есть еще один круглый предмет (показываю глобус). Как он называется?
-На глобусе изображены разные моря, реки и страны. В какой стране мы с вами живем?(ответ детей)
-У нас в России много разных городов, я сейчас буду называть некоторые из них, а вы внимательно слушайте и когда услышите название города в котором мы живем, хлопните в ладоши.
(Москва, Воронеж, Новгород, Санкт-Петербург…)
-На название какого города вы хлопнули в ладоши? Почему?
(мы живем в Санкт-Петербурге)
-Дети, кто был основателем нашего города (Петр 1)
-А какой памятник поставили в память о Петре 1? (Медный всадник)
Кто расскажет стихотворение о Медном всаднике?
Ребенок читает:
Это памятник из бронзы
На коне сидит герой
Он красивый молодой
Это память в честь Петра
Много сделал он добра
Скачет воин в будни, праздник
А зовется Медный всадник. (Садитесь на места)
-Скажите, какая постройка была первой в Санкт- Петербурге?
(Петропавловская крепость)
-Где она была построена? (На Заячьем острове)
-Давайте поиграем в игру « по болоту Петр шел» и еще раз вспомним, как строилась крепость.
- А сейчас послушайте загадку:
Петропавловский шпиль
Над родною рекой
И широкие спины мостов
И суровые львы охраняют покой
У гранитных твоих берегов.
-О какой реке говорится в загадке? (о Неве)
- Кто скажет, какая она (широкая, глубокая, быстрая, длинная)
-а какие реки в городе вы еще знаете?
(Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Лебяжья канавка)
-В нашем городе есть и другие речки. Картинки помогут нам узнать их названия. ( «Крест», «Камень», «Волк», «Таракан», «Глухарь», «Карп»)
-Что здесь изображено?
-От слова «крест» произошло название реки «Крестовка»…
(Показываю поочередно рисунки - название реки )
-
-А сейчас поиграем в игру «Будь внимательным». Я буду показывать картинки, а вы будете называть реки. (Хорошо. Молодцы)
-Вначале нашей беседы я называла разные города. У каждого города есть свои отличительные приметы: символы. Назовите символы нашего города.
(флаг, герб, гимн)
-Посмотрите на эти флаги и скажите, какой флаг нашего города? Почему?
(на флаге Санкт-Петербурга изображен золотой кораблик. В нашем городе строились корабли, создавался флот)
-Что изображено на гербе города Санкт- Петербурга? (морской и речной якоря, жезл)
-Почему изображены якоря?
(Санкт-Петербург построен на большой реке, недалеко от Балтийского моря)
-Посмотрите, у меня есть рисунки, на которых художник не успел дорисовать некоторые детали символов города, давайте ему поможем (дети дорисовывают детали и говорят, что они дорисовали)
-Молодцы, вы сегодня хорошо занимались.
Конспект занятия «Прогулка по городу»
в подготовительной группе
Цель:
Закрепить, уточнить, расширить знания детей о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях. Уточнить представления детей об основателе нашего города Петре |. Закрепить знания детей о реках Санкт-Петербурга, учить правильно и быстро называть основные из них. Уточнить понятие о символе города – золотом кораблике на Адмиралтейском шпиле.
Ход занятия:
Дети, я вчера читала замечательную книгу о нашем городе и нашла в ней несколько загадок. Я загадала эти загадки мальчику, который приехал к нам в гости, но он их почему-то не мог отгадать. Чтобы отгадать эти интересные загадки, надо жить в нашем городе, надо хорошо его знать. Может вы попробуете их отгадать?
1.Есть удивительный город, а в нем…
2.Площадь эта главная, площадь эта славная…
3.Жил давно в России царь…
4.Памятник из бронзы…
(По мере отгадывания загадок показываю детям слайды с изображением Дворцовой площади, портрета Петра |, памятника Медный всадник)
Давайте вспомним, как появился наш город, какая постройка была самой первой? (ответ детей)
А сейчас поиграем в игру: «ПО БОЛОТУ ПЕТР ШЕЛ», эта игра напомнит нам о том, как появился наш город.
Вчера в нашем дворе поспорили два мальчика о том, сколько в нашем городе рек. Один мальчик говорит: «Три!» Другой в ответ: «Пять!». Спорили, спорили чуть не подрались. А вы сможете им помочь: сколько в нашем городе рек. ( ответы детей) Да, в нашем городе очень много рек- почти что 60 ( а если считать ручьи и каналы, то их более 80). А названия наших петербургских рек вы помните? Давайте поиграем с вами в игру: « ПЛЫЛ КОРАБЛИК ПО ВОЛНАМ». Считалка поможет нам выбрать того, кто будет «кораблик».
Вот видите, как много в нашем городе рек. По многим рекам плавают большие корабли и маленькие кораблики. Они перевозят различные грузы, возят пассажиров. Не зря Санкт-Петербург называют городом морской славы. Об этом нам с вами всегда напоминает красивый золотой кораблик на Адмиралтейском шпиле.
А сейчас поиграем в игру «ТЕТЯ ТУЧА».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"
Аттестационная работа по теме "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"...
Презентация "Ознакомление с родным городом через региональный компонент детей дошкольного возраста"
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные чер...
Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"
Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"...
Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность старших дошкольников
Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств. А чувство «патриотизма» довольно сложное.Возникает вопрос: можем ли мы говорить о во...
Конспект По ознакомлению с окружающим миром, через художественную литературу в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы»
Программное содержание:Задачи:- Расширять и уточнять представление о перелетных птицах.- Развивать интерес детей к окружающему миру.- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.-Пр...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром, через художественную литературу в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы»
КонспектПо ознакомлению с окружающим миром, через художественную литературу в подготовительной группе «Перелетные птицы» Программное содержание:Задачи:- Расширять и ...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительного возраста. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»....