Презентация "Ознакомление с родным городом через региональный компонент детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) по теме
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Цель данного доклада - нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. А как воспитать маленького патриота? Конечно, через ознакомление с родным городом, с улицей, на которой он живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_rodnym_gorodom_cherez_regionalnyy_komponent_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.86 КБ |
prezentatsiya_aleshkina.pdf | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с родным городом через региональный компонент детьми дошкольного возраста
«Кто любит, ценит, уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным её
патриотом»
С. Михалков
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Как повезло юным Железногорцам! Родиться и жить в красивом городе - труженике, в знаменитом городе горняков. Общеизвестно, что любовь ребенка - дошкольника к своему Отечеству начинается с любви к своей семье, близким людям, к дому, улице на которой он живет. Для наших детей это, прежде всего наш любимый гopoд Железногорск.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать им это с привлекательной стороны. Ведь именно оттого, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге, зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: «Люблю ли я свою Родину и свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?»
Я поставила перед собой цель: воспитать в детях, маленьких гражданах, патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. Для достижения этой цели я решала следующие задачи:
- Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Железногорска;
- Знакомить с достопримечательностями города, развивала желание как можно лучше узнать свой город;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу;
- Расширить знания детей об их родословной и людях других национальностей;
- Познакомить с поэтами, художниками города;
- Дать знания об особенностях культуры, истории, экономике города, о природе (растительном и животном мире);
- Обогащать словарь детей, стимулируя интерес к явлениям и событиям социальной жизни железногорцев.
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре.
Вот поэтому в детском саду создан музей, отражающий своеобразный колорит культуры родного края. Непосредственно образовательная деятельность с посещением мини - музея способствуют у детей развитию кругозора, воспитывают гордость за свой народ, побуждают ребенка к познанию истории своих предков. Ценность музея ДОУ заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии. Например, посетив музей, ребёнок может увидеть макет карьера, где добывают железную руду, где работают тяжелогрузные машины, тепловозы, а также могут побывать в комнате старины, где с удовольствием покрутить прялку, подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь... Дети от этого получают истинное наслаждение.
Курский национальный костюм и предметы быта мы активно используем на фольклорных праздниках, где дети знакомятся с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Все это создает у детей сильную мотивацию к познанию, вызывает интерес и желание узнать как можно больше.
Любовь и интерес к краю и родному городу, уважение к людям, живущим в красивом городе Железногорске, который, является гордостью Курского края вот уже несколько лет мы прививаем своим воспитанникам - маленьким гражданам Железногорска через различные виды деятельности по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, целевые прогулки по родному городу, беседы… Такие формы работы с детьми способствуют формированию у детей представлений о городе, особенностях его основания, истории архитектурных сооружений, развитию интереса к культурному наследию края.
Безусловно, такие сведения дошкольник получает изначально в семье, через детские книги, радио и телепередачи, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведенью, делая ее более систематичной. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Необходимо приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно ребятам предложить найти ответ в иллюстрациях, книгах, спросить у родителей. Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к данной теме. Кроме того, целесообразно объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, продуктивными видами деятельности, т.е. интегрировать разные виды деятельности.
Поскольку в старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра, большое значение имеют дидактические игры и упражнения, которые помогают закрепить полученные ранее представления о родном крае и городе, учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление: «Узнай по описанию», «Узнай по фрагменту», «Чего не было в старину», «Найди отличия», «Найди Герб Железногорска, Курска».
Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств, ибо она обеспечивает такие переживания, которые в жизни еще ребёнку не доступны. Именно в игре дети переживают чувство гордости от создания хороших поступков, совершающих во имя других людей, где как не в игре находит свое отражение милосердие, любовь к Родине «Мы Строители», «Транспорт», «Почта», «Ателье» и другие.
Знакомя детей с родным городом, мы учитывали, что информация данная нами, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Ярче всего это стремление развивать на НОД по изобразительной деятельности. Желание ребенка может трансформироваться в рисунок, поделку, иллюстрирующую полученную информацию, а также эмоциональный фон его восприятия. В процессе ознакомления с городом дети могут выполнять ряд фактических заданий по рисованию, аппликации и художественному труду: «Наш город в будущем», «Мой родной город», «Праздничный вечерний город», дети охотно украшали сарафаны, делали бусы из рябины, активно участвовали в городских конкурсах детского творчества ко Дню Города, Дню Горняка.
Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов дошкольниками. Рассказ сопровождается наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками.
Использовали доступную для детей лексику, объясняли значение незнакомых слов. Диапазон объектов, с которыми мы знакомили старших дошкольников, достаточно широк: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняли, в честь кого они воздвигнуты. Нами проводились экскурсии по городу, на природу, "планировались наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинал осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, детям объяснялись такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг", традиции народа, с интересом составлялось генеалогическое древо семьи.
Результатом нашей работы по гражданскому воспитанию является то, что у детей расширились знания о родном городе и местном крае, об их достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Словарный запас, стал богаче, эмоционально окрашен. Дети составляют большие по объему и более последовательные интересные рассказы, улучшилась память. Этому способствовало систематическая работа, сотрудничество с родителями и доброжелательное отношение к детям.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. Наши дети вырастут и, может быть, уедут в другие города учиться, работать, но мы уверены, что они всегда будут вспоминать Железногорск, и он останется навсегда в сердцах наших детей, как самый лучший и любимый город.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект Познавательное развитие «По улицам родного города» Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста посредством создания рукотворной книги
Идём мы по улицам своего города, читаем их названия и думаем:«Вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами выдающихся людей,деятелей культуры, на...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром через региональный компонент по теме "Путешествие по тайге"
Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с природой тайги, с использованием здоровьесберегающей технологии....
Картотека бесед по патриотическому воспитанию региональный компонент (средний дошкольный возраст)
26. Беседа по патриотическому воспитаниюрегиональный компонент(средний дошкольный воз...
Презентация к беседе "Чем отличается город от деревни?" для детей дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет
Задачи: - познакомить детей с отличием города от деревни, с особенностями жизни людей в городе и деревне. - развивать умение выделять характерные признаки, характеризующие город, деревн...
Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.
В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...
Презентация проект «Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»
laquo;Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»...
Презентация "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Представлен опыт работы по ознакомлению детенй дошкольного возраста с родным городом....