Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность старших дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Потепалова Ольга Викторовна

Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств.  А чувство «патриотизма» довольно сложное.

Возникает вопрос: можем ли мы говорить о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, и как же воспитывать любовь к Родине?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_patrioticheskih_chuvstv.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность дошкольников

Потепалова Ольга  Викторовна

воспитатель МБОУ Росток г.о. Самара

Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств.  А чувство «патриотизма» довольно сложное.

Возникает вопрос: можем ли мы говорить о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, и как же воспитывать любовь к Родине?

С самого раннего детства ребенок слышит родную речь, колыбельные и сказки, рассказанные мамой и бабушкой, которые воспитывают в нем доброту, отзывчивость, приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям.

И пусть многие впечатления еще не осознаются ребенком, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в патриотическом воспитании.

Как же «открыть» детям доступ к культуре всех народов, живущих с нами рядом, и познакомить с особенностями обычаев и традициями проведения народных праздников, которые помогут осознать ребенку «патриотизм» как «чувство».

В своей работе я использую «язык» музыки, танца, песен, потому что он понятен и интересен детям любого возраста и любой национальности. Каждому ребенку предоставляется возможность попробовать себя во всех жанрах: танцевальном, песенном, разговорном. Такая работа у нас проводится в форме праздников, развлечений, миниатюр, которые присутствуют на каждом празднике, и полнометражных спектаклей.    

В работе нашего группового театра ведущую роль играют дети.

На индивидуальных занятиях, и на занятиях с подгруппой детей, я работаю над музыкальными отрывками спектакля, или миниатюры. Дети очень любят такие репетиции, которые проходят в «секрете» от остальных детей данной группы. Этот «секрет» остается секретом до самой театральной постановки. Поэтому выступление всегда является сюрпризом для остальной части группы и интерес к самому спектаклю не теряется от повторений.

Наши дети всегда с радостью спешат на репетиции, чтобы вновь и вновь пережить волшебное чувство актера: почувствовать себя прекрасной царевной, веселым и находчивым зайчишкой, или другими яркими персонажами.

Сюжеты для спектакля я стараюсь искать в народных сказках, былинах, преданиях.

Чем же хороши народные предания? Тем, что внушают уверенность в победе Добра над Злом. Положительные герои в сказках наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, честностью – качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Сразу стать таким, как положительный герой, ребенок не может, но он сравнивает свой поступок с поступком любимого героя, и стремится быть похожим на него. Это «закладывает фундамент» для воссоздания культуры человека, ведь патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма – эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность.

На нашей малой Родине – в Поволжье, живут народы разных национальностей. Я знакомлю детей с обычаями, традициями. костюмами разных народов, и стараюсь прививать уважение к ним, тем самым развивая у дошкольников толерантность. Помогает мне в этом Великая Музыка, интегрированная с движением и пением. Она усиливает эмоции, делает более яркими, образными представления детей о родном крае, помогает формированию патриотизма в культуре межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Поэтому очень важным моментом в моей работе являются патриотические праздники: День Российского Флага, праздник Победы, день Защитников отечества, День Народного Единства. Впервые в этом году мы провели еще одно развлечение: День Самарской Губернии.

Такие мероприятия воспитывают уважение к старшему поколению, умение ценить их заслуги, преклоняться перед подвигами ветеранов. Это играет огромную роль в формировании патриотических чувств дошкольников.

Совсем недалеко от нашего учреждения, на Красной Глинке, находится очень живописное местечко, Слобода. Там дети могут увидеть настоящих лошадей, кур, гусей, коз. Побывать в настоящей русской избе, увидеть и прикоснуться к предметам русского быта. Основателем этого места является замечательный педагог, а ныне депутат, Бекетов Сергей Александрович. Он вложил всю душу в создание и развитие Слободы, где наши дети могут увидеть одежду разных времен и народов, прикоснуться к оружию, изготовленному там же, в Слободе. Понаблюдать за изготовлением народных костюмов, и видеть разыгрываемые представления, получая знания по истории нашего края, нашего народа. Любовь к родной природе тоже воспитывает в детях чувство патриотизма.

На праздниках Времен Года мы учим детей любить, беречь и приумножать природу, учим воспевать красоту родного края поэзией, песнями и танцами.

Мы часто привлекаем к работе родителей. В совместной деятельности детей и взрослых огромное влияние на эмоциональный мир дошкольника имеет организация деятельности, где объектом переживания становится общий успех общего дела. 

Дошкольный возраст – стартовый период нравственных и патриотических основ. И развивать, и сберегать это в наших детях– главная идея воспитания для каждого педагога. И мы стремимся научить детей любить Россию, беречь традиции всех народов, населяющих ее, и передавать эту любовь последующим поколениям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гумани...

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Актуальность формирования патриотических чувств, гордости за свою Родину у дошкольников в современной России. Путин о патриотизме.

​«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», —  президент России Владимир Путин....

Статья на тему: "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников по средством инновационных технологий"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в условиях современности ввиду преобладания в нашем обществе материальных ценностей над духовными.  Во все времена любовь к Р...

Формирование патриотического отношения к малой Родине у старших дошкольников

Формирование патриотического воспитания к малой Родине у старших дошкольников...

Конспект ООД по формированию патриотических чувств «Моя малая Родина" в старшей группе

Познакомить детей с родным городом Солнечногорском и его историей, учить видеть красоту и неповторимость родного города,познакомить с некоторыми объектами: озером Сенеж, площадью, памятниками вои...

Доклад "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников посредством инновационных технологий"

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес ...