Рисование. Этапы работы с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
учебно-методический материал по рисованию на тему
В материале представлены последовательность и приемы обучения рисованию детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_raboty_s_detmi_po_risovaniyu_.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
На первом этапе взрослый рисует на глазах у детей мелом на доске, кистью, фломастером, карандашами на бумаге. При этом заинтересованно, эмоционально, быстро и четко сопровождает рассказом свои действия, изображая простые, понятные детям ситуации из повседневной жизни, изменениях в природе. Необходимо поощрять желание детей участвовать в рисовании - действовать рукой ребенка.
Взрослый привлекает детей к действиям с карандашами, фломастерами, развивает интерес к черканию, улавливанию сходства с реальными предметами, совместные действия ребенка со взрослым или по подражанию.
Совместные с детьми игры с красками – создание цветных пятен с помощью большой кисти, обращая внимание детей на сходство цветовых пятен и линий с обликом знакомых предметов.
Ознакомление детей с формообразующими движениями путем выполнения совместных действий, умение связывать различные движения с результатом: нанесение мазков – с каплями дождя, спиралевидные движения – с запутавшимися нитками, волнообразные движения – с ручейком и многое другое.
Рисование различных линий ребенком вместе со взрослым, по подражанию, по собственному желанию, подражание движениям руки взрослого.
Рассматривание с детьми картинок с изображением простых действий детей и взрослых, демонстрация действий (осень, идет дождь, дети бегут под дождем; зима, снег, дети лепят снежную бабу и многое другое).
Проведение с детьми специальных упражнений и игр, направленных на ознакомление детей с цветом, формой, величиной («найди такие же кубики», «выбери все красное», «дай большие кубики», «катится – не катится», «что сюда подходит» и другие).
Упражнение детей в узнавании изображенного на рисунке предмета, нахождении его среди других предметов, подкладывание к нему рисунка. Нахождение изображенного предмета среди двух, отличающихся только по одному признаку – цвету, форме или величине.
Ознакомление детей с обследованием предметов перед рисованием - целостное восприятие предмета, обыгрывание, определение формы путем предварительного обведения по контуру, определение цвета.
Формирование у детей правильного навыка пользования кистью и карандашом.
Упражнение детей в закрашивании краской всей поверхности листа («Небо», «Ночь», «Снег»).
Упражнение детей в проведении прямых линий, обращая внимание на начало и конец движения. Рисовать надо всей поверхностью ворса кисти, не отрывая ее от бумаги. Использование в рисовании карандашей и фломастеров. Начните с рисования длинных и коротких вертикальных линий («Цветные карандаши», «Забор», «Дождик»), а потом приступайте к рисованию горизонтальных линий, так как детям нарисовать их сложней («Цветные дорожки», «Ленточки»).
Упражнение детей в выборе нужного цвета для рисования: из двух, в соответствии с цветом образца.
Рисование с детьми путем примакивания – мазки, действовать всей поверхностью ворса, не отрывая кисть от бумаги, кисть прикладывают к бумаге («Листья падают», «Следы на снегу», «Дождик», «Травка»).
Знакомить детей с приемом касания концом кисти – ставить точки, кисть перпендикулярно бумаге («Дождик», «Снег», «Рябина»).
Рисование с детьми предметов округлой формы - мячи, воздушные шары, яблоки, бусы, колечки и другие круглые предметы. Упражнять детей в рисовании округлых форм после предварительного обведения их рукой, пальцем по контуру, повторять обводящее движение в воздухе, проговаривая слово «круглый».
Дорисовывание с ребенком рисунков взрослого – шарики на елке, дорога для машины, яблоки на яблоне.
Обрисовывание ладошек детей и создание композиций из них.
Обрисовывание ребенком совместно со взрослым предметов по контуру и соотнесение их с изображением.
Свободное рисование детьми карандашами, красками, фломастерами, мелками, развитие у детей самостоятельных изобразительных умений. Узнавание и называние ребенком своего рисунка среди других рисунков.
Упражнение детей в ориентировании на листе бумаги, стремиться к заполнению всего пространства листа.
Развитие эмоционального отношения детей к рисованию.
На втором этапе идет не только повторение и закрепление с детьми пройденного ранее материала, но и появляется новое.
Рисование краской без задания (что получится).
Рисование по заданиям (мяч, яблоко, ленты и прочее).
Упражнение детей в рисовании предметов округлых форм из одной части (шары, бусы, обручи, сушки) и нескольких (снеговик, мишка). Когда у ребенка будет получаться круг, можно приступать к рисованию овала – «Огурец», «Воздушный шар».
Продолжайте с детьми рисование краской, применяя прием примакивания (трава, дождик) и касание кончиком кисти – точки (салют, горошки на платье).
Затем можно приступать к рисованию различных линий: волнистые линии – «Волны», «Снежные сугробы»; ломаная линия – «Травка», «Ежик»; линий разных направлений – «Лучи у солнышка», «Иголки на еловой ветке», «Деревья», спиралевидные линии – «Листва на дереве», «Волны», «Прическа у куклы».
На данном этапе идет обучение обведению и изображению предметов угловатой формы (похожие на кубики, на крышу), рисованию квадратов и треугольников - флажки квадратной и треугольной формы, цветные кубики, окна в доме, крыша у дома. Когда у ребенка будет получаться рисовать квадрат, можно приступать к рисованию прямоугольника – «Вагончик», «Кирпичик»; а затем и треугольника – «Крыша у дома», «Елочка». Детям даются эти задания с большим трудом. Обязательно покажите ребенку, как нарисовать уголки.
Совершенствование умений детей обследовать предмет перед изображением.
Рисование с детьми предметов с сочетанием круглой и угловатой форм.
Упражнение детей в передаче в рисунке различий предметов по строению, величине самого предмета и его частей.
Упражнение детей в рисовании узоров. Объясните правила чередования и симметрии доступным ребенку языком. Сначала на полосе – «Шарфик»; затем в круге – «Тарелочка»; и наконец, в квадрате – «Платочек». Можно украшать узором различные силуэты – одежда, посуда, здания и многое другое. Упражняйте детей в составлении узора из линий, точек и мазков.
Раскрашивание с детьми готовых контурных рисунков карандашами и краской: соблюдение контура - не выходить за его края; регулирование размаха руки; не отрывать карандаш от бумаги; не менять направление движения карандаша и кисти; при раскрашивании передавать основные цветовые характеристики предметов.
На начальных этапах чтобы ребенку было интересно, можно дополнять рисунок взрослого – дорисовать мазками листья на дереве, нарисовать дорогу для машины, дождик, который идет из тучки, лучи солнышку и многое другое. Из круга может получиться - солнышко, неваляшка, воздушный шар; из квадрата - домик, окошко и многое другое. Все зависит от вашей фантазии.
Узнавание своего рисунка среди других и рассматривание своих и чужих рисунков, сравнивание их с натурой, соотнесение частей, формы, цвета, относительной величины и расположения. Называть рисунок и его части.
Доведение своей работы до конца.
Подведение к пониманию оценки своей работы.
На третьем этапе большое внимание уделяется развитию детского изобразительного навыка.
Продолжать проводить подготовительные игры и упражнения, способствующие восприятию формы и цвета.
Совершенствование у детей восприятия цвета, ввести 2 – 3 оттенка каждого цвета.
Совершенствование умения планировать предстоящую работу и рассказывать о последовательности выполнения и о содержании своей работы.
Развитие у детей умения обследовать предметы перед их изображением, совершенствование умения анализировать натуру перед рисованием и на основании предварительного обследования рисование карандашами и красками предметов разной формы. Совершенствование у детей умения рисовать после предварительного обследования кукол, животных, игрушки.
Развитие у детей умения видеть и передавать в рисунке различия предметов по величине, индивидуальные особенности формы предметов; устанавливать связь внешних признаков (формы, величины, расположения) с внутренними (функциональными) свойствами предметов; самостоятельно узнавать плоскую форму в объемной, пользоваться при определении формы сравнением ее с формой-эталоном.
Упражнение детей в изображении предметов, состоящих из округлых и угловатых форм.
Совершенствование у детей умения располагать несколько предметов на одной линии; упражнение в размещении на листе бумаги нескольких предметов, передавая особенности формы и строения.
Развитие у детей навыка рисования фломастерами и красками: точки, мазки, волнистые линии, крестики, кружочки, галочки; совершенствование навыка работы с кистью: примакивание, касание, рисование концом кисти.
Упражнение детей в раскрашивании рисунка в соответствии с цветом предмета или игрушки карандашом и кистью. Совершенствование у детей навыков раскрашивания карандашами и красками готовых контурных рисунков, изготовление одежды для бумажной куклы.
Дополнять незаконченные рисунки, самостоятельно дорисовывать существенные детали у предметов карандашом после предварительного рассматривания игрушки с последующим сравнением с натурой. Проводить дополнение незаконченных контурных изображений.
Проведение с детьми предметного рисования по индивидуальному выбору детей без наглядного подкрепления, а также по замыслу: учить их не уходить от темы рисования, передавать в рисунке целостный предмет и его основные свойства – цвет, форму, строение.
Упражнение детей в рисовании с натуры без показа предметов, включающих сочетание разных форм - при затруднениях зрительного восприятия формы частей предметов применять обведение по контуру. Рисование с детьми с натуры без показа различных предметов по желанию детей, передавая основные свойства натуры и оценивая выполнение посредством сопоставления с натурой - кукла, снежная баба, снегурочка, ворона, праздничная елка, животные и другие.
Развитие у детей умения рисовать новые предметы, используя имеющиеся умения и навыки.
Развитие у детей умения рисовать разные машины: грузовик, автобус, фургон и другие.
Сравнение с детьми различных строений, обращая внимание на взаимосвязь особенностей строения домов с их назначением. Упражнение детей в рисовании зданий различного назначения (жилой дом, башня, детский сад, магазин, деревенский дом) фломастерами и красками, в рисовании здания на основе непосредственного наблюдения, рассматривание готовых картинок с изображением зданий.
Упражнение детей в рисовании краской различных деревьев: береза, яблоня с яблоками, рябина, елочка, осеннее дерево и другие.
Расширение и уточнение у детей представлений о временах года и времени суток, отражение в рисунке происходящие в природе изменения, развитие у детей умения рисовать по представлению без показа на темы:
«Осень» - береза осенью, листопад, лес осенью и т.д.;
«Зима» - береза зимой, елка под снегом, дети около елки и т.д.;
«Весна» - ветка с почками, ветка с листьями, береза весной, одуванчики в траве и т.д.;
«Лето» - дерево, яблоня с яблоками, ромашки и т.д.
Развитие и расширение у детей представлений и умений передавать в рисунках свои впечатления, рисовать без показа по представлению после специально организованных наблюдений, рассматриваний иллюстраций, бесед. Развитие у детей умения передавать в рисунках элементарный сюжет: «снежная баба около елки», «около дома стоит автобус», «около дома посадили березу» и другие сюжеты – углублять и расширять представления детей об окружающем, развивать самостоятельность и активность, учить передавать содержание рисунков в 2 – 3 фразах.
Знакомство детей с иллюстрированием сказок. Создание детьми сюжетных рисунков по представлению в соответствии с определенным фрагментом: запомнить содержание будущего изображения, реализовать это содержание в рисунке, создать изображение в точном соответствии с содержанием отрывка. Рассматривание с детьми готовых изображений и рассказывание сказки по готовой книжке-самоделке: уметь находить в ней свой рисунок, рассказывать содержание сказки по последовательным рисункам.
Совершенствование навыков декоративного рисования, разнообразные способы пользования кистью. Упражнение детей в составлении узора на полосе, в квадрате, круге, используя чередование точек, мазков, кружков, волнистых линий, крестиков одной или двумя красками. Развитие у детей умения переносить узор с одной стороны рисунка на другую. Развитие у детей чувства ритма, повышение самостоятельности, умения анализировать образцы и точно воспроизводить их.
Развитие у детей умения адекватно оценивать выполнение своей и чужой работы.
Список литературы:
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.
Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...
Театрализованные игры-этюды в работе с детьми, имеющими проблемы эмоционального плана.
Раскрытие творческого потенциала детей в решении психологических проблем эмоционально-личностного развития через театротерапию....
«Технологии используемые в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии»
Для повышения мотивации коррекционного обучения, формирования качественных знаний, воспитанников с ОНР мы используем данные технологии....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии»...
Использование логоритмики в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии
В публикации представлены логоритмические игры и упражнения для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии....
Практическая консультация: «Этапы работы с детьми, имеющими множественные нарушения произношения»
...
Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы вербальной коммуникации
Счастье -это когда тебя понимают!Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».Альтер...