Использование логоритмики в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии
консультация
В публикации представлены логоритмические игры и упражнения для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логоритмики в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.
Логоритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.
Если все таки, главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений, то рассматривая решаемые логоритмикой задачи мы видим, что ее целесообразно использовать и в работе с детьми которые имеют и другие трудности в развитии.
Логоритмические занятия включают в себя: ходьбу или марширование под музыку; игры для развития дыхания; упражнения для артикуляции; ритмические задания; речевые упражнения; пальчиковые игры.
Логоритмические упражнения довольно разнообразны. Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции проблемы. Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения. Если ребенок часто болеет, то целесообразно вводить занятия на массажных дорожках с использованием закаливающих процедур, и т.д.
Рассмотрим некоторые виды упражнений. Упражнения на развитие дыхания. Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию. При проведении упражнений можно использовать подручные материалы, ватные шарики, снежинки из салфеток и др. При выполнении упражнения идет чередование речи и дутья. Для развития силы голоса можно использовать такой прием: проговаривать текст тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.
Упражнения на активизацию внимания и памяти, такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти. Для таких упражнений можно применять крупу или песок, сопровождать речь пересыпанием песка из одной емкости в другую. Это успокаивает, сосредотачивает внимание. Хорошо развивает внимание и коммуникативные качества выполнение упражнений в команде, когда каждый проговаривает свой кусочек текста, а остальные выполняют движения или дети последовательно друг за другом выполняют действия и надо внимательно следить за своей очередью.
Ритмические упражнения, в этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например, четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.). Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах. Здесь используются все ударные инструменты, шумелки и трещалки. Мы изготавливаем их своими руками из бросового и природного материала. Игры развивают чувство ритма, активизируют слуховые рецепторы. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.
Пальчиковые игры. Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.
Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики. Для таких упражнений мы используем зеркала, что бы дети могли видеть свое лицо, правильно ли они передают эмоцию.
Упражнения на развитие фонематического восприятия Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание. Здесь нам понадобятся одинаковые предметы, но выполненные из разных материалов, например железные, деревянные и пластмассовые ложки, воспитатель предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно постучать этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.
Коррекция звукопроизношения. Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение.
При выполнении этих упражнений мы используем маленькие стишки в которых ребята имитируют те или иные звуки, крик животных, звук едущей машины или поезда, для наглядности используем карточки с изображением предметов.
Логоритмикой целесообразно заниматься около двух раз в неделю. Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки. Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку. Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время. Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.). Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться: куклы, игрушки, куклы-рукавички, деревянные ложки или палочки, кубики, кольца от пирамидки, колокольчики, бубен, погремушки, мячики и т.п. Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища. Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению. Стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в развитии ребенка будут заметны примерно через полгода. У детей, которые занимаются логоритмикой, можно заметить: четкое произношение; хорошую артикуляцию; правильное дыхание; выразительную мимику; отличную моторику; хорошее чувство такта и ритма; плавные и аккуратные движения и жесты.
При использовании элементов логоритмики необходимо учитывать следующие рекомендации:
• выполнять упражнения с чёткой артикуляцией;
• равномерно распределять вдох и выдох;
• соблюдать умеренный и медленный темп;
• синхронизировать произношение и движение;
• упражнения сочетать со словесным объяснением;
материал подавать наглядно поэтапно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.
Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...
Рисование. Этапы работы с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
В материале представлены последовательность и приемы обучения рисованию детей с проблемами в интеллектуальном развитии....
Работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы с развитием
Основной целью работы с проблемными детьми является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого....
Использование нетрадиционных приёмов и материалов на занятиях изобразительной деятельности с детьми, имеющими проблемы в развитии
Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является изобразительная деятельность. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сл...
Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.
"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...
«Технологии используемые в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии»
Для повышения мотивации коррекционного обучения, формирования качественных знаний, воспитанников с ОНР мы используем данные технологии....
«Использование логоритмики при работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздор...