«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии»
статья (младшая группа)

Косанова Нелля Александровна

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии»

Дети, имеющие нарушения в интеллектуальном развитии – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отличающихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. 

Целью коррекционной работы для детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии.

Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекционной работы без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению вопросов по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости ребёнка. 

Ребенок, имеющий нарушения в интеллектуальном развитии, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду. Обучение такого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет важное значение для его развития и интеграции в общество.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Поддержание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха. 
  2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье. Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и сохранении здоровья ребёнка.
  3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах: 

Закаливающие процедуры. 

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

Двигательная разминка.  

Её цель - предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий что способствует более быстрому восприятию программного материала. Утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.                                              

Проведение физкультминуток.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Гимнастика после дневного сна.

Помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Дыхательная гимнастика.

Способствует формированию развития речи, укрепляет нервную систему ребенка.

Подвижная игра 

Способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей среде.

В заключение хотелось бы отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии, приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому и умственному развитию.

 

Литература:  

                                                                                                       

1. Обучения детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Издание 3 под редакцией Пузанова. Издательский центр "Академия". Москва 2008г.                                                                  

2. Основы олигофренопедагогики. Издание 2 В.М. Мозговая, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. Издательский центр "Академия". Москва 2008г.            

3. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для        практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

4. Журнал "Начальная школа" №11, 2010г. Статья О.А. Стригоцкая "Веселые упражнения и подвижные игры".                                               

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.                                                                             

6.Журнал "Начальная школа" №10, 2010г. Статья Н.Н. Давлятчина "Формирования основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий".                                                                   

7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьезберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьесберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Презентация

Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ...