Театрализованные игры-этюды в работе с детьми, имеющими проблемы эмоционального плана.
консультация (старшая группа) по теме
Раскрытие творческого потенциала детей в решении психологических проблем эмоционально-личностного развития через театротерапию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театрализованные игры-этюды в работе с детьми, имеющими проблемы эмоционального плана. | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованные игры-этюды в работе с детьми, имеющими проблемы эмоционального плана
«У каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные колокольчики.
Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном,
чтобы мир ребят стал светлым и радостным»
Сергей Михалков
Теоретическое наследие классической психологии даёт основание считать, что воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Театральная деятельность — источник развития чувств ребенка, его переживаний и открытий, приобщает его к духовным ценностям.
Театротерапия позволяет решать многие задачи, касающиеся развития интеллектуального, художественного, речевого. Она также служит неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в «процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).
Следовательно, театрализованная деятельность выступает важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для совместной деятельности детей.
Основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на место в разных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б.М. Теплов). А это подразумевает наличие определённого уровня взаимоотношений в социуме.
Опыт работы, наблюдения за детьми, мониторинг психологического фона развития ребёнка позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию детей препятствуют нарушения развития эмоциональной сферы, её нестабильность, проявляющаяся в эмоциональных состояниях: замкнутости, неуверенности, тревожности, нервозности и агрессивности, страхах, индивидуальные особенности детей и др.
Для раскрытия творческого потенциала детей в решении психологических проблем эмоционально-личностного развития стала вовлекать их в театрализованную деятельность, в которой применяемые наиболее эффективные психологические технологии синтезированы и адаптированы в единый сказочный контекст.
В рамках психопрофилактической работы с детьми были поставлены и решались следующие задачи:
- Способствовать снятию психологических барьеров, мышечных зажимов;
- Создать условия для социально – эмоционального развития детей;
- Формировать адекватную самооценку, повышение саморегуляции и самоконтроля;
- Способствовать развитию речи детей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с понравившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театротерапия позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Участвуя в постановках, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а «правильные» вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работа над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний постепенно активизирует словарь ребёнка, совершенствует культуру речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит детей перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться, т.е. учит общению.
С момента получения роли любой герой – это всегда «Я». Действие всегда личностно, роль исполняет актёр – такой, какой он есть. Личностный характер действия пробуждает в актёре творца, художника. При подлинном, личностном исполнении роли ребёнок использует свои эмоциональные воспоминания, собственную фантазию и воображение. Он ищет свои, органичные ему пути, вкладывает в игру всё своё существо.
Необходимое условие творчества – свобода. Внутренние зажимы заметны у детей уже в возрасте 5 лет, ибо они уже вынуждены соответствовать требованиям, предъявляемым к ним взрослыми. Наша – задача помочь ребёнку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному. И начинать это проще с мышечной свободы.
Существует множество приемов и методов коррекции эмоциональных состояний, которые не всегда эффективно воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, а лишь на короткое время устраняют внешние симптомы, не затрагивая ту патологическую доминанту, которая за ними кроется.
Такая ситуация требует, наряду с применением традиционных, постоянного поиска более эффективных технологий и методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей.
Театрализованные игры-этюды в работе с детьми, имеющими проблемы эмоционального плана включают в себя:
- Этюды на тренировку отдельных групп мышц (игра лицевых мускулов);
- Этюды на выражение основных эмоций;
- Этюды на развитие умения чувствовать настроение другого и сопереживать окружающим;
- Речевые диалоги-этюды;
- Речевые этюды-монологи;
- Упражнения на развитие имитационных умений (мимика, жесты, движения);
- Игровая терапия:
Первый цикл:
- Закрепление за ребёнком (с помощью предлагаемой ему роли-образа) позиции управляющего, режиссёра;
- Обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу;
- Обучение самостоятельно владеть ролью-образом (преодоление зажатости и безынициативности): занятия «Два брата», «Дедушка и внучек(внучка)».
Второй цикл:
Закрепление ребёнком умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ(дети сами начинают придумывать проблемные ситуации и решать их): занятия «Белки и орехи», «Рыбаки» ,«В лесу».
Третий цикл:
Создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений: занятия «Как быть?», «Прими решение».
Работа основана на принципах:
- Диалогичности и партнёрства;
- Безусловного принятия ребёнка;
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- Поощрения достижений ребёнка в обретении творческой самостоятельности;
- Благоприятного фона, способствующего формированию чувства безопасности.
Театрализация сказки - идеальный инструмент психокоррекции нарушения эмоциональных состояний. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих переживаний на другого и, наоборот, осознания собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет почувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания; во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, неуверенность, застенчивость, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Путь сердцу ребенка открывает игра. Она связывает взрослого и ребенка в единое целое. И если ребенок начинает доверять вам, значит, можно творить и фантазировать.
Список используемой литературы:
1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. ТЦ Сфера, 2009.
2. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Мозаика – Синтез, 2008.
3. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. Мозаика – Синтез, 2008.
4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Мозаика – Синтез, 2008.
5. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству. Мозаика – Синтез, 2009.
6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. Издательство «Речь», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.
Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...
Рисование. Этапы работы с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
В материале представлены последовательность и приемы обучения рисованию детей с проблемами в интеллектуальном развитии....
«Технологии используемые в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии»
Для повышения мотивации коррекционного обучения, формирования качественных знаний, воспитанников с ОНР мы используем данные технологии....
Использование логоритмики в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии
В публикации представлены логоритмические игры и упражнения для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии....
Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы вербальной коммуникации
Счастье -это когда тебя понимают!Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».Альтер...
"Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы с выстраиванием коммуникации»
В статье описывается как строится коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы с выстраиванием коммуникации...
Работа с детьми, имеющими проблемы в обучении (воспитании) и/или с ограниченными возможностями здоровья
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание...