"Художница Осень"
план-конспект занятия (рисование, старшая группа) на тему

Остроумова Евгения Юрьевна
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста по теме "Цветоведение" (цветовой тон, оттенки цвета) с использованием нетрадиционной техники рисования - печать живыми листьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khudozhnitsa_osen.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 совместной деятельности воспитателя и

 детей старшей группы

 «художница Осень»

по теме: «Цветоведение»

 (цветовой тон и оттенки цвета)

Воспитатель: Остроумова Евгения Юрьевна

Интеграция по образовательным областям: «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность), «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование), «Физическая культура», «Музыка».

Планируемые результаты:

  • Интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляют интерес к информации, получаемой в процессе общения, к игре, принимают живое заинтересованное участие в занятии;
  • Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: эмоционально реагирует на фотографии из мира природы;
  • Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия;
  • Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: способны планировать свои действия, направленные на достижение цели (конечного результата в дидактических играх, в рисовании);
  • Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: применяют усвоенные знания и способы деятельности (рисование) для решения задач, поставленных взрослыми;
  • Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: способны сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»: могут участвовать в беседе, применять полученные навыки и умения в рисовании;
  • Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»: проявляют двигательную активность в подвижных музыкальных физминутках и играх, выполняют необходимые гигиенические процедуры.

Цель мероприятия:

 Формировать представления у детей о разнообразии цвета и его оттенках.

Задачи:

  • Закрепить умение детей выделять цвета осенней палитры из общей цветовой гаммы и располагать их на палитре в тоновой последовательности и по оттенкам.
  • Закрепить в активном словаре детей понятия «тон» и «оттенок», видеть и понимать разницу между ними.
  • Расширить знания детей о цветовой гамме путем введения новых оттенков, освоения способов их получения путем смешивания красок.
  • Развивать у детей логическое мышление, сообразительность.
  • Развивать у детей способности к анализу и синтезу.
  • Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
  • Совершенствовать умения детей в технике нетрадиционного рисования – «печать листьями».
  • Развивать у детей умение планировать работу.
  • Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
  • Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Предварительная работа:

  • наблюдение и рассматривание во время прогулок многообразие красок в осенней природе;
  • рассматривание листьев разных пород деревьев;
  • рассматривание репродукций картин художников И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень»;
  • рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы;
  • разучивание стихотворений об осени;
  • дидактические игры  «Какие цвета использованы», «Цветное лото», «Махровые цветы»;
  • игры-эксперементирования с красками, смешивание цветов.

Зрительный ряд:

  • презентация «Прогулка в осенний лес»;
  • листья разных пород деревьев.

Музыкальное сопровождение:

  • фонограмма детской песни «Листопад»;
  • песня из телепередачи «Мы идем играть!»;
  • П.И.Чайковский. Альбом «Времена года»: «Осенняя песенка. Октябрь».

Материал для мероприятия:

  • дидактическая игра «Палитра»;
  • развивающая игра «Волшебное дерево»;
  • корзинка для сбора  листьев;
  • трафареты листьев из цветного картона для игры;
  • развивающая игра «Сложи листик»;
  • листья разных пород деревьев (4-5 вида);
  • тонированный альбомный лист А4;
  • набор гуашевых красок;
  • кисти беличьи №5;
  • стаканчики с водой;
  • салфетки влажные и бумажные.

Ход мероприятия:

(дети сидят на стульчиках на расстоянии 3м от экрана детского компьютера, воспитатель сидит с правой стороны компьютера, лицом к детям)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Вот художник, так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

Дети: (хором) Осень.

Воспитатель: Правильно, осень. Осень – славная художница и очень любит рисовать. Ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, окрашивая их в самые разные цвета и оттенки, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. А чтобы вы могли убедиться в том, что осень – великолепная художница, я приглашаю вас на прогулку в лес, где вы можете полюбоваться разноцветьем осени.

(воспитатель показывает первый слайд – «Березовая роща»)

Вот мы с вами пришли в лес. Посмотрите, как здесь светло. Здесь уже побывала осень. Какими красками она рисовала?

Дети: Желтым, оранжевым, светло-желтый…

Воспитатель: Какой основной цвет использовала осень?

Дети: Желтый.

Воспитатель: Назовите его оттенки?

Дети: Оранжевый, лимонный, охра.

Воспитатель: Какие деревья растут в этой роще?

Дети: Березы.

Ребенок: (читает стих)

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березки на плечах.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Воспитатель: (показывает второй слайд «Береза») Что же это за «платье золотое у березки на плечах»?

Дети: Это листья березы, ее крона. Они желтого цвета, поэтому золотые.

Воспитатель: (показывает третий слайд «Дуб на опушке леса») Вот мы с вами вышли на красивую опушку.

Ребенок: (читает стих)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

                          - Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Ребята, объясните, пожалуйста, что это за цвет – пурпурный?

Как его получить?

Дети: Это оттенок красной краски. Если мы смешаем красный цвет с фиолетовым, то получим пурпурный.

Воспитатель: (показывает четвертый слайд «Дуб») «Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть. Так и обрядила старика». Ребята, а медный цвет – это оттенок какой краски?

Дети: Коричневой.

Воспитатель: Как его получить?

Дети: Смешать коричневую краску с оранжевой.

Воспитатель: (показывает пятый слайд) Посмотрите, ребята, в какой чудесный уголок леса мы с вами заглянули!

Ребенок: (читает стих) 

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!..

Воспитатель: А куда же облетел этот лист цветной?

Дети: На землю. К нам под ножки.

Воспитатель: (показывает шестой слайд) Посмотрите какой красивый ковер из осенних листьев на земле. Сколько разных красок спрятала Осень в этих листочках. Назовите их.

Дети: Красный, желтый, оранжевый, бордовый, розовый…

Воспитатель: Ребята, Осень – настоящая художница. Как у всех художников, у Осени есть своя палитра с любимыми осенними цветами. Что такое палитра?

Дети: Дощечка, на которой художник смешивает краски.

Воспитатель: (обращает внимание детей на последний слайд и на стол, на котором лежат разноцветные кружочки) Посмотрите как много здесь разных цветов. Выберите из них только те, которые Осень спрятала в этих листьях.

Расположите эти цвета на палитре от светлого к темному.

Проводится дидактическая игра «Палитра». Дети выбирают оттенки одного цвета и располагают их на палитре в тоновой последовательности: от светлого к темному.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь назовите эти цвета.

(Дети называют: светло-желтый, желтый, темно-желтый; светло-зеленый, зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто…

Дети: (хором) Листопад.

Воспитатель: (раздает детям трафареты разноцветных листочков) Опавшей листвы разговор еле слышен…

(Дети отвечают кому, какой листок достался: «Я с клена, я с дуба и т.д.»)

Вы сейчас не девочки и мальчики, а осенние листочки, и мы с вами поиграем в игру «Лети, листок, ко мне в кузовок».

(Дети считалкой выбирают ведущего:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Красный лист,

Зеленый лист,

Липы лист и клена лист.

Лист от ветки оторвался.

Ветер злился и сбивался,

Ну, попробуй, сосчитай.

Оторвался – улетай!)

Проводится игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» под фонограмму детской песни «Листопад»: под музыку дети с листочками выполняют танцевальные движения по кругу, ведущий с корзинкой стоит  в середине круга, когда музыка останавливается, ведущий говорит: «Березовый листок, лети ко мне в кузовок» и т.д. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое грустное дерево. Осень почему-то его не раскрасила. А у вас в руках красивые осенние листочки. Давайте ими украсим это дерево, а помогут нам в этом эти карточки. (Дети определяют по карточкам: где, на какой ветке, какой лист должен лежать; и украшают дерево листочками).

Проводится развивающая игра «Волшебное дерево».

Воспитатель: Вот какое необычное дерево у нас получилось.

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на листочки пестрые

Подул, подул, подул…

И вот какая неприятность разорвал листочки на мелкие кусочки. Ребята, сложите, пожалуйста, из этих кусочков красивые листочки.

Проводится развивающая игра «Сложи листик».

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. А теперь можно немножко отдохнуть.

Физминутка. Дети выполняют различные движения под песню из телепередачи «Мы идем играть».

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами погуляли в осеннем лесу, рассмотрели все краски осенней палитры. Давайте нарисуем этот чудесный лес, а листочки вам в этом помогут. Посмотрите на них внимательно, что они вам напоминают?

Дети: Маленькое дерево. Вот ствол, ветки, а сам лист крону дерева.

Практическая часть.

  • Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, смешивая краски прямо на листике.
  • Окрашенной стороной положить листик на альбомный лист черенком вниз, накрыть бумажной салфеткой и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким, смазанным.
  • Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
  • Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.
  • Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, траву, опавшую листву.

Итог мероприятия.

 (Дети с помощью воспитателя раскладывают свои работы на ковре. Воспитатель вместе с детьми любуется работами детей).

Воспитатель: Ребята, какой чудесный лес вы нарисовали.

Ребенок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного итогового занятия "Художница-осень"

Данное занятие разработано с целью уточнения и расширения представлений об осени и ее периодах у детей старшего дошкольного возраста. В конспекте использованы произведения великих мировых художников, ...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности "Художница-осень"

Конспект разработан с целью обобщить исистематизировать знания детей об осени. это итоговое занятие. Благодаря удачно подобранному методическому материалу дети легко воспринимают информацию, активно в...

конспект НОД "Художница осень" для старшей группы

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, формировать коммуникативную компетентность детей старшего дошкольного возраста....

Осеннее развлечение "Художница Осень"

Сценарий осеннего развлечения для детей средней группы...

Сценарий осеннего праздника для старших дошкольников "Художница Осень!"

Закрепление и расширение у детей представлений об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения песен, танцев, стихотворений, игр в хороводе и на музыкальных инструментах; развитие тв...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "Художница-Осень"

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе"Художница-Осень"Цель: Создание праздничного настроения у воспитанников.Задачи: Закрепить представления детей о сезонных изменениях в при...