Конспект интегрированного итогового занятия "Художница-осень"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Данное занятие разработано с целью уточнения и расширения представлений об осени и ее периодах у детей старшего дошкольного возраста. В конспекте использованы произведения великих мировых художников, композиторов, поэтов. Благодаря удачно подобранным методам и приемам все виды деятельности, используемые на занятии легко инттегрируются. Это позволяет охватить более широкий спектр знаний, умений и навыков детей по теме :"Осень". Дети легко воспринимают материал, с удовольствием активно участвуют. Это способствует глубокому приобщению детей к природе, культуре, традициям. Рекомендую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhnica-osen.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«Художница-осень»
Воспитатель: Стракашина Л.В.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Приобщать детей к истинному искусству. Продолжать знакомить с характерными признаками осени и разных ее периодов через различные жанры искусства: живопись, музыку, поэзию, хореографию.
- Расширить и уточнить представления детей о явлениях в живой и неживой природе. Формировать реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.
- Продолжать развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках.
- Воспитывать у детей любовь к природе, стремление охранять ее.
- Учить чувствовать красоту произведений искусства, определять их настроение, понимать замысел авторов.
- Продолжать знакомить детей с произведениями великих поэтов. Учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове.
- Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки, создавать задуманный образ.
- Продолжать учить делать карандашный набросок, впоследствии превращая его в эскиз, располагая рисунок на всем листе в перспективном плане.
- Воспитывать эстетический вкус, фантазию, творчество.
Обогащение словаря: галерея, контраст, обрядовые игры.
Активизация словаря: пейзаж, пейзажисты, посиделки, периоды осени, дары, листопад, акварель, набросок, поэты, произведения искусства.
Оборудование: Цветные иллюстрации: И.С.Остроухова «Золотая осень», И.Э.Грабаря «Рябинка», И.И.Левитана «Золотая осень», Н.И.Осенева «Осень», Ткачевы «Трудные будни», портрет А.С.Пушкина, музыкальные произведения В.Доги, В.Вивальди, принадлежности для рисования.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций великих художников, чтение художественной литературы, беседы, наблюдения в природе, дидактические игры, целевые прогулки, рассматривание тематических альбомов, занятия ритмопластикой, знакомство с трудом взрослых осенью, рисование, аппликации на различные темы, связанные с осенью, ручной труд из природного материала, индивидуальная работа, совместная деятельность воспитателя и детей, выполнение самостоятельных заданий.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей... Поздоровайтесь.
Представьте, что мы пришли в картинную галерею... Посмотрите, сколько картин на стене. Здесь представлены произведения разных художников. Если повнимательнее приглядеться, можно увидеть, что в этих картинах есть что-то общее...
Вопросы: Что объединяет эти картины? (они изображают природу).
Как называют картины, изображающие природу? (пейзажи).
Значит мы попали на выставку пейзажей.
А как называют художников, которые пишут пейзажи? (пейзажисты).
Каких художников – пейзажистов вы знаете? (Шишкин, Левитан, Александров, Васнецов, Осенев, Грабарь).
Да, их очень много. И если собрать все их картины, то на этой стене не хватит места.
Посмотрите внимательно на эти картины – все они изображают осень, но похожи ли они? (нет).
Вопрос: Чем отличаются друг от друга эти пейзажи? (на них изображены разные периоды осени).
Если дети затрудняются сразу ответить на этот вопрос, то задать несколько наводящих вопросов, например:
- На всех ли картинах одинаковая погода?
- Все ли эти пейзажи вызывают одинаковое настроение?
- Все ли пейзажи одинаково яркие?
- Чем можно объяснить все эти различия?
Кто хочет показать картину, изображающую раннюю осень? (ребенок показывает картину «Золотая осень» И.С.Остроухова).
Вопросы: - Почему ты думаешь, что здесь изображена ранняя осень?
- Какая погода на картине?
- Какое настроение вызывает эта картина?
Не только художники, но и поэты посвящали свое творчество осени. Очень известный русский поэт Федор Иванович Тютчев передает свои впечатления об увиденном в стихотворении:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется теплая и чистая лазурь
На отдыхающее поле...
А вот картина Игоря Эммануиловича Грабаря. Называется она «Рябинка». Посмотрите, художник использовал контрастные цвета: на темно-зеленом фоне
поля пестреют золотистые березки и ярко-красная рябинка...Вот она какая художница – осень! Помните, мы с вами учили стихотворение про художницу – осень? Кто хочет его рассказать?
Ребенок рассказывает стихотворение «Осень»:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!»
Воспитатель: Неслышно осень подошла, рассыпала золото и багрянец по рощам и дубравам. Нет –нет, да и выпадут яркие денечки, когда зовет, манит лес своими убранствами. А сколько грибов в осеннем лесу!
Ребята, давайте и мы с вам и отправимся в лес за грибами.
Проводится ритмопластическое упражнение «Собираем грибы».
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на эту картину и скажите, как она называется и кто ее написал (ответ детей).
Да, это картина Иссаака Ильича Левитана «Золотая осень». Вглядитесь в нее.
Пока дети рассматривают картину воспитатель читает стихотворение Е.Бочковской:
Художница - Осень взмахнула кистью.
Желтым обрызгала легкие листья,
Небо пронзила сизо – лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пестрых узорчатых листьев клена
Ковер расстелила на фоне зеленом.
Зеленые сосны, зеленые ели,
С легким, пьянящим запахом прели…
На шаг отошла… прищурила глаз,
По веткам кармином прошлась еще раз.
Тихо, красиво и грустно немножко.
Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке…
Солнце скупо дарит лучи.
Осень. На юг улетели грачи.
Вопросы: - Ребята, а почему улетели грачи? (потому, что они перелетные).
- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (ласточки, кукушки, скворцы, соловьи, дрозды, жаворонки, журавли, дикие утки, дикие гуси и т.д.).
- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие).
Сейчас мы с вами станем журавлями, улетающими в теплые края.
Проводится ритмопластическое упражнение «Журавли»
Стало вдруг светлее вдвое, двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идеи – листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке
И высоко от земли пролетели журавли.
Все летит! Должно быть это улетает наше лето. (Е.Трутнева)
Воспитатель читает стихотворение, а дети под музыку имитируют полет журавлей.
Воспитатель: Лето, действительно улетело. И незаметно прошел первый месяц осени – Сентябрь. И вот на пороге середина осени – Октябрь. Посмотрите, как его изобразил Николай Иванович Осеев на картине «Осень». Нет уже зеленой травы… Что с ней произошло? Не слышно многоголосого хора птиц… Где они? Но зато как красиво вокруг!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Вопрос: Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин).
Воспитатель: В нашей картинной галерее есть его портрет, где он сидит в осеннем парке. Посмотрите, какой он задумчивый…
Вопрос: Почему мы, вдруг, заговорили об А.С.Пушкине? (потому, что он любил осень). Да, и посвятил ей много стихотворений.
В самый разгар осени начинается листопад. Под порывами ветра гнутся деревья и осыпается листва. Давайте изобразим движениями такое явление природы, как листопад.
Проводится ритмопластическое упражнение «Осенние листочки».
Под музыку дети передают образ летящих и падающих листьев, воспитатель в это время читает стихотворение С.Есенина:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Воспитатель: По дороге золоченой
Осень в гости к на идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Вопрос: Что за дар? (урожай).
Проводится игра «Загадки»
Воспитатель загадывает загадки об овощах и фруктах, а дети их отгадывают.
Воспитатель проводит детей к картине художников Ткачевых «Трудовые будни» и предлагает посмотреть, как люди собирают урожай с полей.
Вопросы: - Что изображено на этой картине?
- Что вы видите на переднем плане?
- Что можно увидеть вдалеке?
- А вы дома помогаете убирать урожай с огородов?
Вот мы сейчас проверим, какие вы помощники.
Проводится подвижная игра «Кто быстрее соберет урожай»
Воспитатель: Вот она какая середина осени!
Вопрос: Какой месяц? (октябрь).
Воспитатель: Так называется еще одна работа И.И.Левитана (рассматривают иллюстрацию).
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком. (С.Есенин).
Урожай собран – окончились работы в поле. Все чаще утром лужицы покрыты корочкой льда, на траве поблескивает иней. Дни короче… да и солнышко все реже балует нас своим теплом. Наступил Ноябрь.
Землю застилает туман, воздух сырой, холодный…
Вспомните стихотворение А.Плещеева «Осенью». Кто хочет его рассказать?
Дети (по очереди): Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Вопрос: Кто написал это стихотворение? (Алексей Николаевич Плещеев)
Все чаще и чаще идут дожди, кругом грязь. Неуютно ни в лесу, ни в поле.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем недолго
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Это стихотворение написал Сергей Есенин.
Скучны вечера… В старину, когда работы в поле были окончены, и чтобы вечера не были так скучны, устраивали посиделки. Все собирались в одной избе.
Женщины пряли, ткали, вышивали. Во время работы пели народные песни. Для того, чтобы было еще веселее, устраивали игры-забавы.
Одну из таких игр вы знаете. Это «Кто скорее найдет свой кружок».
Хотите поиграть?
Проводится игра «Кто скорее найдет свой кружок?»
Воспитатель: В середине ноября выпадает первый снег. Недаром в народе его называют «студень», «полузимник». В ноябре трудно приходится животным в лесу.
В ноябре поздно рассветает, рано смеркается. И поэтому в народе говорят: «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается».
Перед нами картина П.П.Кончаловского «Первый снег». Его мало, чтобы покрыть всю землю, вот он и лежит небольшими островками на продрогшей земле. Посмотрите, какой красивый контраст: темные ели, белый снег и ослепительная желтизна еще не опавших листьев.
Представьте, что пошел первый снег. Летят легкие снежинки, кружатся в воздухе, ветер их то поднимает, то опускает, то относит в сторону.
Давайте представим, что мы с вами легкие снежинки.
Проводится ритмопластическое упражнение «Летят снежинки».
Под «Вальс» Е.Дога дети имитируют движение снежинок.
И вот наступает зима. Она окутывает снежной кисеей землю. Все засыпает до весны. Борис Яковлевич Рубцов назвал свою картину «Начало зимы».
Рассмотрите ее внимательно.
Пока дети рассматривают картину, воспитатель читает стихотворение:
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И как поздний сторож, выйдя на дорогу, (изменено умышленно)
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Там он встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете. (С.Есенин).
Все деревья утонули в сугробах.
Мы с вами рассмотрели все картины в нашей галерее. Вспомнили многих художников – пейзажистов. Все они имеют большой опыт в рисовании. Но бывают выставки начинающих художников. Хотите мы устроим такую выставку? Вы будете начинающими художниками. Каждый придумает свой пейзаж… садитесь, художники за парты. Но, прежде, чем начать работу, давайте вспомним:
Вопросы: - С чего художник начинает свою работу? (с наброска).
Набросок делается простым карандашом. Рисовать мы будем красками, которые разводятся водой.
- Что за краски? (акварель).
- Чем художник наносит краску на холст? (кистью). У нас кисти двух размеров.
- Какие цвета мы будем использовать, если надо передать холодную погоду? (холодные)… теплую? (теплые).
- Какие вы знаете холодные цвета?
- Какие вы знаете теплые цвета?
Не забывайте, что можно использовать прием смешения красок для получения нужного оттенка.
Смочите краски водой и начинайте работу.
Во время работы звучит «Осень» В. Вивальди из цикла «Времена года»
Окончание занятия:
Окончившие работу дети помещают свои рисунки с помощью педагога в специально отведенном месте.
Воспитатель: Ай-да художники! Ай-да молодцы! Какое многообразие красок!
Кто хочет быть экскурсоводом?
Желающий ребенок анализирует несколько работ (с помощью детей, педагога).
Воспитатель: Здесь изображены разные периоды осени… (проанализировать несколько работ).
У Александра Сергеевича Пушкина есть стихотворение, в котором он по очереди рассказывает о каждом периоде.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сен
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
Встает заря во мгле холодной,
На нивах шум работ умолк,
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.
Его почуя, конь дорожный
Храпит – и путник осторожный
Несется в гору во весь дух,
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок.
В избушке распевая, дева
Прядет, и зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.
Воспитатель: Какие молодцы художники! Экскурсия в картинную галерею окончена, но мы вернемся туда зимой.
Педагог назначает ответственных за уборку помещения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИТОГОВОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: « Насекомые».
Цель: Обобщить представление детей о насекомых (виды насе¬комых, их особенностями жизни и строения). Задачи: 1. Формировать представление детей о взаимосвязи изменений в ...
Конспект интегрированного итогового мероприятия с детьми первой младшей группы на тему "На бабушкином дворе"
Конспект интегрированного итогового мероприятия с детьми первой младшей группы на тему "На бабушкином дворе"...
Конспект интегрированного итогового занятия во второй младшей группе «Солнечное приглашение в весенний лес», Реализация задач происходит через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» (коммуникативная деятельность); «Художественное
Реализация задач в занятии, происходит через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» (коммуникативная деятельность); «Художественное творчество» (продуктивная деятел...
Конспект интегрированного итогового занятия «Юные знатоки школы тетушки Совы» в подготовительной группе детского сада
Интеллектуальное интегрированное занятие- игра...
Конспект интегрированного итогового мероприятия в рамках реализации образовательной области «Коммуникация» на тему: «Емеля заболел» с детьми второй младшей группы
Конспект интегрированного итогового мероприятия в рамках реализации образовательной области «Коммуникация» пересекающееся с образовательными областями "Социализация", "Безопасность", "З...
Конспект интегрированного итогового занятия во 2 младшей группе «Путешествие в сказочный лес».
Конспект интегрированного итогового занятия во 2 младшей группе «Путешествие в сказочный лес».Программное содержание:О — продолжать учить детей пересчитывать предметы, называя итоговое число; закрепля...
Экологическая сказка «Хвосты» (Конспект интегрированного итогового игры-занятия для детей средней группы)
Экологическая сказка «Хвосты», (Конспект интегрированного итогового игры-занятия для детей средней группы), Театрализованная постановка...