Конспект интегрированного итогового занятия "Художница-осень"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Данное занятие разработано с целью уточнения и расширения представлений об осени и ее периодах у детей старшего дошкольного возраста. В конспекте использованы произведения великих мировых художников, композиторов, поэтов. Благодаря удачно подобранным методам и приемам все виды деятельности, используемые на занятии легко инттегрируются. Это позволяет охватить более широкий спектр знаний, умений и навыков детей по теме :"Осень". Дети легко воспринимают материал, с удовольствием активно участвуют. Это способствует глубокому приобщению детей к природе, культуре, традициям. Рекомендую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhnica-osen.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:















КОНСПЕКТ


КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ


В СТАРШЕЙ ГРУППЕ



«Художница-осень»








Воспитатель: Стракашина Л.В.



           







ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:



  1. Приобщать детей к истинному искусству. Продолжать знакомить с характерными признаками осени и разных ее периодов через различные жанры искусства: живопись, музыку, поэзию, хореографию.


  1. Расширить и уточнить представления детей о явлениях в живой и неживой      природе. Формировать реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.


  1. Продолжать развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках.


  1. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление охранять ее.


  1. Учить чувствовать красоту произведений искусства, определять их настроение, понимать замысел авторов.


  1. Продолжать знакомить детей с произведениями великих поэтов. Учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове.


  1. Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки, создавать задуманный образ.


  1. Продолжать учить делать карандашный набросок, впоследствии превращая его в эскиз, располагая рисунок на всем листе в перспективном плане.


  1. Воспитывать эстетический вкус, фантазию, творчество.




Обогащение словаря: галерея, контраст, обрядовые игры.





Активизация словаря: пейзаж, пейзажисты, посиделки, периоды осени, дары, листопад, акварель, набросок, поэты, произведения искусства.





Оборудование: Цветные иллюстрации: И.С.Остроухова «Золотая осень», И.Э.Грабаря «Рябинка», И.И.Левитана «Золотая осень», Н.И.Осенева «Осень», Ткачевы «Трудные будни», портрет А.С.Пушкина, музыкальные произведения В.Доги, В.Вивальди, принадлежности для рисования.





Предварительная работа: Заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций великих художников, чтение художественной литературы, беседы, наблюдения в природе, дидактические игры, целевые прогулки, рассматривание тематических альбомов, занятия ритмопластикой, знакомство с трудом взрослых осенью, рисование, аппликации на различные темы, связанные с осенью, ручной труд из природного материала, индивидуальная работа, совместная деятельность воспитателя и детей, выполнение самостоятельных заданий.























ХОД ЗАНЯТИЯ.





Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей... Поздоровайтесь.



                       Представьте, что мы пришли в картинную галерею... Посмотрите,               сколько картин на стене. Здесь представлены произведения разных художников. Если повнимательнее приглядеться, можно увидеть, что в этих картинах есть что-то общее...



Вопросы: Что объединяет эти картины?  (они изображают природу).



                  Как называют картины, изображающие природу?  (пейзажи).



Значит мы попали на выставку пейзажей.



                  А как называют художников, которые пишут пейзажи?  (пейзажисты).



                  Каких художников – пейзажистов вы знаете? (Шишкин, Левитан, Александров, Васнецов, Осенев, Грабарь).



Да, их очень много. И если собрать все их картины, то на этой стене не хватит места.



Посмотрите внимательно на эти картины – все они изображают осень, но похожи ли они?   (нет).



Вопрос: Чем отличаются друг от друга эти пейзажи? (на них изображены разные периоды осени).



Если дети затрудняются сразу ответить на этот вопрос, то задать несколько наводящих вопросов, например:



  - На всех ли картинах одинаковая погода?



  - Все ли эти пейзажи вызывают одинаковое настроение?



  -  Все ли пейзажи одинаково яркие?



  -  Чем можно объяснить все эти различия?



Кто хочет показать картину, изображающую раннюю осень? (ребенок показывает картину «Золотая осень» И.С.Остроухова).



Вопросы:  - Почему ты думаешь, что здесь изображена ранняя осень?



   -  Какая погода на картине?



   -  Какое настроение вызывает эта картина?



Не только художники, но и поэты посвящали свое творчество осени. Очень известный русский поэт Федор Иванович Тютчев передает свои впечатления об увиденном в стихотворении:





        Есть в осени первоначальной



        Короткая, но дивная пора –



        Весь день стоит как бы хрустальный,



        И лучезарны вечера...



                       Где бодрый серп гулял и падал колос,



                       Теперь уж пусто все – простор везде,



                       Лишь паутины тонкий волос



                       Блестит на праздной борозде.



      Пустеет воздух, птиц не слышно боле,



      Но далеко еще до первых зимних бурь –



      И льется теплая и чистая лазурь



      На отдыхающее поле...



А вот картина Игоря Эммануиловича Грабаря. Называется она «Рябинка». Посмотрите, художник использовал контрастные цвета: на темно-зеленом фоне

поля пестреют золотистые березки и ярко-красная рябинка...Вот она какая художница – осень! Помните, мы с вами учили стихотворение про художницу – осень? Кто хочет его рассказать?


Ребенок рассказывает стихотворение «Осень»:



          Осень на опушке краски разводила,


          По листве тихонько кистью проводила:


          Пожелтел орешник и зарделись клены,


          В пурпуре осеннем только дуб зеленый.


          Утешает осень: «Не  жалейте лета!


          Посмотрите – роща золотом одета!»



Воспитатель: Неслышно осень подошла, рассыпала золото и багрянец по рощам и дубравам. Нет –нет, да и выпадут яркие денечки, когда зовет, манит лес своими убранствами. А сколько грибов в осеннем лесу!


     Ребята, давайте и мы с вам    и отправимся в лес за грибами.



Проводится ритмопластическое упражнение «Собираем грибы».



 Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на эту картину и скажите, как она называется и кто ее написал (ответ детей).


Да, это картина Иссаака Ильича Левитана «Золотая осень». Вглядитесь в нее.


Пока дети рассматривают картину воспитатель читает стихотворение Е.Бочковской:  


               


              Художница - Осень взмахнула кистью.


              Желтым обрызгала легкие листья,


              Небо пронзила сизо – лиловым,


              Речку покрыла лаком свинцовым.


                           Из пестрых узорчатых листьев клена


                           Ковер расстелила на фоне зеленом.


                           Зеленые сосны, зеленые ели,


                           С легким, пьянящим запахом прели…


              На шаг отошла… прищурила глаз,


              По веткам кармином прошлась еще раз.


              Тихо, красиво и грустно немножко.


                            Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке…


                            Солнце скупо дарит лучи.


                            Осень. На юг улетели грачи.



Вопросы: - Ребята, а почему улетели грачи? (потому, что они перелетные).


                   - Каких еще перелетных птиц вы знаете? (ласточки, кукушки, скворцы, соловьи, дрозды, жаворонки, журавли, дикие утки, дикие гуси и т.д.).


                   - Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие).


   Сейчас мы с вами станем журавлями, улетающими в теплые края.




Проводится ритмопластическое упражнение «Журавли»





            Стало вдруг светлее вдвое, двор, как в солнечных лучах –



            Это платье золотое у березы на плечах.



            Утром мы во двор идеи – листья сыплются дождем,



             Под ногами шелестят и летят… летят… летят…



            Пролетают паутинки с паучками в серединке



            И высоко от земли пролетели журавли.



            Все летит! Должно быть это улетает наше лето. (Е.Трутнева)



Воспитатель читает стихотворение, а дети под музыку имитируют полет журавлей.





Воспитатель:  Лето, действительно улетело. И незаметно прошел первый месяц осени – Сентябрь. И вот на пороге середина осени – Октябрь. Посмотрите, как его изобразил Николай Иванович Осеев на картине «Осень». Нет уже зеленой травы… Что с ней произошло? Не слышно многоголосого хора птиц… Где они? Но зато как красиво вокруг!





                       Унылая пора! Очей очарованье!



                       Приятна мне твоя прощальная краса –



                       Люблю я пышное природы увяданье



                       В багрец и золото одетые леса.



             В их сенях ветра шум и свежее дыханье,



             И мглой волнистою покрыты небеса,



             И редкий солнца луч, и первые морозы,



             И отдаленные седой зимы угрозы.





Вопрос: Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин).



Воспитатель:  В нашей картинной галерее есть его портрет, где он сидит в осеннем парке. Посмотрите, какой он задумчивый…



Вопрос:  Почему мы, вдруг, заговорили об А.С.Пушкине? (потому, что он любил осень). Да, и посвятил ей много стихотворений.





В самый разгар осени начинается листопад. Под порывами ветра гнутся деревья и осыпается листва. Давайте изобразим движениями такое явление природы, как листопад.



Проводится ритмопластическое упражнение «Осенние листочки».



Под музыку дети передают образ летящих и падающих листьев, воспитатель в это время читает стихотворение С.Есенина:



                       Закружилась листва золотая



                       В розоватой воде на пруду.



                       Словно бабочек легкая стая



                       С замираньем летит на звезду.



Воспитатель:  По дороге золоченой



                        Осень в гости к на идет.



                        Для мальчишек и девчонок



                        Щедрый дар она несет





Вопрос: Что за дар? (урожай).





Проводится игра «Загадки»



Воспитатель загадывает загадки об овощах и фруктах, а дети их отгадывают.





Воспитатель проводит детей к картине художников Ткачевых «Трудовые будни» и предлагает посмотреть, как люди собирают урожай с полей.





Вопросы:  - Что изображено на этой картине?



                  -  Что вы видите на переднем плане?



                  -  Что можно увидеть вдалеке?



                  -  А вы дома помогаете убирать урожай с огородов?





Вот мы сейчас проверим, какие вы помощники.





Проводится подвижная игра «Кто быстрее соберет урожай»





Воспитатель:     Вот она какая середина осени!



Вопрос: Какой месяц? (октябрь).



Воспитатель: Так называется еще одна работа И.И.Левитана (рассматривают иллюстрацию).



                    Отговорила роща золотая



                    Березовым веселым языком



                    И журавли, печально пролетая,



                    Уж не жалеют больше ни о ком. (С.Есенин).





Урожай собран – окончились работы в поле. Все чаще утром лужицы покрыты корочкой льда, на траве поблескивает иней. Дни короче… да и солнышко все реже балует нас своим теплом. Наступил Ноябрь.



Землю застилает туман, воздух сырой, холодный…



Вспомните стихотворение А.Плещеева «Осенью». Кто хочет его рассказать?



Дети (по очереди):   Осень наступила,



                                   Высохли цветы,



                                   И глядят уныло



                                   Голые кусты.



            Вянет и желтеет



            Травка на лугах,



            Только зеленеет



           Озимь на полях.



                                    Туча небо кроет,



                                    Солнце не блестит,



                                    Ветер в поле воет,



                                    Дождик моросит.



          Воды зашумели



          Быстрого ручья,



          Птички улетели



          В теплые края.



Вопрос:   Кто написал это стихотворение? (Алексей Николаевич Плещеев)





Все чаще и чаще идут дожди, кругом грязь. Неуютно ни в лесу, ни в поле.





                 Нивы сжаты, рощи голы,



                 От воды туман и сырость.



                 Колесом за сини горы



                 Солнце тихое скатилось.



  Дремлет взрытая дорога.



  Ей сегодня примечталось,



  Что совсем-совсем недолго



  Ждать зимы седой осталось.



                 Ах, и сам я в чаще звонкой



                 Увидал вчера в тумане:



                  Рыжий месяц жеребенком



                  Запрягался в наши сани.





 Это стихотворение написал Сергей Есенин.





Скучны вечера… В старину, когда работы в поле были окончены,  и чтобы вечера не были так скучны, устраивали посиделки. Все собирались в одной избе.



Женщины пряли, ткали, вышивали. Во время работы пели народные песни. Для того, чтобы было еще веселее, устраивали игры-забавы.



Одну из таких игр вы знаете. Это «Кто скорее найдет свой кружок».



Хотите поиграть?





Проводится игра «Кто скорее найдет свой кружок?»      





Воспитатель: В середине ноября выпадает первый снег. Недаром в народе его называют «студень», «полузимник». В ноябре трудно приходится животным в лесу.



В ноябре поздно рассветает, рано смеркается. И поэтому в народе говорят: «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается».





Перед нами картина П.П.Кончаловского «Первый снег». Его мало, чтобы покрыть всю землю, вот он и лежит небольшими островками на продрогшей земле. Посмотрите, какой красивый контраст: темные ели, белый снег и ослепительная   желтизна еще не опавших листьев.



    Представьте, что пошел первый снег. Летят легкие снежинки, кружатся в воздухе, ветер их то поднимает, то опускает, то относит в сторону.



   Давайте представим, что мы с вами легкие снежинки.





Проводится ритмопластическое упражнение «Летят снежинки».



Под «Вальс» Е.Дога дети имитируют движение снежинок.





И вот наступает зима. Она окутывает снежной кисеей землю. Все засыпает до весны. Борис Яковлевич Рубцов назвал свою картину «Начало зимы».



Рассмотрите ее внимательно.



  Пока дети рассматривают картину, воспитатель читает стихотворение:



        Клен ты мой опавший, клен заледенелый,



        Что стоишь нагнувшись под метелью белой?



        Или что увидел? Или что услышал?



        Словно за деревню погулять ты вышел.





        И как поздний сторож, выйдя на дорогу,  (изменено умышленно)



        Утонул в сугробе, приморозил ногу.



       



        Там он встретил вербу, там сосну приметил,



        Распевал им песни под метель о лете. (С.Есенин).





Все деревья утонули в сугробах.



Мы с вами рассмотрели все картины в нашей галерее. Вспомнили многих художников – пейзажистов. Все они имеют большой опыт в рисовании. Но бывают выставки начинающих художников. Хотите мы устроим такую выставку? Вы будете начинающими художниками. Каждый придумает свой пейзаж… садитесь, художники за парты. Но, прежде, чем начать работу, давайте вспомним:



Вопросы:  - С чего художник начинает свою работу? (с наброска).



               Набросок делается простым карандашом. Рисовать мы будем красками, которые разводятся водой.



                 -  Что за краски? (акварель).



                 - Чем художник наносит краску на холст? (кистью). У нас кисти двух размеров.



                - Какие цвета мы будем использовать, если надо передать холодную погоду? (холодные)… теплую? (теплые).



                - Какие вы знаете холодные цвета?



                - Какие вы знаете теплые цвета?



Не забывайте, что можно использовать прием смешения красок для получения нужного оттенка.



Смочите краски водой и начинайте работу.





Во время работы звучит «Осень» В. Вивальди из цикла «Времена года»





Окончание занятия:



Окончившие работу дети помещают свои рисунки  с помощью педагога в специально отведенном месте.





Воспитатель: Ай-да художники! Ай-да молодцы! Какое многообразие красок!



                      Кто хочет быть экскурсоводом?





Желающий ребенок анализирует несколько работ (с помощью детей, педагога).





Воспитатель: Здесь изображены разные периоды осени… (проанализировать несколько работ).



У Александра Сергеевича Пушкина есть стихотворение, в котором он по очереди рассказывает о каждом периоде.



                               



                     Уж небо осенью дышало,



                      Уж реже солнышко блистало,



                     Короче становился день,



                     Лесов таинственная сен



                     С печальным шумом обнажалась,



                     Ложился на поля туман,



                     Гусей крикливых караван



                     Тянулся к югу: приближалась



                     Довольно скучная пора:



                     Стоял ноябрь уж у двора.



   Встает заря во мгле холодной,



   На нивах шум работ умолк,



   С своей волчихою голодной



   Выходит на дорогу волк.



   Его почуя, конь дорожный



   Храпит – и путник осторожный



   Несется в гору во весь дух,



   На утренней заре пастух



   Не гонит уж коров из хлева,



   И в час полуденный в кружок



   Их не зовет его рожок.



                       В избушке распевая, дева



                       Прядет, и зимних друг ночей,



                       Трещит лучина перед ней.





Воспитатель:  Какие молодцы художники! Экскурсия в картинную галерею окончена, но мы вернемся туда зимой.





Педагог назначает ответственных за уборку помещения.    





































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИТОГОВОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: « Насекомые».

Цель: Обобщить представление детей о насекомых (виды насе¬комых, их особенностями жизни и строения). Задачи: 1. Формировать представление детей о взаимосвязи изменений в ...

Конспект интегрированного итогового мероприятия с детьми первой младшей группы на тему "На бабушкином дворе"

Конспект интегрированного итогового мероприятия с детьми первой младшей группы на тему "На бабушкином дворе"...

Конспект интегрированного итогового занятия во второй младшей группе «Солнечное приглашение в весенний лес», Реализация задач происходит через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» (коммуникативная деятельность); «Художественное

Реализация задач в занятии, происходит через интеграцию образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация» (коммуникативная деятельность); «Художественное творчество» (продуктивная деятел...

Конспект интегрированного итогового мероприятия в рамках реализации образовательной области «Коммуникация» на тему: «Емеля заболел» с детьми второй младшей группы

Конспект интегрированного итогового мероприятия в рамках реализации образовательной области «Коммуникация» пересекающееся с образовательными областями "Социализация", "Безопасность", "З...

Конспект интегрированного итогового занятия во 2 младшей группе «Путешествие в сказочный лес».

Конспект интегрированного итогового занятия во 2 младшей группе «Путешествие в сказочный лес».Программное содержание:О — продолжать учить детей пересчитывать предметы, называя итоговое число; закрепля...

Экологическая сказка «Хвосты» (Конспект интегрированного итогового игры-занятия для детей средней группы)

Экологическая сказка «Хвосты», (Конспект интегрированного итогового игры-занятия для детей  средней группы), Театрализованная постановка...