конспект НОД "Художница осень" для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Грекова Наталья Михайловна

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, формировать коммуникативную компетентность детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_khudozhnitsa_osen.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей старшего дошкольного возраста.

Тема НОД: «Художница Осень».

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, формировать коммуникативную компетентность детей старшего дошкольного возраста.

Доминирующая образовательная область (реализуемые задачи)

Коммуникация:

- развивать связную речь через составление описательного рассказа по схеме;

- учить детей отвечать на вопросы причинно-следственного характера, составлять развернутые ответы;

- закреплять умение внимательно слушать сверстника, не перебивая его;

- способствовать формированию коммуникативных навыков.

Образовательные области в интеграции (реализуемые задачи)

Чтение художественной литературы:

- учить воспринимать литературные образы, замечать образность и выразительность языка;

- развивать способность к целостному восприятию произведения;

- воспитывать литературно-художественный вкус.

Познание:

- закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой природе;

- систематизировать знания о хвойных и лиственных деревьях (породы деревьев, изменение окраски листа осенью).

Социализация:

- учить детей вставать на позицию другого, строить от чужого имени монологическое высказывание;

- учить общаться в паре или группе из 3-х человек (находить контакт со сверстником, планировать предстоящую деятельность, обсуждать);

- развивать слуховое внимание, воображение, память;

- воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Художественное творчество:

- закреплять умение составлять композицию на листе бумаги;

- развивать мелкую моторику.

Формы работы

Свободное общение, взаимодействие, рассматривание.

Организация развивающей среды

Осенний сундучок, слайды с признаками осени, схема описательного рассказа «Осень»; султанчики (2 шт.); аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года»; 4 комплекта фломастеров, клей-карандаш (4 шт.), бумажные листья (береза, осина, рябина), бумажные ветви (ель), изображение деревьев (береза, осина, рябина, ель).

ХОД

 Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.

Воспитанники: Здравствуйте.

1. Сообщение цели предстоящего занятия.

Воспитатель: сегодня у нас будет необычное занятие. Мы будем с вами играть, беседовать, рисовать. А чему будет посвящено занятие, я вам не скажу. Вы поймете это сами.

2. Коммуникативная игра «Назови соседа ласково по имени».

Воспитатель: сейчас мы с вами будем здороваться и называть ласково по имени соседа слева. Здравствуй Сашенька (воспитатель ласково называет ребенка и берет его за руку). Теперь ты, Саша, поздоровайся, назови ласково соседа и возьми его за руку (и так далее по кругу).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы вся взялись за руки и ласково назвали друг друга по имени, значит у нас дружная группа.

3. Сундучок с сюрпризом (украшенный по осеннему сундучок).

Воспитатель: Посмотрите, какой необычный сундучок я вам принесла. Его передали вам в подарок. Давайте посмотрим, что в нем (заглядывает в сундучок, достает диск).

Воспитатель: На этом диске – слайды и рассказ писателя Георгия Скребицкого, но о чем этот рассказ, о каком времени года я вам не скажу. Послушайте рассказ внимательно. После того, как я его прочту мы с вами поговорим.

4. Рассказ «Художница осень» с демонстрацией слайдов.

«(Слайд 1) Для своей работы Художница взяла самые яркие краски и прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

(Слайд 2) Березы и (Слайд 3) клены она покрыла лимонной желтизной. (Слайд 4) А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

(Слайд 5) Забрела Художница на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».

(Слайд 6) Так и обрядила старика.

(Слайд 7) Глядит – а неподалеку, на самом краю поляну, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.

(Слайд 8) Все деревья и даже кусты разукрасила по-своему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный. (Слайд 9) Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

(Слайд 10) Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром уборе.

(Слайд 11) Отправилась Художница из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, (Слайд 12) а в лугах душистые копна сена сметала в высокие, словно башни, стога.

(Слайд 13) Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток….»

5. Работа с текстом.

Воспитатель: О каком времени года говорится в рассказе Георгия Скребицкого? Что происходит осенью с деревьями и кустарниками? (Листья на этих растениях меняют окраску и опадают).

Воспитатель: Какие деревья раскрасила Художница осень в рассказе? (Березу, осину, клен, дуб – лиственные деревья).

Воспитатель: Какими красками раскрасила Художница осенние деревья (Березы и клены - лимонной желтизной, листья осинок разрумянила, дуб обрядила в медную кованую броню, липы – в золотую парчу, сосны и ели – темно-зеленые). Писатель Георгий Скребицкий в совеем рассказе использовал очень яркие образы, для описания деревьев.

Воспитатель: Почему у лиственных деревьев и кустарников осенью листья меняют окраску? (Потому что осенью зеленый  хлорофилл в листьях разрушается и становятся заметными другие красящие вещества – желтые и красные).

Воспитатель: Какие деревья осень не смога раскрасить? (Хвойные – ели, сосны). Почему хвойные деревья не сбрасывают осенью свои иголки?

6. Составление рассказа по схеме.

Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет составить красивый рассказ о Художнице осени и о том, как она преображает природу? (спросить одного ребенка).

Посмотрите, у меня есть схема. которая поможет вам составить рассказ.

В первой ячейке нарисованы растения – деревья и кустарники. Вам необходимо рассказать, что с ними происходит осенью.

Во второй ячейке – поля и луга. Здесь необходимо сказать, что осенью делают люди, как готовятся к предстоящей зиме?

В третьей ячейке изображены птицы и животные. Скажите, что птицы и животные делают осенью?

7. Игра «Ветер дует» (использует султанчик в качестве ветерка).

Воспитатель: Осенью становится все холоднее, чаще идет дождь и дует холодный ветер.

Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Ветер дует». Поднимайтесь со своих стульев, я буду произносить задание, а вы выполняйте его, только будьте внимательными.

Я холодный осенний ветер и я дую на девочек … (Девочки поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону).

Ветер дует на мальчиков … (Мальчики поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону).

Ветер дует на того, у кого светлые волосы…

Ветер сильно дует на того, кто любит сладкое…

Ветер стихает и успокаивается. Можете присесть на стулья.

А сейчас закройте свои глаза, к кому-то из вас прикоснется ветерок и превратит в березу.

Саша – превращаю тебя в березу.

Воспитатель: можете открыть глаза. Саша, ты кто? (Береза). Расскажи, береза, что с тобой произошло осенью.

Воспитатель: Молодец! Смог рассказать детям, о том как изменилась осенью береза.

8. Художественная деятельность «Осенние листья».

Воспитатель: ребята, мы совсем забыли о сундучке. Что же в нем еще? (заглядывает в сундук, достает листья деревьев).

Посмотрите, какие листочки были в сундучке?

С какого дерева этот листок? (береза) 4 не раскрашенных березовых листочка.

С какого дерева этот листок? (осина) 4 осиновых листочка.

С какого дерева этот листок? (еловые ветви) 4 веточки ели.

С какого дерева этот листок? (дуб) 3 рябиновых листочка.

Воспитатель: На столах лежат 4 набора фломастеров. Раскрасьте листья и еловые ветки в осеннюю окраску и приклейте их к дереву. Вспомните, какая окраска листьев осенью у березы, осины, дуба? Какие по цвету иголки?

Чтобы выполнить работу вам необходимо договориться, в какой цвет раскрашивать листья. Если вам не хватает фломастеров, можете попросить необходимый цвет у соседей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием – смогли украсить осенние деревья.

А теперь давайте вспомним, чем сегодня мы занимались? (слушали рассказ, играли в игру «Ветер дует», «Превращались в березу и рассказали, что с ней произошло осенью.

Какие группы деревьев вы сегодня вспомнили? (хвойные, листанные)

Воспитатель: Загляну ка я еще раз в сундучок, может там еще есть сюрпризы… (Заглядывает в сундук, достает сладкий сувенир для детей). А вот и подарок от Художницы осени! Это для вас, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...