«Страна сказок А.С.Пушкина»
проект (рисование, подготовительная группа) по теме
Творческий проект на основе изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_prekt.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект на основе изобразительной деятельности
«Страна сказок А.С.Пушкина»
1. Введение
Творческие способности во все времена вызывали огромный интерес у людей. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в их развитии. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху научно-технического прогресса, когда от человека требуются не только репродуктивные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению больших и малых проблем.
Психологи утверждают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать творческое (дивергентное) мышление, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов, стереотипов, снятием ограничений, большой свободой в решении проблем. Оно направлено на порождение новых идей и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? А каким оно будет будущее, которого мы сами не знаем. Ответ прост - научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности. Одним из направлений данной работы является декоративно-прикладное творчество.
Цель: развитие творческого потенциала каждого ребенка для решения проблемной задачи на основе организации его поисковой деятельности по подбору наиболее эффективных способов и изобразительных материалов для ее выполнения; формирование художественного видения, конструкторских способностей, креативного мышления, воображения.
Задачи.
1. Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина. Вызвать эмоциональный отклик, путем использования художественных средств (поэзии, музыки, авторских иллюстраций к сказкам).
2. Побуждать детей участвовать в коллективном обсуждении и поиске решения творческой задачи: высказывать свои идеи, варианты и предложения; дополнять, развивать и поддерживать идеи своих сверстников; способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения.
3. Инициировать исследовательский поиск вариантов разнообразных способов выполнения творческого задания, используя подходящий изобразительный материал (на свой выбор).
4. Формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение, развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.
5. Формировать у детей умение рассказывать о своей творческой работе, ее способе выполнения, представляя аргументы в защиту выбранного способа, оценивать, а также, высказывать свое отношение к творческим находкам сверстников.
2. Основная часть.
Краткий обзор сведений и умений, имеющихся у детей по данной теме:
- Элементарные представления детей о творчестве А.С.Пушкина.
- Знания о произведениях А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», его стихах.
- Представление о музыкальных произведениях по мотивам сказок А.С.Пушкина (Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»).
- Умения выполнять поделки из пластилина «Царевна-лебедь» (объемные).
- Умения выполнять поделки на горизонтальной поверхности из соленого теста «Золотая рыбка» с росписью гуашевыми или акварельными красками. (плоскостные).
- Умение работать коллективно при выполнении плоскостного панно «Золотой петушок» - по мотивам хохломской росписи
Методика и техника выполнения проектной деятельности:
Методы и приемы работы в процессе руководства творческими проектами детей: создание проблемной ситуации, игровой, художественное слово, вопросы поискового характера, приемы ТРИЗ, публичное представление проектов.
Материал. Акварельные и гуашевые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, цветная бумага, фольга, крупа (горох, пшено, рис), клей, ножницы, иллюстрации к сказкам.
Мотивировка детей к выполнению проектов.
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну сказок А.С.Пушкина. Сейчас мы немножко с вами помечтаем и мысленно перенесемся туда, а поможет нам в этом вот эта необычная книга.
Давайте книгу откроем,
И в сказку волшебную дверь приоткроем.
(Рассматривание иллюстраций к сказкам)
- я иллюстрация.
У Лукоморья дуб зеленый,
Золотая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….
Ребята, а вам ничего не кажется странным в этой иллюстрации? (высказывания детей). У кота пропала цепь, поэтому и сказка не получается. Давайте посмотрим дальше, неужели во всех сказках такая беда?
- я иллюстрация. «Сказка о золотой рыбке»
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Посмотрите-ка, и в этой сказке какой-то не порядок.
В какую сказку мы с вами попали? (ответы детей).
Как же сказку продолжать, если некому желания исполнять?
- я иллюстрация. «Сказка о золотом петушке»
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
В какую сказку мы сейчас попали,
Какие вещи здесь пропали? (ответы детей)
4-я иллюстрация. «Сказка о царе Салтане.»
Ребята, попробуйте вспомнить отрывок из сказки к этой иллюстрации.
Ель стоит перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там сидит ручная,
Да, затейница какая……
Я заметила, что почти во всех сказках вещи пропадают не простые, а ….(ответы детей - золотые). Вот только у белочки орешки все в целости и сохранности. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, «слуги белку стерегут».
Кто же мог сотворить такое злодеяние и испортить все сказки?
Какого сказочного, злого, жадного, к тому же бессмертного злодея вы знаете? (ответ детей).
В сказочной стране случилась беда - Кощей Бессмертный, который все над златом чахнет, украл все золото из сказок А.С.Пушкина, только орешки у белочки остались, т. к. слуги белку стерегут. Что же делать, ведь справиться с Кощеем не просто, он же Бессмертный? (высказывания детей)
Вы забыли про свои ручки – умелые ручки, которые очень многое умеют. Про некоторых людей так и говорят, у него золотые руки. Почему так говорят? (высказывания детей). Руки, которые умеют все делать, высоко ценятся, как золото, вот поэтому так и говорят – золотые руки. Наши руки тоже золотые, потому что очень многое умеют. А вот Кощей Бессмертный об этом не знал и не знает.
Сказки испортились, и свои чередом уже идти не могут. Я предлагаю вам помочь сказочным героям. Давайте своими руками смастерим для кота золотую цепь, для царя Додона золотого петушка, поможем золотой рыбке. А выполнять мы будем не из золота, чтобы Кощей Бессмертный опять не украл, а из материала золотистого цвета. Тем самым обманем Кощея Бессмертного и сохраним сказки.
Давайте подумаем, какой цвет подобрать, чтобы он был похож на золотой (желтый, оранжевый). Работу можно выполнять, используя краски, пластилин, бумагу. Подумайте, какими способами можно выполнить работу. Может быть, кто-то из вас придумает и предложит совершенно другие способы (Метод «мозгового штурма»: любые идеи, их обсуждение).
Ребята, сейчас каждый выберете, пожалуйста, понравившуюся вам иллюстрацию к сказке, примите решение, каким способом и каким материалом, возможно даже и не одним, вы будете выполнять работу. В работе нам помогут наши умелые руки, ведь они у нас не простые, наши ручки – золотые, а значит, могут творить любые чудеса. Постарайтесь, чтобы ваши работы были интересными, необычными, а золотые изделия, как жар горели, и, глядя на них, можно было сказать: «Это работал золотых дел мастер».
(Дети приступают к работе).
Решение таких творческих заданий в рамках общей темы, над которой работает группа, можно применять, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества, по окончанию темы, как проект. Дети должны иметь достаточный объем знаний по теме, в данном случае по теме – сказки А.С.Пушкина, а также умения и навыки в различных видах изобразительной деятельности. Только тогда ребенок способен решать творческие, изобразительные задачи, находить оригинальные решения, идеи, приспосабливая их к разным условиям, обогащая свой художественный опыт, тем самым все это способствует формированию социально активной личности.
В ходе организации такой работы я стараюсь, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности – рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию и т. д., испробовать разные способы изображения и разнообразный изобразительный материал. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве.
Важную роль играет наличие творческой среды. Только в такой среде проявляется творческая активность ребенка, стремление к многовариативности решения проблемы. Творческая среда характеризуется: - разнообразием предметной среды, изобразительным материалом;
- постоянным поощрением творческой инициативы, оригинальности идей;
- принятием любого творческого продукта независимо от его качества;
- доброжелательностью взрослого, отказом от критики ребенка и его идей;
- личным творческим подходом взрослого к решению задачи.
В процессе решения с детьми творческих задач используются игровые приемы и ситуации, которые способствуют нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей.
Метод «мозгового штурма» позволяет активизировать творческое мышление детей, проявлять творческий потенциал в большей степени, чем обычно, развивает умение вести дискуссию, спор, высказывать идеи, комбинировать, модифицировать, дополнять высказывания других детей.
После окончания в группе сверстников проходит представление (защита) своих проектов с рассказом о выборе выразительных средств и материалов, заслушиваются мнения детей и взрослых о проектах.
3. Заключительная часть.
Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием: причем они сразу отказались от самых простых способов выполнения – закрашивания карандашами и красками. Дети использовали и сочетали между собой несколько способов работы над проектами: вырезание из цветной бумаги, фольги, аппликация, размазывание пластилином по контуру на плоскости, приклеивание крупы, мозаичный вариант заполнения контура и т д. После реализации своих творческих замыслов, дети с удовольствием включались в творческий процесс своих товарищей, помогали им и советом и практическими действиями. По продолжительности выполнения работа рассчитана на 30-35 минут, но так как это процесс творческий, то можно дать детям дополнительное время или предложить им продолжить или доделать работу чуть позже, отдохнув или в другое время. С целью приобщения родителей к творческому развитию детей предлагаю им дома вместе со своими детьми выполнить объемные поделки тех же сказочных персонажей, используя разнообразные способы выполнения и материал. По окончании темы организуем выставку «В гостях у сказок А.С.Пушкина», где будут представлены работы детей и родителей, выполненные в течение прохождения темы.
Таким образом, такая форма работы заинтересовывает и увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Дети овладевают умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяется кругозор ребенка, обогащается их эстетическое чувство, развивается способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач.
Список литературы.
1. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольника // ж. Дошкольное воспитание, 6 – 2006 г.
2. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Волгоград., 2005 г.
3. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления. М., 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе «Страна сказок А.С.Пушкина»
Развитие творческого потенциала (воображения, фантазии) каждого ребенка для решения проблемной задачи на основе организации его поисковой деятельности по подбору наиболее эффективных...
"В стране сказок А.С. Пушкина"
10 февраля - "День памяти А.С.Пушкина", нашего Великого русского поэта. Хочется, чтобы современные дети, отягощенные обилием разной информации, всевозможными гаджетами и...
Конспект СОД По художественно-эстетическому развитию «Путешествие в страну сказок А.С. Пушкина»
Материал по ознакомлению детей со сказками А.С. Пушкина, с музыкальными произведениями по сказкам А.С. Пушкина....
Сценарий литературного праздника в подготовительной к школе группе "Страна сказок А.С. Пушкина"
Развивать интерес к истории, жизни русского народа через поэтическое слово Александра Сергеевича Пушкина....
Путешествие в страну сказок А.С. Пушкина
В 5 группе "Пчелки-почемучки" прошел клубный час по теме "Путешествие в страну сказок А.С. Пушкина"Дети познакомились с биографией писателя. Послушали произведения, которые написал...
Сценарий литературного праздника "Страна сказок Александра Сергеевича Пушкина"
В материале размещен сценарий литературно-музыкального праздника для детнй старшего дошкольного возраствта (5-7 лет ). Этот праздник проводился в детском саду 6 июня 2024 года в день рождения вел...