Сценарий литературного праздника в подготовительной к школе группе "Страна сказок А.С. Пушкина"
методическая разработка (подготовительная группа)

Орехова Наталья Александровна

Развивать интерес к истории, жизни русского народа через поэтическое слово Александра Сергеевича Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения –

г. Семилуки Воронежской области

Литературный праздник

«Страна сказок

Александра Сергеевича Пушкина»

в подготовительной к школе  группе

D:\Пушкин\А.С.ПУШКИН\Орехова Н.А\фото с занятия\WhatsApp Image 2022-03-11 at 15.48.35 (1).jpeg

Подготовила воспитатель:

Орехова Наталья Александровна

2022 год

Цель: формировать представления детей о сказках А.С. Пушкина

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить и расширить знания детей о творчестве великого русского поэта и сказочника А.С.Пушкина;
  • формировать умение понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно;
  •  знакомить с творчеством композитора Николая Римского-Корсакова по мотивам произведений поэта и сказочника;
  • развивать интерес к истории, жизни русского народа через поэтическое слово А.С. Пушкина, расширять кругозор.

Развивающие:

  • способствовать приобщению детей в детском саду, семье к классической литературе в процессе познавательной и творческой деятельности;
  • развивать и поддерживать интерес к художественной литературе, умение понимать идею произведений, правильно оценивать поступки героев;
  • развивать связную речь, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы;
  • расширять словарный запас, учить понимать выразительные средства;
  • совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении отрывков из произведений;
  • развивать творческие способности, внимание, память, воображение.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к поэтической речи; умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»

Предварительная работа с детьми: 

  • чтение сказок А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к произведениям поэта;
  • просмотр презентаций «Лучшие иллюстраторы сказок Александра Сергеевича Пушкина»; «Сказочные костюмы Ольги Кручининой в «Сказке о царе Салтане»;
  • рассматривание репродукции  М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» с использованием музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
  • слушание Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
  • заучивание наизусть отрывков из произведений;
  • оформление выставки книг «Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина»;
  • выставка рисунков «Сказки  А.С.Пушкина

Методы и приёмы: вопросы-ответы, использование художественной литературы, игровой, ИКТ

Материалы и оборудование: Мультимедиа, проектор, ноутбук, магнитофон;  видео МР4 «У лукоморья дуб зеленый», МР4 «Песочные фантазии. Морские обитатели», презентация PowerPoint к литературному празднику  «Страна сказок Александра Сергеевича Пушкина».

Аудиозапись музыки:  Сюита для оркестра к опере «Сказка о царе Салтане»,  Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;  Римский-Корсаков – «Тема царя Додона», «Тема Звездочета», «Золотой петушок». Вступление. «Тема Звездочета», «Поль Мориа  - Менуэт»,  Шуман Роберт — «Посвящение», Н. А. Римский-Корсаков «Море» (фр.оперы «Садко»,  Михаил Меерович – «Три девицы под окном» (Сказка о царе Салтане), П.И.Чайковский – «Танец Феи Драже».

Золотой петушок (из фанеры), макет дуба, синее полотно, сеть, бутафорская книга «Сказки А.С.Пушкина».

 Детские костюмы: царя Салтана,  трех девиц, Гвидона, царевны Лебедя, богатырей (3),  белочки, старика, золотой рыбки, рыбки (2), морских капелек (4), царя Додона, Звездочета.

 Костюм ученого кота для воспитателя.

Ход:

Под музыку Поля Мориа «Менуэт» дети входят в зал

Звучит музыка

  Шуман-Лист « Посвящение»

Ведущая:

Мы Александру Пушкину наш праздник посвятим,

Наполнив зал волшебными стихами,

О  сказках Пушкина сейчас поговорим

Поэзии приятными словами.  

Детям предлагается просмотр PowerPoint к литературному празднику  «Страна сказок Александра Сергеевича Пушкина».

 Слайд

Ведущая: В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня, Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин сам написал чудесные сказки.

 Слайд

Ведущий: Ребята, вы хотите отправиться страну сказок Александра Сергеевича Пушкина? (Да)

Ведущий: Ничего невозможного нет, нужно лишь сказать сказочные слова и попросить нам помочь Ветер.

Слайд

Все дети хором:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты гуляешь на просторе

Отнеси нас в сказку вскоре...

Раздаются звуки ветра, ребенок в костюме «Ветра» пробегает, и ведущий снимает ткань со сказочного дуба.

Ведущий: Кажется, чудеса начинаются…

Дети под музыку Чайковский – « Танец Феи Драже» строятся в два ряда  и по очереди читают вступление «У Лукоморья» к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

На экране видео МР4 «У лукоморья дуб зеленый»», дети читают стихотворение  под клип.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Дети садятся на стульчики под музыку В.С. Дашкевича «В гостях у сказки»  (минус)

Из-за дуба выходит  кот под музыку  композитора Дэнни Элфмана Edward Scissorhands – 12 выход ученого кота

Кот: Здравствуйте, мои друзья!

Кот ученый – это я.

Я со сказками дружу,

В гости милости прошу!    

Книгу волшебную я открываю,

В сказку с вами попадаю… 

Слайд

Ведущий: Уважаемый кот, мы пришли в Лукоморье, чтобы встретиться со сказками А.С. Пушкина.  

Кот: А дети их знают?

Ребенок: (с места)

Сказки Пушкина мы знаем.

Любим очень и читаем

Кот: Но вначале для порядка,

Загадаю вам загадки.

Соглашайтесь без опаски!

Вспомним пушкинские сказки,

И героев, и названья.

Приготовились? Вниманье!

На экране «перелистывается» страница с иллюстрацией сказки.

(далее также после каждой загадки)

Кот открывает 1-ю страницу бутафорской книги с иллюстрацией 3-х девиц.

Кот: В синем небе звёзды блещут.

В синем море волны хлещут.

У брегов же Окияна царство славного ...  

Ответы детей: Салтана! 

Слайд
Кот: Слышу сказки той начало, давайте посмотрим.

Слайд

Звучит музыка  Михаил Меерович  «Три девицы под окном»

 «Сказка о царе Салтане»

Выходят 3 девицы, садятся на лавочку.

Автор: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-я девица: Кабы я была царица,-

Автор: Говорит одна девица

1-я девица: То на весь крещенный мир,

приготовила б я пир.

2-я девица: Кабы я была царица,-

Автор: Говорит ее сестрица,-

2-я девица: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3-я девица: Кабы я была царица,-

Автор: Третья молвила сестрица,-

3-я девица: Я б для батюшки – царя

Родила богатыря.

Автор:

Только вымолвить успела

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь

Стороны той государь. 

Во все время разговора

Он стоял по задь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь во время разговора девиц подкрадывается, подслушивает,

подходит к девицам.

Царь: (мальчик) «Здравствуй, красная девица,

Автор: Говорит он, 

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой;

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Автор: В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь и 3-я девица уходят, две девицы плачут, злятся и убегают.

Автор: Царь недолго собирался;

В тот же вечер обвенчался.

Кот открывает 2-ю страницу книги с изображением Царевны – Лебедя:

Кот:  « В этой сказке без конца

Мы увидим чудеса…»

Звучит  музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Выходит мальчик – Князь Гвидон.

 Слайд

Автор: Князь Гвидон у моря ходит,

с синя моря глаз не сводит,

Глядь – поверх текучих вод       

Лебедь белая плывет.

(«выплывает девочка» – Лебедь) 

Звучит  музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Тема Царевны Лебедя.

Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Автор: Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

Князь Гвидон:

Грусть - тоска меня съедает:

Чудо чудное завесть

Мне б хотелось. Где-то есть

 Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка –

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд

Но, быть может, люди врут.

Автор: Князю лебедь отвечает:

Лебедь:

Свет о белке правду бает,

Это чудо знаю я,

Полно, князь, душа моя,

Не печалься, рада службу

Оказать тебе я в дружбу»

Автор: С ободренною душой

Князь пошел себе домой;  

Звучит  музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане Тема «Белки». 

Слайд

Лишь ступил на двор широкий –

Что ж? Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

В кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе

Во саду ли в огороде

 Танец белочки  под музыку Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане Тема «Белки»   

Белочка садится на лавочку, играет «золотыми» орешками. 

Слайд

Автор: Князь пошел, забывши горе,

Сел на башню, и на море

Стал глядеть он;

Звучит запись – «Шум моря»

Автор:

Море вдруг всколыхалося вокруг

Расплескалось в шумном беге

И оставило на беге

Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

Звучит  музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане Тема «Богатыри»   

Слайд

Автор:

С башни князь Гвидон сбегает,

Дорогих гостей встречает.

Дядька Черномор – мальчик:

Слайд

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить

Мы отныне ежеденно

Вместе будем непременно

У высоких стен твоих

Выходить из вод морских,

Так увидимся мы вскоре,

А теперь пора нам в море,

Тяжек воздух нам земли.

Ведущий и кот открывают 3-ю страницу

Автор: Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит:

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Автор: Говорит она ему.

Автор: Князь Гвидон ей отвечает:

Князь: Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся: гляжу,

Не женат лишь я хожу.

Лебедь: А кого же на примете

Ты имеешь?

Князь: Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Только, полно, правда ль это?

Автор: Князь со страхом ждет ответа.

Лебедь белая молчит

И, подумав, говорит: (помолчав и подумав)

Лебедь: Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта - я!

Автор: Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты, («летит» за кусты)

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась: (и выходит царевной) 

Звучит  музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Тема Царевны Лебедя.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Слайд

Танец Царевны и Князя. Звучит  музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Тема Царевны Лебедя.

Кот открывает 4-ю страницу: Открывается страница, начинается…

Кот: В одеяньи золотом

Дом её на дне морском.

Всех дарами награждает

И желанья исполняет.

Ведущая: Ребята, вы узнали, что это за сказка. 

Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд

Звучит  музыка мелодия «Под водой»

Слайд

Танец с тканью «Море» 

Слайд

Автор:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря

(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом)

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу. 

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одною тиной.

 (волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются над полом)

Он в другой раз закинул невод, –

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул я невод-

(волны увеличиваются, высоко приподнимаются над полом)

Пришел невод с одною рыбкой

С непростой рыбкой – золотою.

Слайд

Звучит музыка Римского-Корсакова «Море» (фр.оперы «Садко»)

Танец Золотой Рыбки

Взмолилась Рыбка – девочка:

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь!

Рыбак (ласково)

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

 Звучит  музыка мелодия «Под водой»

На экране видео МР4 «Песочные фантазии. Морские обитатели» (на экране в записи дети рисуют морских обитателей)

Кот: Переходим в следующую сказку. 

Ведущий: А на этой странице мы увидим настоящую царицу!

Кот: Пришло время для новой загадки.

У царицы злой-презлой

Собеседник непростой.

Неживой, но говорящий,

Скажет правду настоящую.

Ответы детей (Зеркало)

 Слайд

Из какой оно сказки?

Ответы детей: «О мертвой царевне и семи богатырях»

Слайд

Звучит музыка. Выходит девочка - Царица

Кот: И в этот раз вы не ошиблись!

Автор:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданное дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело,

С ним одним она была

Добродушна, весела.

Девочка – царица: (красуясь)

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Автор:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами

И прищелкивать перстами

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Голос (аудиозапись): 

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

 Царица сердится, бросает зеркало и уходит.

5 страница – «Сказка о Золотой петушке»

Кот: А вот и следующая загадка:

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Ответы детей: «Сказка о Золотом петушке» 

Слайд

Инсценировка сюжета «Сказка о золотом петушке» 

Слайд

Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;  Римский-Корсаков – «Тема царя Додона»

Автор: «Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Дети:

1. Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

2. Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя. 

Что и жизнь в такой тревоге!

 Вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.

Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;  Римский-Корсаков – «Тема Звездочета»

Автор:

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Мудрец:

«Посади ты эту, птицу, -

Автор: Молвил он царю,-

Мудрец: на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

 Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

 Иль другой беды незваной

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся».

 Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;  Римский-Корсаков – «Золотой петушок». Вступление. «Тема Звездочета»,

 Все артисты встают, выстраиваются в шеренгу

Слайд

Все артисты вместе:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Слайд

Ребенок:

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Слайд

Парад героев

Звучит музыка. Государственный академический симфонический оркестр СССР. Николай Римский-Корсаков: Музыка из оперы «Сказка о царе Салтане»

Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С. Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Моим подарком книга будет. Пускай напомнит обо мне.

 Кот уходит под музыку композитора Дэнни Элфмана Edward Scissorhands – 12 выход ученого кота

Ребёнок:

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

Ребёнок:

Всегда его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие. Пришло время покидать сказочную страну, героев любимых сказок. Но мы с ними не прощаемся, а говорим им: До свидания! До новых встреч!

Спасибо всем за участие!

 

Список литературы:

  • Сборник произведений «Сказки Пушкина А.С.» М. «Махаон», 1998.
  • Людмила Белоусова: Добрые досуги по произведениям детских писателей Издательство: Детство-Пресс, 2008 г. Серия: Библиотека программы «Детство»
  • Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  •  Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Интернет ресурсы:



Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/i/eutK_sEsjdf2ZQ - http://4stor.ru/uploads/posts/2012-08/1345805663_1342686680_-3.png

ссылка презентации к литературному празднику

«Страна сказок Александра Сергеевича C:\Users\User\Downloads\ас  пуш\рыбка\Новая папка\Kartinki_pro_skazki_Pushkina_38_18044840.jpgКнига "Пушкин А.С. Сказки (ВЛС)" Пушкин Александр Сергеевич - куп...Кроме А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке. книгу сказок вошли самые известные стихотворные произведения А.С.Пушкина: &...

Пушкина» C:\Users\User\Downloads\ас  пуш\рыбка\Новая папка\8e3f467096ebc72c6b3a4d0af234b89a.jpg

https://newlotto.ru/uploads/posts/2020-07/vystavka-vnimaja-penju-sladkozvuchnyh-strof-vystavki-1.jpg

http://4stor.ru/uploads/posts/2012-08/1345805663_1342686680_-3.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника для подготовительной к школе группы «Волшебная сказка под Новый год»

Праздник начинается с того, что к детям прилетает сорока и сообщает о том, что Деда Мороза похитил Кощей Бессмертный. Дети попадают в  сказочный лес где их ждут захватывающие события, сказочные г...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе

Сценарий праздника со стихами, песнями, сценкой....

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе.

Цель:  создание  праздничной  атмосферы; раскрытие  творческих способностей  детей через различные виды деятельности. Задачи:- Развивать способность к эмоциональной отзыв...

Рождество. Сценарий проведения праздника в подготовительной к школе группе.

Празднование Рождества в детском саду не всегда удается провести, так как это время каникул. Но очень хочется познакомить детей с этим замечательным праздником, дать понять и почувствовать атмосферу э...

Сценарий Новогоднего праздника для подготовительной к школе группы

Несмотря на объем этого сценарий, сам праздник проходит как одно мгновенье. Обилие разнообразных героев - от Лешего до Султана, шутки, песни и танцы, неожиданные сюрпризы и встречи - всё это сделает В...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе "Лесная сказка"...

Литературный праздник в подготовительной к школе группе, посвящённый 110-летию со дня рождения А.Л. Барто «Больше века мы с Барто»

Литературный праздник в подготовительной к школе группе, посвящённый 110-летию со дня рождения  А.Л. Барто «Больше века мы с Барто»...