Сценарий литературного праздника в подготовительной к школе группе "Страна сказок А.С. Пушкина"
методическая разработка (подготовительная группа)
Развивать интерес к истории, жизни русского народа через поэтическое слово Александра Сергеевича Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnogo_prazda_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_strana_skazok_a.s._pushkina_.docx | 264.93 КБ |
prezentatsiya.docx | 704.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения –
г. Семилуки Воронежской области
Литературный праздник
«Страна сказок
Александра Сергеевича Пушкина»
в подготовительной к школе группе
Подготовила воспитатель:
Орехова Наталья Александровна
2022 год
Цель: формировать представления детей о сказках А.С. Пушкина
Задачи:
Обучающие:
- закрепить и расширить знания детей о творчестве великого русского поэта и сказочника А.С.Пушкина;
- формировать умение понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно;
- знакомить с творчеством композитора Николая Римского-Корсакова по мотивам произведений поэта и сказочника;
- развивать интерес к истории, жизни русского народа через поэтическое слово А.С. Пушкина, расширять кругозор.
Развивающие:
- способствовать приобщению детей в детском саду, семье к классической литературе в процессе познавательной и творческой деятельности;
- развивать и поддерживать интерес к художественной литературе, умение понимать идею произведений, правильно оценивать поступки героев;
- развивать связную речь, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы;
- расширять словарный запас, учить понимать выразительные средства;
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении отрывков из произведений;
- развивать творческие способности, внимание, память, воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к поэтической речи; умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»
Предварительная работа с детьми:
- чтение сказок А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к произведениям поэта;
- просмотр презентаций «Лучшие иллюстраторы сказок Александра Сергеевича Пушкина»; «Сказочные костюмы Ольги Кручининой в «Сказке о царе Салтане»;
- рассматривание репродукции М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» с использованием музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
- слушание Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
- заучивание наизусть отрывков из произведений;
- оформление выставки книг «Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина»;
- выставка рисунков «Сказки А.С.Пушкина
Методы и приёмы: вопросы-ответы, использование художественной литературы, игровой, ИКТ
Материалы и оборудование: Мультимедиа, проектор, ноутбук, магнитофон; видео МР4 «У лукоморья дуб зеленый», МР4 «Песочные фантазии. Морские обитатели», презентация PowerPoint к литературному празднику «Страна сказок Александра Сергеевича Пушкина».
Аудиозапись музыки: Сюита для оркестра к опере «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Римский-Корсаков – «Тема царя Додона», «Тема Звездочета», «Золотой петушок». Вступление. «Тема Звездочета», «Поль Мориа - Менуэт», Шуман Роберт — «Посвящение», Н. А. Римский-Корсаков «Море» (фр.оперы «Садко», Михаил Меерович – «Три девицы под окном» (Сказка о царе Салтане), П.И.Чайковский – «Танец Феи Драже».
Золотой петушок (из фанеры), макет дуба, синее полотно, сеть, бутафорская книга «Сказки А.С.Пушкина».
Детские костюмы: царя Салтана, трех девиц, Гвидона, царевны Лебедя, богатырей (3), белочки, старика, золотой рыбки, рыбки (2), морских капелек (4), царя Додона, Звездочета.
Костюм ученого кота для воспитателя.
Ход:
Под музыку Поля Мориа «Менуэт» дети входят в зал
Звучит музыка
Шуман-Лист « Посвящение»
Ведущая:
Мы Александру Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал волшебными стихами,
О сказках Пушкина сейчас поговорим
Поэзии приятными словами.
Детям предлагается просмотр PowerPoint к литературному празднику «Страна сказок Александра Сергеевича Пушкина».
Слайд
Ведущая: В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня, Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин сам написал чудесные сказки.
Слайд
Ведущий: Ребята, вы хотите отправиться страну сказок Александра Сергеевича Пушкина? (Да)
Ведущий: Ничего невозможного нет, нужно лишь сказать сказочные слова и попросить нам помочь Ветер.
Слайд
Все дети хором:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты гуляешь на просторе
Отнеси нас в сказку вскоре...
Раздаются звуки ветра, ребенок в костюме «Ветра» пробегает, и ведущий снимает ткань со сказочного дуба.
Ведущий: Кажется, чудеса начинаются…
Дети под музыку Чайковский – « Танец Феи Драже» строятся в два ряда и по очереди читают вступление «У Лукоморья» к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».
На экране видео МР4 «У лукоморья дуб зеленый»», дети читают стихотворение под клип.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Дети садятся на стульчики под музыку В.С. Дашкевича «В гостях у сказки» (минус)
Из-за дуба выходит кот под музыку композитора Дэнни Элфмана Edward Scissorhands – 12 выход ученого кота
Кот: Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами попадаю…
Слайд
Ведущий: Уважаемый кот, мы пришли в Лукоморье, чтобы встретиться со сказками А.С. Пушкина.
Кот: А дети их знают?
Ребенок: (с места)
Сказки Пушкина мы знаем.
Любим очень и читаем
Кот: Но вначале для порядка,
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
На экране «перелистывается» страница с иллюстрацией сказки.
(далее также после каждой загадки)
Кот открывает 1-ю страницу бутафорской книги с иллюстрацией 3-х девиц.
Кот: В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут.
У брегов же Окияна царство славного ...
Ответы детей: Салтана!
Слайд
Кот: Слышу сказки той начало, давайте посмотрим.
Слайд
Звучит музыка Михаил Меерович «Три девицы под окном»
«Сказка о царе Салтане»
Выходят 3 девицы, садятся на лавочку.
Автор: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица: Кабы я была царица,-
Автор: Говорит одна девица
1-я девица: То на весь крещенный мир,
приготовила б я пир.
2-я девица: Кабы я была царица,-
Автор: Говорит ее сестрица,-
2-я девица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3-я девица: Кабы я была царица,-
Автор: Третья молвила сестрица,-
3-я девица: Я б для батюшки – царя
Родила богатыря.
Автор:
Только вымолвить успела
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял по задь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь во время разговора девиц подкрадывается, подслушивает,
подходит к девицам.
Царь: (мальчик) «Здравствуй, красная девица,
Автор: Говорит он,
Будь царица и роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой;
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
Автор: В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь и 3-я девица уходят, две девицы плачут, злятся и убегают.
Автор: Царь недолго собирался;
В тот же вечер обвенчался.
Кот открывает 2-ю страницу книги с изображением Царевны – Лебедя:
Кот: « В этой сказке без конца
Мы увидим чудеса…»
Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Выходит мальчик – Князь Гвидон.
Слайд
Автор: Князь Гвидон у моря ходит,
с синя моря глаз не сводит,
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(«выплывает девочка» – Лебедь)
Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Тема Царевны Лебедя.
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Автор: Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
Князь Гвидон:
Грусть - тоска меня съедает:
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка –
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд
Но, быть может, люди врут.
Автор: Князю лебедь отвечает:
Лебедь:
Свет о белке правду бает,
Это чудо знаю я,
Полно, князь, душа моя,
Не печалься, рада службу
Оказать тебе я в дружбу»
Автор: С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане Тема «Белки».
Слайд
Лишь ступил на двор широкий –
Что ж? Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
В кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
Во саду ли в огороде
Танец белочки под музыку Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане Тема «Белки»
Белочка садится на лавочку, играет «золотыми» орешками.
Слайд
Автор: Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он;
Звучит запись – «Шум моря»
Автор:
Море вдруг всколыхалося вокруг
Расплескалось в шумном беге
И оставило на беге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане Тема «Богатыри»
Слайд
Автор:
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает.
Дядька Черномор – мальчик:
Слайд
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море,
Тяжек воздух нам земли.
Ведущий и кот открывают 3-ю страницу
Автор: Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит:
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Автор: Говорит она ему.
Автор: Князь Гвидон ей отвечает:
Князь: Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся: гляжу,
Не женат лишь я хожу.
Лебедь: А кого же на примете
Ты имеешь?
Князь: Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Автор: Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит: (помолчав и подумав)
Лебедь: Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта - я!
Автор: Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты, («летит» за кусты)
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась: (и выходит царевной)
Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Тема Царевны Лебедя.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Слайд
Танец Царевны и Князя. Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Тема Царевны Лебедя.
Кот открывает 4-ю страницу: Открывается страница, начинается…
Кот: В одеяньи золотом
Дом её на дне морском.
Всех дарами награждает
И желанья исполняет.
Ведущая: Ребята, вы узнали, что это за сказка.
Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Слайд
Звучит музыка мелодия «Под водой»
Слайд
Танец с тканью «Море»
Слайд
Автор:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом)
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной.
(волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются над полом)
Он в другой раз закинул невод, –
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул я невод-
(волны увеличиваются, высоко приподнимаются над полом)
Пришел невод с одною рыбкой
С непростой рыбкой – золотою.
Слайд
Звучит музыка Римского-Корсакова «Море» (фр.оперы «Садко»)
Танец Золотой Рыбки
Взмолилась Рыбка – девочка:
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь!
Рыбак (ласково)
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Звучит музыка мелодия «Под водой»
На экране видео МР4 «Песочные фантазии. Морские обитатели» (на экране в записи дети рисуют морских обитателей)
Кот: Переходим в следующую сказку.
Ведущий: А на этой странице мы увидим настоящую царицу!
Кот: Пришло время для новой загадки.
У царицы злой-презлой
Собеседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
Ответы детей (Зеркало)
Слайд
Из какой оно сказки?
Ответы детей: «О мертвой царевне и семи богатырях»
Слайд
Звучит музыка. Выходит девочка - Царица
Кот: И в этот раз вы не ошиблись!
Автор:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданное дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело,
С ним одним она была
Добродушна, весела.
Девочка – царица: (красуясь)
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Автор:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами
И прищелкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Голос (аудиозапись):
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Царица сердится, бросает зеркало и уходит.
5 страница – «Сказка о Золотой петушке»
Кот: А вот и следующая загадка:
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
Ответы детей: «Сказка о Золотом петушке»
Слайд
Инсценировка сюжета «Сказка о золотом петушке»
Слайд
Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Римский-Корсаков – «Тема царя Додона»
Автор: «Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Дети:
1. Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
2. Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Римский-Корсаков – «Тема Звездочета»
Автор:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Мудрец:
«Посади ты эту, птицу, -
Автор: Молвил он царю,-
Мудрец: на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся».
Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Римский-Корсаков – «Золотой петушок». Вступление. «Тема Звездочета»,
Все артисты встают, выстраиваются в шеренгу
Слайд
Все артисты вместе:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Слайд
Ребенок:
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Слайд
Парад героев
Звучит музыка. Государственный академический симфонический оркестр СССР. Николай Римский-Корсаков: Музыка из оперы «Сказка о царе Салтане»
Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С. Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Моим подарком книга будет. Пускай напомнит обо мне.
Кот уходит под музыку композитора Дэнни Элфмана Edward Scissorhands – 12 выход ученого кота
Ребёнок:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
Ребёнок:
Всегда его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие. Пришло время покидать сказочную страну, героев любимых сказок. Но мы с ними не прощаемся, а говорим им: До свидания! До новых встреч!
Спасибо всем за участие!
Список литературы:
- Сборник произведений «Сказки Пушкина А.С.» М. «Махаон», 1998.
- Людмила Белоусова: Добрые досуги по произведениям детских писателей Издательство: Детство-Пресс, 2008 г. Серия: Библиотека программы «Детство»
- Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Интернет ресурсы:
- https://skazpushkina.org/ill_11.html
- https://ollforkids.ru/skazkart/5387-u-lukomorya-dub-zelenyy-aspushkin.html
- https://vospitatel-sada.ru/kartinki-po-skazkam-pushkina-dlya-detej/
- https://www.miloliza.com/illyustratsi-skazki-pushkina
- http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2018
- http://brusnichka-ds.ucoz.ru/_tbkp/shmantsar/scenarij_a.s-pushkin.pdf
- https://lemuzika.pro/search/белка%20Римский%20корсаков
Предварительный просмотр:
https://disk.yandex.ru/i/eutK_sEsjdf2ZQ -
ссылка презентации к литературному празднику
«Страна сказок Александра Сергеевича
Пушкина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего праздника для подготовительной к школе группы «Волшебная сказка под Новый год»
Праздник начинается с того, что к детям прилетает сорока и сообщает о том, что Деда Мороза похитил Кощей Бессмертный. Дети попадают в сказочный лес где их ждут захватывающие события, сказочные г...
Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе
Сценарий праздника со стихами, песнями, сценкой....
Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе.
Цель: создание праздничной атмосферы; раскрытие творческих способностей детей через различные виды деятельности. Задачи:- Развивать способность к эмоциональной отзыв...
Рождество. Сценарий проведения праздника в подготовительной к школе группе.
Празднование Рождества в детском саду не всегда удается провести, так как это время каникул. Но очень хочется познакомить детей с этим замечательным праздником, дать понять и почувствовать атмосферу э...
Сценарий Новогоднего праздника для подготовительной к школе группы
Несмотря на объем этого сценарий, сам праздник проходит как одно мгновенье. Обилие разнообразных героев - от Лешего до Султана, шутки, песни и танцы, неожиданные сюрпризы и встречи - всё это сделает В...
Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе
Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе "Лесная сказка"...
Литературный праздник в подготовительной к школе группе, посвящённый 110-летию со дня рождения А.Л. Барто «Больше века мы с Барто»
Литературный праздник в подготовительной к школе группе, посвящённый 110-летию со дня рождения А.Л. Барто «Больше века мы с Барто»...