МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
занимательные факты по рисованию (младшая группа) по теме
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ
В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой могут стать таким условием.
Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода.
Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти не ограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.
Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детками. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание. Заполнение ёмкостей водой, обладает психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно -
кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука». Это так же является показателем общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.
Особая ценность игр с водой для развития ребенка заключается:
- они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что – то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;
- развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;
- способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
- совершенствуют предметно – игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно – ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;
- помогает ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;
- создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувственной сферы ребенка.
А самое главное, игры с водой делают обучение малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.
Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей решается при помощи различных игр и манипуляций с водой.
Особое значение использования воды, в качестве профилактического средства мы придаем в период адаптации детей, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей. Исходя из потребностей детей, мы ставим перед собой следующие задачи:
- снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации;
- установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
- помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
- помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
- осуществить педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;
- способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
- удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
- обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.
Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков адаптации.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой:
- нельзя намеренно выливать воду на пол;
- нельзя брызгать водой на других детей;
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Игры с водой.
Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Для организации “Водного царства” важно учесть:
Во-первых:
- необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.
Во-вторых:
· Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
· Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
· Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
· Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.
В-третьих
- необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим.
Рекомендуемые материалы для игр с водой:
- пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
- предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
- стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
- совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
- сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
- резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия в младшей группе «Волшебные ладошки!»
Цель:1. Развивать и стимулировать рецепторы пальцев рук, развивать мелкую моторику.2. Учить детей ритмическим движениям с проговариванием ст...
Учебно-методическое пособие по физкультуре (младшая группа)
«Разминки после сна»...
Методическая разработка во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий на тему: «К нам пришла весна»
Тема: «К нам пришла весна»Интегрируемые образовательные области: развитие речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Программные задачи:Образовате...
Методическая разработка работы в младшей группе (летний период)
Эта разработка будет шпаргалкой для молодых специалистов....
Занятие по развитию речи на городском методическом объединении для воспитателей младших групп на тему: « В гостях у Мойдодыра»
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о предметах, которые нам помогают быть чистыми, красивыми, опрятными, ухоженными. Что это за предметы? Кто знает?Дети. Это зубная паста, зубная щетка, мыло, ...
Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Сказка "Репка" в гостях у ребят"
Предлагаю методическую разработку с детьми младшей группы по сказке "Репка"Приорететная область: Речевое развитиеЦель : Сформировать представления у детей младшей группы о русской народной...