Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
консультация (старшая группа)
Применение игровой технологии посредством применения развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста
(из опыта работы).
Современный ребёнок живёт в мире, где есть необходимость получать для себя такие знания, которые в дальнейшем помогут развитию его умственных способностей. Именно умственные способности стоят в приоритете перед дальнейшим обучением в школе. Умение мыслить и делать умозаключения, является одной из задач познавательного развития ребёнка, что в дальнейшем позволяют современному ребёнку проявлять свою умственную активность и быть успешным в учёбе
Математическое развитие ребёнка актуально в наше время и занимает не последнее место в образовании детей. Чтобы ребёнок думал, размышлял и анализировал увиденное или услышанное, необходимо заинтересовать его. Тем самым инструментом, может быть занимательный материал, который несёт в себе задачу умственной нагрузки ребёнком, при всём при этом, ребёнок, не подозревая об этом, реализует поставленные задачи педагогом. С помощью предложенных игровых действий в игре формируются у детей умения не только считать, измерять и решать различные арифметические задачи, но и умения делать умозаключения, выстраивать логическую цепочку, познавать свойства, отношения и зависимости между предметами в окружающем его мире; развивать конструкторские умения, умение «читать» информацию с помощью знаков и символов.
Если использовать занимательный материал, который позволяет развить у ребёнка не только основные математические способности, но и мыслительные процессы, тогда мы можем говорить, что решаем сразу несколько важных задач.
Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предметов. Дети учатся догадываться и доказывать. Это очень важно, ведь в народе говорят: «Ум без догадки гроша не стоит».
Развивающий дидактический материал является своеобразной умственной гимнастикой, предупреждает возникновение интеллектуальной пассивности, формирует настойчивость, образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность и целенаправленность у детей.
В нашем детском саду в образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений используются традиционные развивающие игры: «Танграм» («Тангос»), «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»; дидактические пособия блоки З. Дьенеша, палочки Д. Кюизенера; авторские развивающие игры Б.П. Никитина, В. Воскобовича.
Содержание игровых упражнений и заданий отбирается с опорой на лексическую тему недели: «Человек», «Зимующие птицы», «Посуда», «Мебель», «Цветы», «Животные» и т.д.
«Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» - игры на воссоздание фигур-силуэтов – с набором фигур от 7 до 11 деталей. Усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой – необходимый и начальный этап освоения игры. Дети должны уметь практически составлять новые геометрические фигуры из имеющихся деталей и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации. После этого они составляют фигуры- силуэты по образцам (расчлененным или контурным), по собственному замыслу.
Блоки Золтана Дьенеша представляют собой комплект объемных или плоских геометрических тел. Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Можно составлять цепочки блоков в определенной последовательности по карточкам, группировать геометрические тела. В работе с детьми можно использовать дидактические пособия «Спасатели спешат на помощь», «Страна блоков и палочек».
Палочки Джорджа Кюизенера представляют собой дидактический материал в виде прямоугольных параллелепипедов, которые отличаются друг от друга по величине и цвету и помогают моделировать число. Этот материал иногда называют «цветные числа». Выкладывая из палочек разноцветные коврики, выстраивая лесенку, дети знакомятся с составом числа из единиц, из двух меньших чисел, выполняют арифметические действия, создают силуэты фигур, ориентируясь на листе бумаги в клетку. Использование чисел в цвете позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, освоить ключевые сенсорные эталоны, способы познания (сравнение, сопоставление предметов по цвету, длине, ширине, высоте). Нами используются не только объемные палочки, но и индивидуальные наборы из картона. Дети с удовольствием выполняют задания по дидактическим наборам «Посуда. Кростики», «На золотом крыльце…»,
«Страна блоков и палочек». Взрослым идея «Кростиков» напоминает японские сканворды. На рабочих листах дети при помощи букв и цифр выкладывают силуэты знакомых предметов из палочек. Цифра по вертикали показывает – сколько клеток слева надо отступить. Цветной квадратик –какого цвета палочку положить на данной строчке. Цифра по горизонтали показывает, сколько клеток сверху надо отступить, а цветной квадратик –цвет палочки, которую надо положить в данном столбце. Наличие на рабочих листах букв и цифр помогает организовать ряд игр на развитие внимания и памяти, освоения системы координат.
Развивающие игры Б. Никитина направлены на развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности конструировать комбинировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру из кубиков. «Кубики для всех», «Уголки», «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат» - игры с заданиями разной степени сложности, позволяют использовать детям до 27 кубиков одновременно. Освоив способы складывания простых построек, дети свободно комбинируют форму и цвет с целью реализации собственного замысла, создают авторские постройки. В работе в детьми нами используются развивающие игры В.Воскобовича: «Игровизор», «Волшебная восьмерка», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат», «Геоконт». Эти игры используются в деятельности по формированию элементарных математических представлений. В ходе работы дети знакомятся со сказкой «Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава, или Сказка об удивительном геоконте».
«Геоконт» представляет собой игровое поле из фанеры, с нанесенными на него лучами, имеющими буквенное обозначение, и геометрическими фигурами. Точками координат этой уникальной координатной сетки служат пересечения лучей и фигур. В этих точках закреплены специальные пластмассовые гвоздики с номерами. Таким образом, каждая точка-гвоздик имеет свой буквенно-цифровой адрес. С помощью разноцветных резинок дети экспериментируют, создавая всевозможные фигуры и силуэтные изображения. Для этого они натягивают резинки-паутинки между соответствующими гвоздиками. Таким образом, они, следуя предложенным образцам, создают всевозможные узоры, цифры, буквы, силуэты, а также придумывают свои собственные фигуры. Манипулируя с резинками и точками координат, дети получают начальные геометрические знания, навыки трансформации сложных геометрических фигур. Также дети могут создавать фигуры по шифру - буквенно-цифровому обозначению.
Все развивающие игры способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук детей, что благоприятным образом влияет на развитие речи. Практика работы убеждает в необходимости использования разнообразного дидактического материала применительно к группам общеобразовательной и коррекционной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...
Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)
Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...
Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....
Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы.)
В статье отражены актуальные вопросы образовательного процесса, связанные с дефицитом игровой, продуктивной деятельности на занятиях. Опираясь на опыт работы, были раскрыты признаки партнерской деятел...
Развитие игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
«Игровая деятельность – процесс формирования нравственной личности».Детство - это уникальный период развития личности на каждой возрастной стадии, в к...
Из опыта работы Тема «Игровые технологии в использовании и закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы Тема «Игровые технологии в использовании и закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»...
«Использование экологической игры в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы)
АктуальностьОбострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.Сегодня вопрос развития речи д...