Обучение старших дошкольников рассказыванию из опыта на наглядной основе
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Исследование в возможном подтверждении гипотезы: наглядная основа является эффективным средством обучения старших дошкольников рассказыванию из опыта. Статья по итогам исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по итогам исследования | 72.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по итогам исследования
Иванова Марина Алексеевна,
Воспитатель МБОУ «СОШ №4 им. В.В. Бианки» города Бийска (корпус4)
Обучение старших дошкольников рассказыванию из опыта на наглядной основе
Аннотация: исследование в возможном подтверждении гипотезы: наглядная основа является эффективным средством обучения старших дошкольников рассказыванию из опыта.
Ключевые слова: старшие дошкольники, наглядная основа, рассказывание, диагностика сформированности умений рассказывания из опыта.
Для рассматриваемой проблемы важны исследования, в которых были разработаны основы методики развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, определены виды детского рассказывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности обучения (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.). [17]
Актуальность темы заключается в том, что обучение старших дошкольников умению рассказывать из опыта обусловлено уникальностью и специфичностью дошкольного возраста. Именно в этот период создаются благоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. [2]
Владение речью как средством oбщения и культуры; oбoгащение активнoгo слoвaря; рaзвитие связнoй, грaммaтически - прaвильнoй диaлогическoй и мoнoлoгическoй речи; развитие речевoгo твoрчествa являются oдними из oснoвных зaдaч ФГOС ДO oбрaзoвaтельнoй oбласти «Речевое рaзвитие» в oснoвнoй oбщеoбрaзoвaтельнoй прoгpaмме дoшкoльнoгo oбрaзoвaния. [16]
Следовательно, проблема состоит в определении содержания и педагогических условий обучения старших дошкольников умению рассказывать из опыта.
С целью выявления исходного уровня сформированности старших дошкольников умения рассказывать из опыта на базе МБОУ «СОШ №4 им. В.В. Бианки» города Бийска (корпус 4) было проведено опытно- экспериментальное исследование. В данном эксперименте участвовали 44 ребенка старшего дошкольного возраста. Контрольная группа - старшая группа корпуса 3 и экспериментальная группа - старшая группа корпуса 4 . В группах примерно одинаковое количество воспитанников – 22. Критериальность выборки основывалась на возрастных особенностях испытуемых.
В качестве диагностики был выбрана методика Елены Антоновны Стребелевой «Расскажи по картине». Инструментарием в данном диагностическом обследовании являлась сюжетная картина «Дети».
Критериальность оценивания задания по методике Е. А. Стребелевой:
смысловая нагрузка повествования, лексико-грамматическое оформление повествования и самостоятельность выполнения задания.
В соответствии с перечисленными критериями и показателями были выделены три уровня сформированности умения рассказывать из опыта: низкий, средний и высокий.
Анализ показал, что на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе 8% детей или 2 человека имеют высокий уровень повествовательной речи. Средний уровень имеют 12 детей или 52 %, а 8 детей или 40% детей имеют низкий уровень.
В контрольной группе 10% детей или 3 ребенка имеют высокий уровень повествовательной речи. Средний уровень имеют 11 детей или 50 %. И 40% детей или 4 ребенка имеют низкий уровень.
Рис.1. Гистограмма уровня сформированности умения рассказывать из опыта на констатирующем этапе.
На формирующем этапе эксперимента был отобран и реализован на практике комплекс мероприятий на наглядной основе, направленный на обучение старших дошкольников рассказыванию из опыта. И тем самым проверить эффективность выявленных условий для эффективного обучения рассказыванию из опыта.
1. Использовать наглядную основу для обучения детей рассказыванию из опыта.
- Разработать перспективный план по рассказыванию из опыта, обеспечивающий речевую активность детей, направленную на создание связного высказывания.
- Обеспечить взаимодействие ДОО и семьи с целью совершенствования связной речи детей.
На контрольном этапе эксперимента для выявления уровня эффективности обучения старших дошкольников умению рассказывать из опыта была проведена повторная диагностика. Были предложены задания аналогичные тем, которые были выданы при первичной диагностике.
Рисунок 2. Гистограмма уровня сформированности умения рассказывать из опыта у старших дошкольников на контрольном этапе. Анализ показывает, что по итогам повторной диагностики в экспериментальной группе 40% детей или 8 детей имеют высокий уровень речевого поведения. Средний уровень имеют 14 детей или 60 %. Низкий уровень - 0%.
В контрольной группе при проведении повторной диагностики увеличился высокий уровень - 20 % (4 ребенка), средний уровень поднялся до 60% и стал составлять 50 % (14 детей), низкий уровень – 20 % (4 ребенка). После чего был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента обеих групп. По результатам контрольной диагностики можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы показатель стал выше, а у детей контрольной группы изменился не значительно.
Рисунок 3. Гистограмма уровней сформированности умения рассказывать из опыта у старших дошкольников в экспериментальной группе (корпус 4) на констатирующем и контрольном этапах.
Согласно анализу результатов повторного диагностического обследования дошкольников, можно говорить об успешности развивающей работы, включающей в себя комплекс мероприятий на наглядной основе по обучению старших дошкольников рассказыванию из опыта. Эффективность занятий подтверждается результатами контрольного этапа эксперимента.
Список использованной литературы:
- ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс], URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата запроса: 21.12.2022г.)
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. – Москва: Академия, 2000. - 400 с.
- Арушанова, А. Г. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / А. Г. Арушанова. - Москва: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2013. - 274 с.
- Божович, Е. Д. Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников: учебное пособие для вузов. / Е.Д. Божович. - Москва: Юрайт, 2022. — 106 с.
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов. / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2022. — 218 с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы. / Л. С. Выготский. — Москва: Юрайт, 2022. — 281 с.
- Гербова, В. В. Работа с сюжетными картинами / В. В. Гербова. - Москва: 2001.- 362 с.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. - Москва: 2005. – 329 с.
- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2016. – 284 с.
10. Гербова, В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок / В. В. Гербова. - Москва: 2008. – 354 с.
11. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., исп. и доп. – Москва: 2012. – 128с.
12. Леонтьева, Л. В., Купрюхина Е. А. Развитие монологической речи дошкольников, как необходимое условие коммуникативной компетенции. / Л. В. Леонтьева // Вопросы педагогики. 2019. № 6-2. 77-85с.
13. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов. / Н. В. Микляева [и др.]; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2022. — 450 с.
14. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов. /
Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — Москва: Юрайт, 2022. — 411 с.
15. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов. / Л. В. Коломийченко [и др.]; под общей редакцией Л. В. Коломийченко. — Москва: Юрайт, 2022. — 210 с.
16. Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов. / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2022. — 163 с.
17. Смирнова, Е. О. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования. / Е. О. Смирнова. — Москва: Юрайт, 2022. — 163 с.
18. Солнцева, О. В. Мотивация и организация образовательной деятельности в детском саду: учебное пособие для вузов. / О. В. Солнцева. — Москва: Юрайт, 2022. — 97 с.
19. Сычева Т. Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1,2. Методические рекомендации. – Москва: Прометей; Книголюб, 2013. - 8с
20. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. / Е. И. Тихеева. — Москва: Юрайт, 2022. — 161 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по обучению старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок
В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8 "Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок...
Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников рисованию (Из опыта работы).
Чтобы развить цветовое восприятие детей, я стала применять упражнения и дидактические игры по цветоведению, как часть занятий и в повседневной жизни. Эта небольшая статья из моего 5-летнего опыта рабо...
Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечаетс...
Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию по системеТРИЗ
Медодические рекомендации по обучению старших дошкольников творческому рассказыванию по системе ТРИЗ...
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделированияОбразная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь—у дошкольников явление очень ред...
Обобщение передового опыта» Обучение старших дошкольников чтению как важнейшее условие перехода к обучению в школе»
Опыт работы по обучению дошкольников чтениюв образовательное пространство МБДОУ детский сад « Теремок» (в рамках одной возрастной группы для детей 6-7 лет)...
Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине"....