РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
статья (рисование) по теме

Марина Борисовна Рязанова

Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Поэтому раннее приобщение ребенка к искусству играет  значительную роль в формировании художественной культуры. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, чем активнее он стремится к ней, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Творческая деятельность помогает маленькому человечку в процессе познания окружающего мира. К творчеству способен каждый ребенок! И поскольку правильно построенная художественно-изобразительная деятельность приближается к игре, ребенку предоставляется возможность широкого выбора форм для самовыражения. В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы, и задача взрослых – помочь детям увидеть  прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на XVI районной педагогической конференции по теме

«Социализация детей – как решающий фактор инновационного развития образовательной системы

(национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Воспитатель высшей квалификационной категории

Рязанова Марина Борисовна

Одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи, который возник с формированием общества. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, других родственников.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Она утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений к работе с семьей. Сегодняшнее общество сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. Семья оказывается под давлением социальных, материальных и других проблем. В сложившейся ситуации трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка в детские годы – самые важные в жизни человека, ведь ребенок в своем развитии как бы повторяет развитие всего человечества.

Все чаще педагогам приходится сталкиваться с рядом негативных  тенденций. Во-первых, молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются, и дети растут в неполной семье. Во-вторых, все  чаще мы сталкиваемся с проблемой низкого образовательного уровня родителей (независимо от наличия диплома). В-третьих, родители не владеют  в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Когда мы становимся родителями, хочется, чтобы наш необыкновенный и удивительный ребенок был всесторонне развитым, культурным человеком, чтобы его пониманию было открыто то, что было закрыто для нас. Существует единственный способ достичь этого – восполнить пробелы в собственном образовании и вместе с малышом постигать этот мир.

И следующий его шаг в этом социуме – детский сад, как целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям.

Педагоги сегодня целенаправленно ищут пути решения проблемы взаимодействия между родителями и воспитателем.

Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед  общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей, мы понимаем, что это требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями сотрудничества и взаимодействие. Сотрудничество – это общение на равных, взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения на равных. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и успехов в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, как важнейшее профессиональное качество, позволяет педагогу вызывать родителей на доверительное общение.

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главным воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Так, Д.И.Писарев  утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семье как можно раньше. Приобщение ребенка к миру искусства – изобразительного искусства, музыки и театра – может существенно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, развить художественный вкус и навыки критического мышления.

Родители практически являются первыми педагогами детей по искусству.

Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Поэтому раннее приобщение ребенка к искусству играет  значительную роль в формировании художественной культуры. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, чем активнее он стремится к ней, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Творческая деятельность помогает маленькому человечку в процессе познания окружающего мира. К творчеству способен каждый ребенок! И поскольку правильно построенная художественно-изобразительная деятельность приближается к игре, ребенку предоставляется возможность широкого выбора форм для самовыражения. В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы, и задача взрослых – помочь детям увидеть  прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Искусство, незаметно воспитывая, обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков в этой области, это сковывает его самостоятельность; напротив, овладевая способами деятельности, навыками и умениями, он усваивает общественно-исторический опыт, накопленный человечеством в художественной сфере. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев… чем мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Главной задачей было  и остается всестороннее развитие художественного вкуса ребенка, воспитание культурного человека на каждой ступени его развития.

Многие родители охотно берут детей с собой на выставки, в музеи. Однако не могут правильно организовать эти посещения, часто не зная, как общаться с детьми, о чем можно с ними поговорить в это время. Очень часто в результате у детей остаются расплывчатые впечатления от посещения учреждений культуры, и общение с шедеврами искусства не оказывает большого влияния на их художественное развитие.

Первый приход в музей, на выставку должен стать событием в жизни ребенка, и не стоит совмещать его с другими значимыми событиями. Пусть он пригласит кого-нибудь из друзей, но очень важно, чтобы это были его друзья, а не ваши.

Сама обстановка непривычна, поэтому ребенка необходимо разрешить осмотреть окна, лестницы, посидеть на диванах. Знакомство с прекрасным именно в музеях, на выставках способствует формированию у детей определенных ценностных ориентиров – понимания времени,  уважения к свидетельствам прошлого. Необходимо помнить, что занятия малыша любимыми видами искусства – это не просто развлечение. Серьезное отношение к интересам малыша поможет развить его таланты. Не стоит давить на него, чтоб из занятий искусством не исчез элемент игры и утехи. У ребенка должно быть довольно свободного времени, ведь свободное время для него никогда не является временем бездействия – это время постоянного познания жизни.

Если между восприятием ребенком мира и отношением к нему поставить искусство, которое поможет расширить небольшой жизненный опыт ребенка, обогатит его опытом восприятия мира многими поколениями людей, то это инициирует «самовыявление» склонностей, задатков, позволит выработать активную жизненную позицию, закрепит в сознании ребенка понятия о непреходящих ценностях жизни. В новом виде это положение будет выглядеть так: от ребенка к миру, от мира обыденного к миру искусства, от мира искусства к ребенку.

Сегодня уже бесспорным является то, что одной из приоритетных целей образования и воспитания является развитие творческого потенциала и воображения растущего человека. Известно, что развитие этих качеств успешно проходит в художественно-творческой деятельности.

Сегодня многие психологи, занимающиеся проблемами психологии творчества, связывают будущее педагогики в первую очередь с ориентацией на развитие творческого мышления человека. Это направленность может стать реальностью при создании условий, подходящих для развития творчества, среди которых важное место занимает творческий климат в коллективе, сформировать который может только педагог, способный к творчеству. Потому что только творческий педагог может воспитать творческую личность. Значимы и способы подачи информации: они должны быть в привлекательной форме диалога, вопросов, активизирующих мысль и чувства. Реализация этих условий возможна на принципах  культуроцентричности,  эмоциональной насыщенности, опоры на жизненный опыт ребенка, наглядности, проблемности.

Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни человека обусловлена тем, что «эстетический опыт – это целительный источник среди многочисленных родников жизни, плодотворное начало для нас самих и окружающего нас мира» (А.Банфи).

Таким образом, если знакомство с изобразительным искусством будет строиться от жизненного опыта ребенка, то выиграет не только искусство, которое станет ближе и понятнее, приобретет для ребенка личностный смысл, но и сам познающий мир маленький человек.

Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально – эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним.

Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих  ценностей как жизни, так и искусства. Семейные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений – все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления, в нем происходящие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА

Помогает решить проблемы вовлечения  социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....

Методическая разработка «Детский сад как фактор социализации личности младшего дошкольника»

как сформировать у младших дошкольников социальные нормы, научить различать плохие и хорошие поступки.......

Статья "Развитие творческих способностей с помощью сказкотерпии, как фактор социализации личности ребенка дошкольного возраста"

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обла...

Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Презентация " Детский коллектив, как фактор социализации личности ребенка"

Используя замечание А. С. Макаренко, детское объединение необходимо рассматривать как "инструмент прикосновения к личности". Необходимость же постановки такой цели в процессе воспитания обус...

Обобщенный опыт работы «Воспитание художественного отношения к природе, как фактор разносторонней личности, развития творческих способностей»

ТЕМА:  «Воспитание художественного отношения к природе, как фактор разносторонней личности, развития творческих способностей. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА...