Методическая разработка «Детский сад как фактор социализации личности младшего дошкольника»
методическая разработка (младшая группа) на тему
как сформировать у младших дошкольников социальные нормы, научить различать плохие и хорошие поступки....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социализация младших дошкольников | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Детский сад как фактор социализации личности младшего дошкольника»
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие. Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский), т. е. его социализация.
Воспитание — это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка. Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Главным фактором социализации для ребенка является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в дошкольном учреждении — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста.
Направления работы педагога по социализации младших дошкольников
Социализация личности дошкольника – это последовательный процесс приобщения ребенка к разнообразной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми. Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
С первых дней своего существования ребенок окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, но и от социальных факторов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В младшем дошкольном возрасте главное влияние на процесс социализации ребенка оказывают семья и детский сад, где он непосредственно взаимодействует с людьми.
При поступлении в детский сад ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими его людьми, с воспитателями и со сверстниками, именно здесь он приобретает опыт общественного поведения.
Работая с детьми второй младшей группы, я уделяю очень большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде, самостоятельной деятельности. Мои педагогические требования к детям определяются в виде просьб, поручений. Настраиваю детей на хорошее поведение, и это способствует выработке навыков и привычек.
Предметно – развивающая среда нашей группы разделена на центры, где каждый малыш найдет себе занятие по вкусу. У нас есть: игровой центр для мальчиков и девочек, книжный центр, физкультурный центр, театрализованный центр, центр занимательных настольных игр, художественный центр, сенсорный центр, центр живой природы.
Как известно, ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Это и увлекательное занятие для детей, и важнейшее средство их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда игра включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
Включая игру в педагогический процесс, стараюсь учить детей играть, создавать «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, воздействую на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использую ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Отвечаю на них, прислушиваюсь к разговорам во время игры, помогаю играющим найти взаимопонимание, договоренность. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они овладевают новыми знаниями.
Организуя игру, руководя ею, воздействую на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре. Но бывает так, что возникают и нежелательные игры. Например: Во время одной из прогулок мальчик Рома, усаживаясь за руль автомобиля, зовет ребят поехать с ним на речку. Дети усаживаются в кузов, а он говорит: «Надо заехать в магазин купить пива» . Услышав это, я усаживаюсь рядом с детьми и объясняю, что пиво это плохой напиток, он очень вреден для здоровья и т.д., и поеду в магазин, но за соком, потому что он полезный и вкусный.
А Рома говорит: «Нет, мой папа всегда пьет пиво и мне даёт». Вечером провела беседу с папой Ромы, думаю, он меня услышал. На следующий день рассказала детям о вреде, который наносит нашему организму этот напиток и показала фотографии здоровой печени и печени алкоголика. Больше Рома пива не пьет, теперь в игре он едет за соком и молоком.
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью я через игру и в игре раскрываю детям смысл тех или иных положительных фактов, даю их оценку, вызываю у ребят желание подражать им и тем самым формирую их отношение к тому, что отображается в игре.
Большое значение в социальном развитии уделяю индивидуальному подходу в руководстве подвижными играми с правилами, ведь подвижные игры способствуют формированию таких проявлений - соблюдение правил, проявление дружелюбия, умение действовать вместе, дают возможность почувствовать себя членом коллектива, стремление принести пользу игровому коллективу, чуткость, гуманизм, сочувствие, сопереживание. Во время проведения подвижных игр я стараюсь распределить роли, при этом не руководить игрой, а играю вместе с детьми, показывая образец поведения и взаимоотношений всех играющих.
Любой из режимных моментов в детском саду содержит огромные воспитательные возможности по социальному развитию. Обучая детей правилам этикета, я наблюдаю, как дети здороваются со своими сверстниками и взрослыми, при этом имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Приучая детей здороваться, использую и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с сотрудниками детского сада и персонажей сказок
и т. д. Многократные упражнения помогают ребёнку осознавать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Но пока есть и сложности - одни дети здороваются охотно, а другие после напоминания, а третьи вообще не отвечают на приветствие, это как факт появления невежливости. Стараюсь разобраться и помочь ребенку справиться. При этом очень важен пример взрослых, ведь их приветливость и доброжелательность передаются детям. У меня в группе есть такой обычай, малыши, провожая своих родителей, машут им на прощание рукой из окна, казалось бы, это пустяк, но это создаёт какую-то особую теплоту, близость отношений.
Когда дети одеваются на прогулку, при этом они всегда вступают во взаимоотношения со сверстниками. Я стараюсь направить детей в доброжелательности уступить, прийти на помощь (завязать шарфик, застегнуть пуговицу, достать с верхней полки шапку и т. д.). Только надо попросить вежливо, а потом поблагодарить за оказанную услугу.
Мы взрослые должны с самого детства воспитывать чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно - помоги ему», «Если тебе трудно - обратись за помощью»- вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Воспитываю у детей бережное отношение к вещам, игрушкам, книжкам. Когда дети только перешли во вторую младшую группу, они не умели бережно обращаться с книгами (рвали, мяли), но после бесед «Книга лучший друг» их отношение изменилось. Внушая детям, что книжки наши друзья, что в них мы узнаем много нового и интересного – сказки, стихи, загадки, рассматриваем яркие, красивые, веселые картинки. Дети поняли, как обращаться с книгой – бережно перелистывать страницы, не мять, не рвать, а беречь и заботиться. И в один из вечеров мы организовали «Книжкину больницу» и «вылечи всех больных». А однажды мама Элины рассказала мне, что по дороге из детского сада домой они увидели на дороге разорванную книжку, Эля ее схватила, и чуть не плача говорит: «Книжки наши друзья, их нельзя рвать».
У меня в группе есть такое правило: «Каждой вещи - своё место», и стараюсь строго контролировать его выполнение, показывая детям на конкретных примерах, как важно и необходимо соблюдать это правило.
Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен воспитываться у ребёнка. Это я воспитываю путём постоянного наблюдения, систематических напоминаний, а также использую художественное слово, сюжетно – ролевые игры и игровые ситуации.
Хотя дети еще маленькие, стараюсь воспитывать любовь и привычку к труду. И считаю важным правилом воспитания: «Не делай за ребёнка того чего он может сделать сам». Мои воспитанники сами за собой убирают игрушки, помогают другим. По формированию у детей моральных представлений о труде использую в своей работе различные педагогические ситуации: «Надо помочь помощнику воспитателя накрыть на стол», «Наблюдение за уборкой участка детского сада», «Беседы о труде дворника», «Экскурсия на кухню - о труде повара». Использую также художественную литературу: стихи и сказки. Например: сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», где только благодаря труду и взаимовыручке удалось спасти петушка. Очень много провожу бесед о том, где и как трудятся родители.
Когда знакомлю детей с литературными произведениями: стихами, сказками при этом предлагаю им разные модели поведения мужчин и женщин. В процессе их восприятия происходит социализация, в ходе которой мальчики подражают поведению мужчин, а девочки поведению женщин. Примеры из детских сказок помогают мальчикам понять мужскую роль в обществе: он защитник, сильный, находчивый, ловкий, способный помочь близким, он должен быть всегда в действии (созидать, строить). А девочка - добрая и заботливая, ласковая и нежная, несущая тепло и миротворчество. На примере художественных произведений детей легче научить понимать мужские и женские поступки.
Развивая музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость в детском возрасте, я не ставлю перед собой задачу воспитать из детей артистов, поэтов, музыкантов, а стремлюсь создать фундамент музыкальной культуры, как часть общей духовной культуры в будущем «Разбудить их социальные эмоции» - этот происходит и на праздниках, развлечениях, и во время драматизации сказок, музыкальных занятиях.
Очень интересные занятия и развивающие игры провожу по теме: «Я - человек», где знакомлю детей со своим организмом. Учу детей отвечать на вопросы, что умеют делать руки, ноги, зачем нужны: глаза, уши, язычок, почему необходимо тепло одеваться и т. д. Делаю это очень непринуждённо, эмоционально, доступно их возраста играя с детьми.
Огромное внимание уделяю охране и бережному отношению к природе, подкормке птиц зимой. Был такой случай: на прогулке мальчик Саша сломал у дерева веточку, я ему говорю: «Веточки у дерева – это его ручки, если ты ударишь ручку тебе больно? И ему больно, потому что оно живое!». Саша категорически ответил: « Нет, оно не живое». Но посмотрев мультфильм о Домовенке Кузе, он изменил свое мнение. А когда он увидел, что мальчик из другой группы гнет ветку у дерева, как закричит: « Не тронь, оно живое»! На участке нашего детского сада много кормушек для птиц (их сделали родители) и ребята приносят из дома и хлеб, и пшено, и даже сало, мы всегда кормим птичек – ведь они наши братья меньшие.
В нашей группе есть «волшебный стульчик» обклеенный добрыми, веселыми смайликами, посидев на котором агрессивный ребенок становится доброжелательным. Дети уже знают, если они дерутся, то потом сидят на этом стульчике и становятся добрыми, потому что мы в группе все друзья, а друзья не обижают друг друга.
Для того, чтобы процесс социализации полноценно выполнялся и приносил ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с детским садом.
Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Я устанавливаю взаимоотношения с семьей, и считаю, при этом создаются условия для полноценного процесса социализации ребенка младшего дошкольного возраста. С родителями провожу собрания, круглые столы, тестирование, консультации, совместные развлечения и праздники, индивидуальные беседы, акции, выставки совместных творческих работ с детьми. Недавно родители показали детям кукольный театр «Коза – дереза».
Наша группа участвовала в областном фотоконкурсе «Взрослый засветись на дороге», для которого совместно с детьми и родителями был проведен мастер – класс «Изготовление фликеров своими руками», родители также изготовили плакат – «Заметен на дороге уверен в себе».
Организовала фотоконкурс «Мой домашний любимец» - дети приносили свои фотографии с домашними животными. Но здесь был случай: при объявлении фотоконкурса мама Илюши сообщила мне, что они не принесут фотографию, по той причине, что Илюша не любит своего кота Барсика, а только его обижает. Я посоветовала маме рассказать Илюше интересные истории, связанные с котом (может быть даже и выдуманные). А в свою очередь, в свой выходной день, принесла в нашу группу своего кота Рыжика, рассказал детям о нем, разрешила погладить, и Илюша подошел. И чудо! Через пару дней мама Ильи приносит замечательное фото, где ребенок гладит своего любимца.
Я считаю, педагог в детском саду должен уметь помочь детям и родителям, направив их в нужное русло. Сегодня современным семьям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Заключение
Дошкольное образование занимает исключительно важное место в социальном развитии ребёнка. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова)
Я считаю, что если ребёнок чувствует, что он нужен и любим не только членами семьи, но и его окружающими взрослыми, у него возникает чувство защищённости, безопасности. И на этой основе складывается доброжелательное, открытое отношение к окружающему миру, жизнерадостность и положительное отношение к себе.
Я уверена, что мои воспитанники, окончив детский сад, вступят на порог школы не просто дошкольниками, а социально – адаптированными личностями!
Литература
1.Солгалова Е. В. Роль детского сада в процессе социализации личности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 122-124.
2.http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a2bd68b5c53b88521216d27_0.html
3.http://xreferat.com/71/5220-2-detskiiy-sad-kak-institut-socializacii.html
4.http://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7690/
5.http://www.referat-web.ru/referat56119.html
6.http://www.scienceforum.ru/2014/531/5667
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА
Помогает решить проблемы вовлечения социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....
Методическая разработка для педагогов ДОУ по формированию у младших дошкольников основ нравственных качеств и эстетического воспитания через использование игровых технологий
Предлагаю методическую разработку по формированию у младших дошкольников основ нравственных качеств и эстетического воспитания через использование игровых технологий...
Методическая разработка для начинающих воспитателей «Адаптация в ДОУ младших дошкольников»
адачи:1. Помочь сформировать нравственные качества у начинающих воспитателей.2. Поддержать начинающего воспитателя на пути вхождения в мир детского дошкольного учреждения.Когда мы пользуемся термином ...
Методическая разработка для начинающих воспитателей "Адаптация в ДОУ младших дошкольников".
Помошь и поддержка начинающим воспитателям на пути вхождения в мир детского дошкольного учреждения....
Презентация " Детский коллектив, как фактор социализации личности ребенка"
Используя замечание А. С. Макаренко, детское объединение необходимо рассматривать как "инструмент прикосновения к личности". Необходимость же постановки такой цели в процессе воспитания обус...
«Организационно-методические основы сюжетно –ролевой игры как фактора социализации личности старшего дошкольника»
Учёные установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра - особая деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем рационально осваивает всю с...
Методическая разработка «Остров дружбы», как средство социализации и индивидуализации дошкольников.
Данная разработка нацелена на формирование у воспитанников дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим....
- Мне нравится (1)