Презентация " Детский коллектив, как фактор социализации личности ребенка"
презентация

Карпова Евгения Александровна

Используя замечание А. С. Макаренко, детское объединение необходимо рассматривать как "инструмент прикосновения к личности". Необходимость же постановки такой цели в процессе воспитания обусловленна тем, что в основе развития личности ребенка, его отношений к действительности и к самому себе лежит практический опят, приобретаемый им в общении и в совместной деятельности с другими людьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский коллектив как фактор социализации личности ребенка Выполнила: Карпова Е. А.

Слайд 2

План презентации: Понятие «коллектив», «признаки коллектива», его функции, структура и основные типы; Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов; Роль детского коллектива в развитии личности; Этапы и уровни развития детского коллектива; Основные условия развития детского коллектива ;

Слайд 3

Детский коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Коллектив - это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью , интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.

Слайд 4

Детский воспитательный коллектив -1) Созданная система коллективизма, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) Группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Первичный коллектив - это такой коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

Слайд 5

Коллективное отношение выраженно тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно- полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив.

Слайд 6

Признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; Соответствующая организация современной деятельности; Систематическая практическая связь детского коллектива с сообществом; Наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; Атмосфера взаимопомощи , доверия и требовательности; Развитые критика, самокритика, сознательная дисциплина.

Слайд 7

Функции коллектива: Организационная функция- детский коллектив становится субъектом управления своей общественно- полезной деятельностью. Воспитательная функция- детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно- нравственных убеждений. Функция стимулирования- коллектив способствует формированию нравственно- ценных стимулов всех общественно- полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Структура коллектива : -Староста -Актив – наиболее деятельные и уважаемые школьники -Временные коллективные органы ( советы, штаты) -Собрание воспитанников

Слайд 8

Основные типы детских коллективов : По характеру деятельности : Организованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды); Организованные на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы); Организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства 2 . По возрастному составу: одновозрастные; Разновозрастные;

Слайд 9

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов 20-е гг. ХХ века – центральной задачей было создание сплоченного коллектива школьников.

Слайд 10

ЛУНАЧАРСКИЙ А. В. считал основной целью воспитания – всестороннее развитие личности, которая сможет жить в гармонии с другими. На основе коллектива могут развиваться особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности. Н. К. КРУПСКАЯ дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили проблемы, имеющие практическое значение: активная позиция ребенка в установлении коллективистических отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы его организации.

Слайд 11

А. С. МАКАРЕНКО внес весомый вклад в разработку теории и практики коллектива, глубоко обосновал концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы , положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему прав и обязанностей, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. В. А. СУХОМЛИНСКИЙ реализовал удачную попытку построения ЦПП. Основа воспитательной системы творческого развития личности – идея направленного развития у ребенка субъективной позиции. Он сформулировал принципы, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива.

Слайд 12

Роль детского коллектива в развитии личности. Детский коллектив- основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает сам. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. Это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость. В коллективе формируются такие личностные характеристики , как самооценка, уровень притязаний, самоуважение. В коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально - нравственные ориентации личности , ее гражданская позиция. В условиях коллектива трудовая деятельность стимулирует проявление взаимоответственности, взаимопомощи, воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Слайд 13

Физкультурно- оздоровительная и художественно- эстетическая деятельность стимулирует обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию детей, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально- нравственной атмосферы и ее сотворчества. Коллектив открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Слайд 14

Этапы и уровни развития детского коллектива. ( Этапы развития коллектива по А. С. Макаренко) Первый этап- в качестве средства, сплачивающего коллектив, должно выступать единоличное требование учителя. Группа еще не является коллективом. Когда в группе появляется мажорный стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение действующего актива, можно говорить о том, что группа становится коллективом Второй этап- основным проводником требований к личности должен быть актив. Здесь вступает в силу метод параллельного воздействия, т.к. педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Третий этап- появление системы самоуправления коллектива : наличие органов коллектива и наделение их реальными полномочиями. Именно с полномочиями появляются обязанности и необходимость в самоуправлении.

Слайд 15

Уровни развития детского коллектива. Группа- КОНГЛОМЕРАТ –нижний уровень формирования коллектива; группа ранее не знакомых детей, оказавшихся на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия ситуативны и поверхностны. Если группа получает свое название , то она становится номинальной группой , с заданными целями, видами деятельности. Условиями взаимодействия с другими группами. Группа- АССОЦИАЦИЯ - это группа, в которой произошло начальное объединение, дети приняли статус первично коллектива, цели каждой личности в группе проектируется заданием. Группа- КООПЕРАЦИЯ - это реально и успешно действующая организационная структура с высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Группа- АВТОНОМИЯ - это группа с высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам. В ней происходит процесс обособления, внутренней слитности и спаянности.

Слайд 16

5. Группа- КООРПОРАЦИЯ - лжеколлектив ; это замкнутая , изолированная от других группа, противопоставляющая себя другим группам. 6. Группа- КОЛЛЕКТИВ - группа, которая выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, органичная часть более широкой общности.

Слайд 17

Основные условия развития детского коллектива В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают разнообразные виды деятельности школьников. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий: умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни. Организация перспективных устремлений воспитанников- закон движения коллектива. Организация самоуправления. Накопление и укрепление традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Предметно - развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка"

    Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития ...

СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА

Помогает решить проблемы вовлечения  социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....

Методическая разработка «Детский сад как фактор социализации личности младшего дошкольника»

как сформировать у младших дошкольников социальные нормы, научить различать плохие и хорошие поступки.......

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Статья "Развитие творческих способностей с помощью сказкотерпии, как фактор социализации личности ребенка дошкольного возраста"

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обла...