Сообщение Тема. Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов.
статья по рисованию (старшая группа) по теме

Витущенко Наталия Михайловна

Сказка играет большую роль в формировании личности ребёнка. Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_mo_15.12.10_g._posredstvom_skazki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

Тема. Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов.

Воспитатель по изодеятельности

Витущенко Наталия Михайловна.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости - одна из главных задач воспитания.

Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

В связи с этим процесс рисования мы понимаем не только как усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Ритм, цвет, линия, форма могут быть не только средствами образного отражения действительности, но и способствовать формированию художественного творчества.

Понимая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить пути его формирования. Обучение на занятиях рисованием определяет характер методического руководства. Приёмы обучения, характерные для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения, моделирование и др.), важны на занятиях и творческого и обучающего характера.

Следует применять следующие формы и методы работы:

  1. прослушивание сказки;
  2. рассматривание иллюстраций к сказкам;
  3. раскрашивание;
  4. дорисовывание;
  5. моделирование.

Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по которым рисование проводится не однократно (“Колобок”, “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, “Снегурушка”, “Айболит”, “Теремок”, “Палочка-выручалочка”, “Федорино горе”). Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны детям.

Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребёнком дошкольного возраста. Это звери; например: медведи, лиса, заяц и другие. В сказках участвуют и люди - Золушка, Красная Шапочка, дед с бабой, Снегурочка.

Эти сказки дают возможность детям в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, то есть выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить своё отношение к изображаемому событию.

Передача цвета является одной из важнейших задач в достижении выразительности рисунка. Правильная живописная передача освещения и верный подбор цветов являются одним из необходимых условий колористической согласованности. Как на занятиях, так и в повседневной жизни детям нужно рассказывать и показывать разницу колорита в пасмурную и солнечную погоду. Большую помощь здесь оказывают специально подобранные картины. Пейзаж, написанный в сероватых, тусклых цветах, кажется холодным, дождливым. Солнечный день передаётся яркими контрастными цветами. Те предметы, которые располагаются ближе к нам, кажутся темнее, и чем дальше находятся предметы, тем они кажутся светлее.

Детям объясняется, как используются краски одного цвета.

Например: для рисования реки надо взять темно-синюю краску. Небо сделать более светлым, чем река, для этого взять голубую краску, или в синюю добавить немного белил, иначе одинаковые краски сольются, и трудно будет разобрать, где небо, а где река. Или, если траву рисуют темно-зелёную, то для раскрашивания листьев надо взять зелень чуть светлее, при этом можно добавить в нее жёлтую краску.

Иконические модели помогают детям решить вопрос композиции рисунка, так как во время рисования они вспоминают, где, какие персонажи стоят в той или иной ситуации. В процессе рисования по сказкам вопросы композиции с детьми больше не уточняются.

При рассматривании иллюстраций можно спросить детей: “Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой?” “Что получилось бы, если бы на месте синего цвета был светло-голубой?”

Эти вопросы заставляют детей понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.

Следующий этап обучения включает в себя дорисовывание предметов, работа над образом. Здесь задачей является направлять внимание детей при восприятии иллюстраций на передачу характера образов (характерных признаков, поз, движений) и использовать эти средства выражения рисунке.

В процессе формирования замысла очень важно помочь наглядным материалом, углубить зрительный образ прочитанного, помочь представить обстановку, время действия, внешний вид героев.

И здесь, в формировании замысла, важно, чтобы ребёнок как можно подробнее “рисовал” словом то, что он впоследствии нарисует на бумаге.

На занятиях у детей появляется стремление подойти к решению образа, использовав движение персонажей. Активная и самостоятельная проработка воспринятых иллюстраций даёт возможность в собственном рисунке найти творческое решение образа.

Все дети учатся реалистической передаче формы с её признаками и относительной пропорциональностью частей. Лиса имеет вытянутую острую мордочку, острые небольшие уши, длинный пушистый хвост; заяц имеет длинные уши, короткий хвост, овальное тело; медведь с короткими толстыми лапами, крупной головой, у него полукруглые маленькие уши.

Но для выразительности рисунка нужна не только передача признаков, но и передача характера образа. Характер - это не только многообразие, но и определённость. Это очень важно для создания полноценного, яркого, выразительного образа. Всегда выявляется что-то ведущее, главное, что обуславливает поведение персонажа. Часто одни и те же персонажи фигурируют в разных произведениях, но они разные по характеру.

Чтобы дети правильно передали образ того или иного персонажа, необходимо раскрыть характерные особенности этого персонажа, тогда рисунки будут выразительными.

Почти в каждой сказке встречаются сказочные избушки: простые, на курьих ножках, терема, богатые дворцы. Дети стараются их рисовать, но они не всегда получаются. По этой теме рекомендуется проводить предметное рисование.

Можно предложить детям представить, что в лесу стоит сказочный домик, в котором живёт кто-нибудь из зверей. А после занятия показать иллюстрации из книг: “Ладушки” (рис. Ю.Васнецова), “Лиса и заяц” (рис. Ю.Васнецова), “Теремок” (рис. В.Андриевича), альбом с открытками и картинками с изображением различных теремков. Обратить внимание на красочность, разнообразие форм, на различную роспись узоров, витиеватость резьбы на ставнях, балконах, крыше.

В свободное время показать, как проще нарисовать бревенчатую избушку, чтобы после её закрашивания видны были брёвна (по высохшему фону провести тоненькой кисточкой полоски чёрной краской).

После этого можно провести рисование по сказке “Теремок”. Содержание этой сказки дети хорошо знают, только ещё раз вспомнят, кто в нём жил. Дети самостоятельно выбирают сюжет из сказки и связывают его с изображением теремка. Они уже ясно представляют, какой может быть сказочная избушка, и изображают её каждый по своему вкусу, проявляя выдумку и фантазию. На таких занятиях каждый ребёнок старается придумать что-то своё, дополнить работу чем-то особенным.

Чтобы у детей возникло чёткое представление о том или ином животном из сказки, нужно показывать иллюстрации и подчёркивать при этом характерные особенности животных, положение туловища, головы.

В рисунках нужно не только изобразить животное, а составить композицию, которая объединяет животных (людей). Необходимо увидеть и осмыслить позу людей (животных), так как расположение фигуры в пространстве и придаёт сюжетность и сказочность изображения.

Детям дошкольного возраста труднодоступно перспективное изображение. Поэтому нужно учить правильному построению композиции на плоскости листа.

Выбор композиции всегда должен быть самостоятельным. Не должно быть прямых указаний для обучения детей дошкольного возраста в правильной постановке композиции, поэтому и применяется моделирование.

Для того, чтобы дети более осознанно относились к пространственной композиции рисунка, путём моделирования на плоскости можно показать, что предметы располагаются по всему полю листа - правее, левее, выше, ниже (то есть ближе и дальше).

Это заинтересовывает детей и вызывает желание изобразить сюжет сказки самостоятельно.

Посредством моделирования перед детьми ставится задача, требующая ориентировки на передачу сюжета, сказочности, гиперболизации, динамичности. Причём моделирование  используется как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Детей очень интересуют модели. В свободное от занятий время они могут составлять композиционные сюжеты к различным сказкам.

Можно сделать следующие рекомендации:

  1. Необходимо создавать в ходе проведения занятия положительный эмоциональный фон для мотивации изодеятельности.

  1. Использовать разнообразные средства и материалы для развития у детей творчества и сказочности в рисунке.

  1. Раскрывать характерные особенности персонажей для правильной передачи образа и выразительности рисунка.

  1. Создавать развивающую среду для развития воображения детей в детском саду и семье.

  1. Необходимо разработать систему занятий с использованием иконических моделей в разных видах искусства.

  1. Для развития лучших навыков закрашивания, развития мелкой моторики и умения видеть глубину сюжета давать детям в домашних условиях и детском саду “книжки-раскраски”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сюжетному рисованию для детей старшей группы «Конёк-Горбунок»

Конспект занятия по сюжетному рисованиюдля детей старшей группы «Конёк-Горбунок» Вид изодеятельности: сюжетное рисование.Возрастная группа: старшая группа.Тема: «Конёк - Горбунок».Программн...

Из опыта работы "«Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр»

На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр». Детям очень нравятся эти игры, они с удовольствием в них участвуют,...

Формирование навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов. Представлен опыт работы в подготовительной к школе группе по формированию навыков сюжетного рисования посредством комментированного рисования....

Тема по самообразованию: «Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста»

Тема по самообразованию "Формирование компазиционных умений  в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольног восраста"...

Конспект занятия по теме: «Формирование бережливого мышления у детей посредством проектной деятельности». Для детей подготовительной группы ТНР.

конспект занятия по формированию у детей бережливого отношения к предметам, к природным ресурсам, к своему здоровью....

Развитие интереса ребенка к сюжетному рисованию посредством сказочных образов

Развитие интереса ребенка к сюжетному рисованию посредством сказочных образовВо все времена проблема творчества всегда была одной из актуальных. Рисование - самое естественное и увлекательное занятие...