Опыт работы по теме: "Формирование сюжетного рисования у детей старшего возраста посредством сказочных образов"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Опыт работы для воспитателей ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Опыт работы по теме: "Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов"
Воспитатель: Свиридова В.Г.
Ейск,
2024г.
Цель: предоставление опыта работы по использованию образа сказочного героя в сюжетном рисовании старших дошкольников, как средства повышения выразительности детских рисунков.
Задачи:
1.Определить с педагогами исходный уровень выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании в их работе.
2.Научить создавать педагогические условия для повышения выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.
Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержанием рисования всегда является некий сюжет. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт рисования.
Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:
1.Научить изображению смысловой связи между объектами, передаче
пространственных отношений между ними;
2.Развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
3. Развивать чувство цвета.
Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы. Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям.
При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Теремок», «Волк, лиса и петух» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен понимать это, обучая детей сюжетному рисованию.
При обучении старших дошкольников сюжетному рисованию необходимо:
- разнообразить содержание детских рисунков;
- учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
-научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);
- развивать композиционные умения;
-научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);
- развивать чувство цвета;
-учить самостоятельно, передавать колорит, соответствующий сюжету.
Задачи сюжетного рисования не сводится к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.
Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно - волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.
Таким образом, необходимо пробуждать у ребенка заинтересованность к сюжетному рисованию. В этом могут помочь литературные произведения, а именно сказки, требующие адекватного выражения чувства, отношения к окружающему миру, настроения, замысла ребенка.
В старшем дошкольном возрасте детей уже не удовлетворяет изображение какого - то одиночного предмета, они всё больше увлекаются сюжетом. Рисуя на разнообразные темы, дети отражают в своих рисунках не только окружающую их действительность, но и сказочные образы. Сказка забавляет ребенка, увлекает его загадочным сюжетом; слушая сказку, ребенок живет мыслями и чувствами героев. Дети могут по нескольку раз слушать полюбившуюся им сказку, чтобы снова волноваться и переживать за судьбу героев. Сказка способна быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Чем интенсивнее это эмоциональное воздействие, чем выше художественный уровень сказки, тем интереснее и многообразны детские рисунки.
Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребёнка персонажи сказки, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка. Интересно, что, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребёнок выбирает, однако, самые характерные его признаки и особенности. Ребёнок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения сюжета и, стремясь выразить сущность явления, передаёт в своих рисунках выразительный образ.
Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия целостного сказочного сюжета. Вот почему одним из важнейших условий развития сюжетного рисования детей является формирование художественного образного видения. Воспитание образного видения сюжетов сказки стоит в центре внимания при формировании композиционного построения рисунка. Ребёнок не просто воспроизводит, то, что слышит и видит, но по - своему истолковывает, домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке.
Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов.
В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать сказочность образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок. В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон неба – оранжевое с яркими красными полосами – усиливается тревожное настроение рисунка, изображающего черного колдуна, который «несет через леса, через моря» богатыря. В этих рисунках мы видим своеобразное переплетение вымысла и правды, фантастического и реального. Среди многообразных явлений действительности, отдельные дети находят и выражают свою, пережитую и прочувствованную тему. Отражая действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в действиях и строит содержание, внося в него творческую инициативу, используя специфичные для него выразительные средства: цвет, форму, необычное композиционное построение.
Сюжетное рисование по сказкам требует тщательной предварительной работы с детьми. Начинается эта работа, конечно же, с прочтения сказки. Первое время, обучая детей сюжетному рисованию по сказкам, следует выбирать для прочтения и последующего изображения простые сказки. Например: сказка В. Сутеевой «Палочка – выручалочка». В сказке всего два персонажа, простой сюжет. При рисовании необходимо вызвать у детей желание выразительно и по - своему изобразить героев сказки. Для этого необходимо рассмотреть с детьми иллюстрации к этой сказке, выполненные разными художниками. Это позволит избежать копирования детьми рисунков, хотя бы в композиции.
При рассматривании иллюстраций необходимо обратить внимание детей на цвета красок. Обсудить, почему художник для изображения того или иного героя, объекта, явления взял именно эти краски, а не другие. Это поможет детям понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.
Чтение сказок, показ иллюстраций - всё это косвенные методы обучения детей сюжетному рисованию, которые позволяют обогатить изобразительный опыт дошкольников новыми графическими образами, композиционными и цветовыми решениями. Следовательно, организация деятельности по сюжетному рисованию, выступает важным условием развития детского творчества. Чтобы создать сюжет, ребёнку требуется активная работа воображения и наличие определённых знаний, умений и навыков. Всё это воплощается ребёнком при рисовании сказки. В таких темах развивается фантазия, декоративное чувство, чувство цвета и композиции.
Таким образом, рисование сказочных образов – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное, само выражаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Опыт работы...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам?...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Педагогический опыт...
Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...
опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвящение детей. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важненйших задач образовательного процесса. Че...