Развитие интереса ребенка к сюжетному рисованию посредством сказочных образов
статья (подготовительная группа)
Развитие интереса ребенка к сюжетному рисованию посредством сказочных образов
Во все времена проблема творчества всегда была одной из актуальных. Рисование - самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Дети создают выразительный образ доступными им изобразительными средствами
Во время занятий рисованием ребенок развивает мелкую моторику руки, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Благодаря рисованию, у дошкольников формируется связная речь.
Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей, в своей группе провожу различные виды занятий: предметное рисование, с натуры, тематическое рисование, по представлению, сюжетное рисование, декоративное. Ритм, цвет, линия, форма могут быть не только средствами образного отражения действительности, но и способствуют формированию художественного творчеств. Наблюдения помогают детям замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.
Однако я считаю необходимым навыки, полученные на занятиях в детском саду, нужно закреплять дома. Задаю вопросы родителям: вы рисуете дома со своим ребенком? охотно ребенок идет рисовать? Чем любит рисовать ребенок? Рекомендую темы для рисования: «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»; "Как я провел выходные дни"; "Воспоминание о летнем отдыхе". Можно нарисовать дома с ребенком любой сюжет из вашей любимой сказки. Я думаю, что и взрослые и ребенок от такого занятия получают не только удовольствие, но это способствует развитию художественного вкуса, воображения, фантазии и трудолюбия.
Творческие задания направляют на выполнение какой-то определённой задачи:
- передача характера образа
- построение композиции
Вместе с тем в каждом задании решаются вопросы цвета, формы, композиции. Тематика творческих заданий охватывает окружающую действительность, многие явления природы, мир сказочных образов. В процессе формирования замысла очень важно помочь наглядным материалом. Рассматривание картинок, иллюстраций помогает легче воспринимать зрительный образ прочитанного, представить обстановку, время действия, внешний вид героев. При рассматривании иллюстраций путем сопоставления картины удаётся показать детям, как меняется цвет снега в разное время дня, ночью, как меняются краски в зависимости от солнечной, пасмурной, дождливой погоды и т.д. Как показал опрос, дети обычно представляют себе снег только белым. При рассматривании иллюстраций, дети тоньше воспринимают цветовые сочетания и подбирают слова для выражения различного состояния в изображаемой природе. И здесь, в формировании замысла, важно, чтобы ребёнок как можно подробнее «рисовал» словом то, что он будет рисовать на бумаге.
В рисунках, под влиянием иллюстраций, появляется выразительность. Большую выразительность детским рисункам придаёт изображение детьми формы предметов в движении, динамике. Таким образом, под влиянием показа иллюстраций в замыслах детей происходит:
- конкретизация образов в замысле
- обогащение замыслов путём использования увиденных деталей, свойства предметов
- комбинирования увиденных деталей, свойства предметов
- проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету
- появляется направленность внимания ребёнка на то, какими средствами передать образ, изображаемое событие.
Показ иллюстративного материала содействует нахождению ребёнком различных способов в передаче своего замысла. Процесс формирования образа-замысла представляет собой целеустремлённую работу. Это выражается в том, что под влиянием иллюстраций появляется выразительность в образах детских рисунков, передаются их характеры, через позы, жесты, движения, характерные детали, используется колорит как средство выражения содержания, даются разнообразные композиционные решения. Одна из особенностей формирования образов в замыслах под влиянием иллюстраций сводится к тому, что иллюстрация способствует созданию новых образов путём сложной переработки увиденного, проявляется умение мысленно объединять образы в новых сочетаниях и комбинациях. При восприятии иллюстраций развиваются наблюдательность, воображение, то есть те качества личности ребёнка, которые обуславливают формирование творческих способностей.
Творческие способности ребенка проявляются в том случае, если он:
- Стремится в рисунке к выражению своих чувств или настроения.
- В своих рисунках или картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося.
- Серьёзно относится к произведениями искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
- Стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
- Высказывает собственное мнение о классических произведениях, причём, может даже попробовать критиковать их, приведя вполне разумные доводы.
Процесс детского изобразительного творчества развивается постепенно, я стараюсь правильно находить пути его формирования для каждого ребенка:
- Необходимо создавать в ходе проведения занятия положительный эмоциональный фон для мотивации изобразительной деятельности.
- Использовать разнообразные средства и материалы для развития у детей творчества и сказочности в рисунке.
- Раскрывать характерные особенности персонажей для правильной передачи образа и выразительности рисунка.
- Создавать развивающую среду для развития воображения детей в детском саду и семье.
- Необходимо разработать систему занятий с использованием иллюстраций в разных видах искусства.
- Для развития лучших навыков закрашивания, развития мелкой моторики и умения видеть глубину сюжета давать детям в домашних условиях и детском саду “книжки-раскраски”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение Тема. Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов.
Сказка играет большую роль в формировании личности ребёнка. Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки....
Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности
Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности Известно, что ни одну воспитательную или образовательную за...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
консультация...
Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности»
Цель: развивать у детей познавательную активность, способствовать проявлению интереса детей к поисково-исследовательской деятельности.План проведения:1. Вступительная часть собрания.2. Анализ результа...
Мастер класс для воспитателей Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству рисование солью
Мастер класс для воспитателей Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству рисование солью...
Опыт работы по теме: "Формирование сюжетного рисования у детей старшего возраста посредством сказочных образов"
Опыт работы для воспитателей ДОУ...