Примерное тематическое планирование изодеятельности в средней группе
рабочая программа по рисованию (средняя группа) по теме

Зубова Наталья Вячеславовна

Примерный тематический план совместной деятельности педагога с детьми в средней группе (изостудия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_tematicheskiy_plan_sr._gr.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное тематическое планирование изобразительной деятельности в средней группе

Месяц

№ п/п

Форма организации детей

Тема

Программное содержание

Оборудование и материалы

октябрь

тематический блок МИР ПРИРОДЫ

1

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Рисунок на свободную тему

Познакомить детей с оборудованием студии-мастерской, профессией художника, многообразием художественного материала (акварель, гуашь, карандаши, уголь, сангину, пастель, восковые мелки, тушь, перо-палочку, пластилин и др.). Сформировать в сознании детей образ художника.

Репродукции картин, художественные материалы (акварель, гуашь, карандаши, уголь, сангина, пастель, восковые мелки, тушь, перо-палочкуа пластилин и др.). Образцы работ детей за предыдущие годы, собственные творческие работы.

Бумага, простой или цветные карандаши, фломастеры или другие материалы.

2

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ НЕБА

«Улыбка природы», «Яркое солнышко»

Показать возможные способы изображения солнечного диска и лучей масляной пастелью (восковой пастелью или мелками); познакомить с работой в технике «по-сырому»

Репродукции картин природы, на которых изображено солнце.

Бумага, масляная пастель (восковая пастель или мелки), акварель, кисть, баночка, тряпочка.

3

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ НЕБА

Светлые и темные краски

Показать приемы работы акварельными красками в технике «по-сырому», учить с помощью красок и кисти отображать  настроение на бумаге.

Наглядное пособие:  «Времена суток» (изображение одного и того же пейзажа в разное время суток: утро, день, вечер, ночь). Произведения художников-пейзажистов.

Бумага, акварельные краски, кисти, баночка с водой, тряпочка.

4

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ЗЕМЛИ

Осенняя трава. Краски осенней земли.

Показать палитру красок осенней травы за три осенних месяца, вспомнить смешение основных цветов, уточнить понятия «основные» и «дополнительные» цвета.

Осенние картины природы, фоторепродукции ранней, золотой и поздней осени; разные по цвету осенние листья; наглядные пособия «Смешение цветов с черной краской» и «Смешение цветов с серой краской».

Бумага цветная, гуашь (желтая, синяя, белая, черная, серая)кисти.

5

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ДЕРЕВЬЕВ

Маленькие и большие деревья

Рассмотреть конструкцию дерева обращая внимание на необычные формы стволов, веток; учить сравнивать различные образы (образ дерева с образом человека: макушка дерева – голова, ствол – туловище, ветки – руки и т.д.); показать приемы работы углем (торцом, плашмя, растиркой, точкой и т.п.), изображая на белом листе деревья разного роста и графического облика.

Фоторепродукции причудливых по форме лиственных деревьев; угольные рисунки разнохарактерных деревьев, работы педагога, детские рисунки.

Бумага, уголь или другие материалы.

ноябрь

6

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ЦВЕТОВ

«Цветик-многоцветик», «Шестицветик»

Учить смешивать между собой цвета трех пластилинов; показать приемы работы с пластилином (сминание, раскатка шариком и колбаской, придавливание и т.п.); учить соединять методом сминания два разных по цвету кусочка пластилина; показать этапы работы над рельефным изображением.

Живые цветы или фоторепродукции многолепестковых цветов (астра, одуванчик, пион и т.д.); набор репродукций «Русский изразец»; наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета».

Три кусочка пластилина красного, желтого и синего цвета, картон круглой или квадратной формы по размеру не более детской ладони.

7

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ДЕРЕВЬЕВ

Семья хвойных деревьев.

Показать приемы работы гуашевыми красками, изображая хвою молодых деревьев путем смешения синей и желтой гуаши, а старой – желтой и черной; учить по-разному накладывая живописные мазки изображать различные хвойные деревья.

Произведения художников-пейзажистов с изображением хвойных деревьев, наглядные пособия «Смешение цветов с черной краской» и «Основные и дополнительные цвета», рисунки педагога и детей.

Бумага, гуашь (желтая, синяя и черная), кисти, тряпочка, баночка с водой.

8

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

СОЛНЕЧНЫЙ ОДУВАНЧИК

«Одуванчик – толстые щеки»

Показать детям приемы работы палочкой, познакомить с такими выразительными средствами, как линия, точка, пятно, штрих.

Пейзажи разных художников-графиков.

Бумага (1/4 альбомного листа), пастель.

9

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ДАРЫ ПРИРОДЫ

«Аппетитные, ароматные, сладкие...»

Познакомить детей с приемами работы пастелью (метод растирки, плашмя, торцом, точкой.); показать возможность различной последовательности действий в создании натюрморта.

Бумага тонированная (темных оттенков), пастель или цветной школьный мел (восковая пастель или мелки).

10

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ.

Любование картинами природы. Природа – Художница – Волшебница

Повторить основные хроматические и ахроматические (бесцветные) цвета; проанализировать произведения декоративно-прикладного искусства – древнерусские кокошники; показать приемы работы с гуашевыми красками, способы нанесения красок на лист (точка, круг, черта); познакомить с новыми изобразительными формами (крест, звездочка-снежинка, листок и др.).

Наглядное пособие «Краски времен года», фоторепродукции древнерусских праздничных головных уборов, работы педагога.

Цветной картонный шаблон кокошника или короны, гуашь, кисть, тряпочка, банка с водой.

декабрь

тематический блок МИР ЖИВОТНЫХ

11

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ВВЕДЕНИЕ

Художник – друг животных

Рассмотреть фотографии различных животных и уточнить места их обитания; выполнить диагностический рисунок «Животное, которое я люблю и умею изображать».

Фотографии различных животных.

Альбомный лист, простой карандаш или фломастеры.

12

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

НАСТРОЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Червячок сердится

Показать приемы работы акварельными (гуашевыми) красками; напомнить особенности смешения красок в технике «по-сырому»; пронаблюдать, как в зависимости от погоды меняются краски природы; учить передавать при помощи различных линий смену настроения червячка.

Бумага, акварель, гуашь и кисти.

Возможно выполнение задания в смешанной технике (восковыми мелками и в технике «по-сырому»

13

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

14

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ

Веселая и грустная черепаха

Показать приемы изображения больших и маленьких черепах восковыми мелками.

Фотографии черепахи.

Бумага, восковой мелок или другие материалы.

15

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ НАСЕКОМЫХ

Заботливые пчелы. Шмели. Осы.

Показать приемы работы пастелью, углем или сангиной (плашмя, торцом, растиркой и т.п.).

Фотографии и иллюстрации с изображением пчел, шмелей, ос.

Бумага (1/2 или ¼ альбомного листа ), цветные фломастеры или другие материалы.

январь

16

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

Колючий ежик. Семья ежей.

Закрепить приемы работы углем или сангиной (плашмя, торцом, растиркой и т.п.).

Фотографии ежика.

Бумага, уголь (сангина или соусы) или другие материалы.


17

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ПТИЦ

Сказочная птица

Продолжить знакомство с гжельскими произведениями декоративно-прикладного искусства; показать приемы работы гуашью и получения разнообразных голубых оттенков путем смешения белой и синей краски.

Репродукции павлина и его стилизованные изображения; предметы и их изображения гжельского декоративно-прикладного искусства.

Бумага желтого, белого, черного или серого цвета, синяя и белая гуашь.

18

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Кот усатый, полосатый

Показать приемы работы с углем, сангиной или соусами при изображении мягкости, пушистости кошачьей шерстки

Фотографии кошек разных пород.

Бумага, уголь, сангина или соусы.

19

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ПОДВОДНОГО МИРА

Медуза. Морская звезда.

Показать приемы работы восковыми мелками при изображении морских звезд, купола медузы; вспомнить приемы работы акварельными красками в технике «по-сырому»

Репродукции разных по форме медуз, звезд, кораллов.

Бумага, восковые мелки + акварель или другие материалы.

20

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ

Какие разные животные (обобщающее занятие)

Рассмотреть и проанализировать лучшие работы, выполненные на темы второго блока; выполнить диагностический рисунок «Животное, которое я люблю и умею изображать» (позволит определить уровень творческого роста детей).

Работы детей, изображения различных животных.

Альбомный лист, простой фломастер или маркер.

февраль

тематический блок МИР ЧЕЛОВЕКА (Я и моя семья)

21

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

Я – веселый художник. Автопортрет.

Рассмотреть детские портреты, обращая особое внимание на мимику; вспомнить приемы изображения головы человека;  закреплять умение завершать образ с помощью деталей.

Детские портреты, выполненные разными художниками, зеркало.

Бумага (1/4 альбомного листа), черный или коричневый фломастер

22

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ПАПА, МАМА И Я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

(Портрет папы, брата или дедушки)

Напомнить этапы изображения человеческого лица, приемы работы с углем (сангиной)

Репродукции мужских портретов, выполненных различными художниками.

Бумага, уголь, сангина или другие материалы.

23

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ПАПА, МАМА И Я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

(Портрет мамы, бабушки или сестры)

Напомнить этапы изображения человеческого лица, приемы работы с пастелью и восковыми мелками; продолжать учить дополнять образ деталями (прическа, бусы, серьги и т.п.)

Репродукции женских портретов, выполненных различными художниками.

Бумага, пастель, восковые мелки  (или другие материалы).

24

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

Я – ХУДОЖНИК-ФАНТАЗЕР

Ожившая клякса. Кляксография.

Познакомить детей с техникой «кляксография», развивать воображение, творческую активность и самостоятельность.

Природный материал необычной формы, различные пятна-кляксы.

Бумага, гуашь или тушь, фломастеры.

25

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

Я – ХУДОЖНИК-ФАНТАЗЕР

Превращение клякс в бабочку

Показать метод симметричного изображения бабочки (кляксография)

Наиболее удачные работы с предыдущего занятия.

Бумага, гуашь или акварель

март

26

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

Я – ХУДОЖНИК-ФАНТАЗЕР

Лепка чудо-пряника

Продемонстрировать способы украшения пряника (картонной заготовки) разноцветными шариками и полосками

Различные по форме пряники (тульские).

Картонная заготовка в виде рыбки, птички и т.п., разноцветный пластилин.

27

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ЛЮБИМЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

«Каркуша – любопытная ворона»

Продемонстрировать приемы работы углем при изображении пушистого хохолка Каркуши методом «растирки», туловища – методом «плашмя», ноги, клюв, глаза – торцом.

Репродукции с изображением ворон, их стилизованное изображение в творчестве разных художников-иллюстраторов

Бумага, уголь, сангина или соусы.

28

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ЛЮБИМЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

«Хрюша – веселый и неунывающий поросенок»

Показать способы изображения упитанного или худенького поросенка, используя разные по толщине овалы

Репродукции поросят и их стилизованные изображения в творчестве разных  художников-иллюстраторов или мультипликаторов.

Бумага, цветные фломастеры или другой материал.

29

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ЛЮБИМЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

«Степашка – серьезный, добросовестный заяц»

Показать приемы изображения носика, щек, ротика и глаз зайца; учить передавать настроения зайца через расположение его ушей и усиков.

Репродукции зайца в природе, его стилизованные изображения выполненные  художниками-иллюстраторами (мультипликаторами).

Бумага, пастель (восковые мелки), цветной школьный мел или другие материалы.

30

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Итоговая выставка

Рисунок на свободную тему

Рассмотреть и проанализировать работы, выполненные детьми на тему «Я и моя семья»; диагностировать художественно-творческое развитие детей.

Детские рисунки.

Бумага, фломастер

апрель

тематический блок МИР ИСКУССТВА

31

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК-ГРИМЕР

Клоун веселый и печальный

Показать приемы работы с красками при изображении лица клона, уделяя особое внимание на выражение глаз, форму губ и носа, цвет волос, форму шляпы, галстука или банта.

Изображения различных клоунов; наглядное пособие «Мимика лица».

Бумага, гуашь (акварель) или школьные цветные мелки, пастель.

32

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК-МУЛЬТИПЛИКАТОР

«Лошарик»

Учить создавать изображение сказочной лошадки, составленной из разноцветных шариков с опущенной или поднятой головой (ногой, хвостом)

Разноцветные шарики и круги, кукла-марионетка Лошарик.

Бумага, цветные фломастеры или гуашь (акварель), или другие материалы.

33

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК-ИЛЛЮСТРАТОР

«Веселый Незнайка»

Показать приемы работы с тушью при изображении Незнайки, обращая внимание на шляпу с большими полями.

Различные иллюстрации одного и того же произведения («Приключения Незнайки и его друзей»), шляпа с большими полями.

Бумага, тушь, палочка или другие материалы.

34

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК-ИЛЛЮСТРАТОР

«Знайка – серьезный человечек»

Показать приемы работы с пастелью, восковыми мелками при изображении Доктора Пилюлькина, обращая внимание на выражение лица доктора, на медицинские инструменты и лекарства..

Различные иллюстрации одного и того же произведения («Приключения Незнайки и его друзей»), белый халат и шапочка.

Бумага, пастель (восковые мелки) или другие материалы.

35

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК-АРХИТЕКТОР

«Цветочный город»



Показать способы изображения домика из разноцветных кубиков (кубики-кирпичики, квадратики-окна, треугольники-крыши).

Набор разноцветных кубиков, Иллюстрации домиков Цветочного города.

Бумага, цветные фломастеры, восковые мелки или другие материалы.

май

36 а

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК СОЗДАЕТ МЕБЕЛЬ

Сказочное кресло-трон.

Показать приемы лепки и украшения стула, стола, кресла и т.п., выбирая цвет пластилина в зависимости от того, какому сказочному персонажу данный предмет мебели предназначается

Иллюстрации в детских книгах и альбомах по искусству сказочной и дворцовой мебели.

Пластилин.

36 б

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК СОЗДАНТ ТРАНСПОРТ

Сказочные кареты

Показать приемы изображения кареты-короба и его украшения, выбирая цвет красок или пластилина в зависимости от того, какому сказочному персонажу  предназначается карета.

Изображение различных транспортных средств.

Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Пластилин.

37

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК И МУЗЫКА

«Мы поем»

Показать приемы изображения поющего человека; напомнить детям приемы работы акварелью в технике «по-сырому»; учить в технике «по-сырому» выполнять «музыкальный фон», отражающий характер музыкального сопровождения (веселая или грустная песня).

Аудио-записи различных по настроению музыкальных фрагментов.

Бумага, уголь, акварель, кисти или другой материал.

38

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ И ГРАКФИК

«Моя любимая  воспитательница»

Напомнить способы изображения человеческого лица.

Репродукции портретов, выполненные графическими и живописными материалами.

Бумага, материалы по выбору педагога или детей.

39

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ И ГРАКФИК

«Цветы весны»

Напомнить приемы работы с гуашевыми красками методом мозаичной живописи при изображении веточки сирени или черемухи.

Живые цветы или репродукции мать-и-мачехи, подснежников, одуванчиков, сирени, черемухи и др.; репродукции произведений художников.

Бумага, гуашь (желтая, красная, синяя, фиолетовая, белая, серая и др..

40

Совместная деятельность педагога с детьми в студии

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Любование картинами природы. Природа – Художница – Волшебница)

Рассмотреть репродукции произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, фоторепродукции различных времен года; продолжать учить находить выразительные природные образы, сравнивать их; создать атмосферу эмоционального восприятия картин. Продолжать учить изготавливать композиции из природных форм, закрепить приемы работы с природным материалом.

Природные материалы: камешки, желуди, шишки, веточки, листья и др.; фоторепродукции картин «Времена года», работы педагога и детские поделки прошлых лет из природного материала, природные материалы.

Итого 40 занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темы календарно-тематического планирования в младше-средней группе (по программе "Детство")

Перед тем, как разработать комплексно-тематическое планирование на год, я распределила весь материал на темы....

Комплексно-тематическое планирование в младше-средней группе по программе "Детство"

Данное планирование составлено для работы в разновозрастной группе (вторая младшая - средняя). Расписано по дням недели....

Примерное тематическое планирование работы в подготовительной группе компенсирующей направленности

Этот материал будет интересен воспитателям подготовительных групп компенсирующей направленности. Примерное тематическое планирование работы в подготовительной группе компенсирующей направленности ( По...

Примерное тематическое планирование работы в подготовительной группе компенсирующей направленности

Примерное тематическое планирование работы в подготовительной группе компенсирующей направленности( По примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детско...

Примерное перспективное планирование изодеятельности в младшей группе

Пример использования нетрадиционной техники рисования в работе с детьми...

Тематическое планирование изодеятельности в подготовительной группе

годовое планирование занятий подготовительной группы по изодеятельсти...