Педагогический проект
материал по рисованию по теме
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по теме:
«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными изобразительными техниками»
Цель: определение эффективных путей для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в рисовании.
Задачи: а) вызвать у детей интерес к нетрадиционным материалам и инструментам для создания необычных образов;
б) побуждать детей экспериментировать с художественными материалами и выявлять их выразительные возможности;
в) развивать художественное восприятие, творческое воображение;
г) учить детей отбирать нетрадиционные техники в соответствии с возрастом;
д) учить детей использовать нетрадиционные техники для создания образов (на основе «опредмечивания», «включения»)
Итог:
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Считаю, что именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребёнка. Поэтому, для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Рисование – это, можно сказать, своего рода экспериментирование с материалами и их свойствами, с художественными инструментами, образами, композициями, форматами и пр. Первые «каляки-маляки», «наскальная» живопись на обоях, рисование палочкой на песке или пальцем на стекле, смешивание красок и открытие новых цветов - вот лишь общеизвестные примеры детского изобразительного экспериментирования. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.
Проведение изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и приёмов рисования способствуют снятию детских страхов, обретению веры в свои силы и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Опыт моей работы показывает, что именно эти техники и приёмы в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Актуальность темы определена следующими проблемами:
1.Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
5.Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-
воспитательной деятельности в ДОУ.
На основе анализа литературы можно выделить некоторые условия развития воображения. Развитию воображения способствуют:
- ситуации незавершенности
- разрешение и даже поощрение множества вопросов
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок
- позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.
Психолог О.М. Дьяченко выделяет 2 способа, которыми дети преимущественно создают образы:
1.«опредмечивание», достраивание исходной формы деталями, преимущественно используют в 3-5 лет;
2.«включение», используют заданную форму как второстепенную деталь, включая как часть в собственный замысел. Такой способ может использоваться детьми 5-7 лет.
Воображение детей в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками будет развиваться если стимулировать использования способа «опредмечивания» (исходной формы полученной с использованием нетр. тех. ) как основы для возникновения образа, по ассоциации: формы, цвета и пр.
В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Желательно также познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, которые тоже могут стать средствами выразительности.
Вид проекта:
Долгосрочный (октябрь-апрель)
Тип проекта:
творческий
Методы исследования:
Наблюдения
Игровые методы
Беседы
Использование проблемных ситуаций (экспериментирование)
Анкетирование родителей
мониторинг
Гипотеза:
нетрадиционные техники могут стать эффективным средством развития воображения детей старшего дошкольного возраста, если:
• будет отобрано доступное содержание нетрадиционного рисования для детей позволяющее строить образы по ассоциации (формы, цвета, фактуры) используя способы /«опредмечивая» и «включения»/ дополняя непреднамеренно полученный след, деталями. Изменяя его расположение;
• организовать активное экспериментирование с материалами и инструментами, способствуя открытию детьми их выразительных возможностей;
• организовывать совместную художественную деятельность детей и родителей, способствуя углублению у детей интереса к рисованию, повышению значимости изобразительной деятельности, желание заниматься ее в детском саду и дома.
Объект исследования:
Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Рисунки детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
1.Повышение уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в рисовании.
2.Создание творческих заданий и упражнений для повышения уровня развития творческого воображения.
3.Приобщение родителей к использованию творческих заданий и упражнений для развития творческого воображения.
Участники проекта:
Дети
Родители
Воспитатели
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка. На начало года, мы совместно с психологом, провели исследование уровня развития познавательных процессов и эмоциональной сферы детей и их личностных качеств, которое показало, что развитие психических процессов, связанных с творческим воображением на недостаточном уровне:
Исходя из этого, работу с детьми я строила в два этапа:
На первом этапе я решала следующие задачи:
1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.
2. Овладение простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи были следующие:
1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности. 2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы. 3. Формировать относительную устойчивость замысла. 4. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения. 5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения. 6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов. 7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. 8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
9. Развивать пространственное мышление. 10. Побуждать детей к творческим поискам и решениям. 11. Развивать творческие способности. 12. Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цвета.
13. Способствовать формированию положительных черт характера, таких, как: аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.
14. Развивать воображение, полёт фантазии. Во время работы получать эстетическое удовольствие.
Для решения вышеуказанных задач я составила перспективный план, в который включила не только занятия по изобразительной деятельности, но и другие виды деятельности, для того чтобы закрепить полученные знания, умения, навыки.
В середине года я провела промежуточное обследование уровня развития познавательных процессов и эмоциональной сферы и получила следующие результаты:
Таким образом, результат обследования показал, что благодаря занятиям, проводимым мною, развитие психических процессов у детей и, в частности творческого мышления, улучшились.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по развитию творческого воображения у детей. Ведь все дети способны, поэтому детей следует учить, в первую очередь, исследовать, размышлять и манипулировать идеями. А для этого необходимо сделать обучение привлекательным, легким, доступным, интересным, раскрыть способности каждого, развить у детей желание учиться, помочь ощутить радость открытия Экспериментирование в изобразительной деятельности для детей не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Хочу, чтобы всем было интересно. Интерес – это ключ к знаниям и его надо постоянно поддерживать в детях. Для этого ищу новые формы, приёмы, методы, способы реализации своих творческих задумок. Думаю, что это поможет им при обучении в школе, и каждый ребёнок имеет возможность выразить их в определённом виде деятельности, кто-то в
рисовании, кто-то в сочинительстве, в театральной деятельности, конструировании и т. д.
Этапы работы:
1 Этап. Подготовительный
Цель: Проанализировать состояние вопросов развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными изобразительными техниками; подобрать диагностические материалы для выявления уровня развития воображения у детей; смоделировать систему работы по изобразительной деятельности с родителями и детьми.
Формы работы:
1.Обогащение предметно-развивающей среды.
2.Работа с родителями (беседы, анкетирование, консультации, практикум для родителей)
3.Выявление состояния проблемы в практике с детьми (диагностика)
4.Индивидуальная работа с детьми, подготовка к дальнейшей работе (по итогам диагностики, через систему игр, упражнений)
2Этап. Основной
Цель: апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, нетрадиционными изобразительными техниками; побуждать детей экспериментировать, поощрять и поддерживать творческие находки.
Формы работы:
1.Провести систему дидактических игр
2.Работа с детьми (беседы, наблюдения, упражнения, обследования, чтение художественной литературы, показ способов изображения)
3.Вхождение детей в проблему: «Рисовать можно и без кисточки, а чем?»
3Этап. Творческий
Цель: Развивать воображение и творческие возможности детей, вызвать у детей интерес к нетрадиционным материалам и инструментам для создания необычных образов; побуждать детей экспериментировать с художественными материалами и выявлять их выразительные возможности; развивать художественное восприятие, творческое воображение; учить детей отбирать нетрадиционные техники в соответствии с возрастом; учить детей использовать нетрадиционные техники для создания образов (на основе «опредмечивания», «включения»)
Формы работы:
1.Работа с детьми
2.Совместная художественная деятельность родителей и детей
3.Заключительный мониторинг
Краткое содержание по направлениям:
1.Выставки детских работ
2.Творческое занятие
3.Самостоятельная деятельность родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»
Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост количества образовательны...
Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...