Мини проект по Городецкой росписи
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме
Знакомство детей с азами городецкой росписи, а также приобщение детей к исксству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_proekt_po_gorodeckoy_rospisi.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомимся с Городецкой росписью
Я представляю практический материал по ознакомлению детей с Городецкой росписью.
1.История и особенности Городецкой росписи.
Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Городецкая роспись как таковая возникает примерно в середине ХIХ века, когда происходит переход от инкрустирования донец (широкая часть прялки, служившая сиденьем) к их росписи. Тогда же и возникла традиция подписывать на работах пословицы и поговорки (что характерно и для лубка) или указывать их авторство.
Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба, изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.
Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись".
2.Техника выполнения городецкой росписи
Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.
Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.
Порядок выполнения росписи:
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.
3.Мотивы городецкой росписи
Наиболее распространенными мотивами являются:
цветы — розы, купавки с симметричными листьями:
животные - конь, птица.
«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.
4. Композиция
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.
Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.
Итак,
4.1Цветочная роспись
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.
«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
4.2Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».
Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок, симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».
Примечание: Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
4.3Сюжетная роспись
Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то: роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т. п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.
5.Частушки о городе Городец и городецкой росписи
Ох, Россия, ты, Россия.
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет
.
Веселись наш детский сад,
Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице
Вам споем о Городце.
Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И листочки, и цветы –
Это все для красоты!
Листья, горлицы и кони,
Петухи, скворцы, цветы…
Городецкие узоры
Небывалой красоты.
Где ковши, кони-качалки
Очень радостных тонов –
Это все труды прекрасных
Городецких мастеров.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты
Красоте той нет конца –
Это все из Городца!
Городецкие кони,
Молодецкие кони.
ножку повернули.
Гордо шею изогнули,
Городецкие цветы
Чудо как хороши .
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
А я тоже молодец
Тоже еду в Городец.
А когда вернусь назад -
Разрисую детский сад!
Городец, да, Городец,
Кто оттуда - молодец!
Приглашаем в детский сад
Рисовать учить ребят.
Художественное слово о Городце.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
“Где же хлопцы удалые? ”
Во все стороны глядят.
Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.
И. В. Кадухина
«Веселый Городец»
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо - птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Городецкие цветы
Чудо, как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы в высь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Ох, Россия, ты, Россия,
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.
6. Конспект занятия по рисованию в старшей группе
Программные задачи: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.
Материал.
Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.
Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.
Ход занятия.
Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.
Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.
Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).
– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.
Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.
– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.
Физкультурная минутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.
– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.
– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.
Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.
Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.
7. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи
Программные задачи: продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей в группу:
К нам сюда скорее просим.
Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте,
Всех вас ярмарка зовёт!
Ярмарка! Ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку придёт.
Что захочет – всё найдёт!
- Эй, добры молодцы и красны девицы! Купите у коробейника дымковскую ложку. Ну, не хотите ложку, так хоть купите городецкую матрёшку.
Дети: Нет! Мы пришли за городецкой посудой.
Воспитатель-коробейник: Ну, посуды у меня много. Выбирайте! (Предлагает детям посуду любой росписи, только не городецкой. Дети не берут)
Воспитатель-коробейник: Объясните тогда, что же это за посуда и чем она отличается от всей остальной, что у меня.
Дети объясняют признаки городецкой росписи, называют её элементы.
Воспитатель-коробейник: Много у меня посуды, а вот такой диковинной нет. Не поможете ли вы мне её добыть?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем коробейнику и распишем посуду городецкой росписью. Выбирайте, что захотите. (Дети выбирают заранее приготовленные заготовки, садятся и рисуют. Звучит песня «Ярмарка»
Воспитатель-коробейник: Ах, какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».
А ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.
Дети расхваливают свои работы и «продают» их.
8.Рисование. «Кружка, украшенная цветочной гирляндой»
Программные задачи: Учить детей рисовать цветочную гирлянду с уменьшением величины элементов от центра к краям; ввести новый элемент в узор – цветок с узкими лепестками на круглом пятне; закреплять представления о цветосочетании городецкого узора; формировать у детей умение анализировать свою работу.
Материал.
У воспитателя изображение деревянной кружки, украшенной симметричной цветочной гирляндой; лист бумаги с нарисованным голубым или розовым кругом для показа приёмов изображения цветка (образец имеется в предыдущем занятии, пункт 7). У детей силуэты деревянной кружки охристого цвета, краски гуашь, мягкие кисти, четыре разноцветные фишки.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает: «Городецкие мастера умеют делать большие деревянные кружки и украшают их цветочной гирляндой, вот такой». Показывает образец детям и предлагает: «Давайте сравним гирлянду, которую рисовали на прошлом занятии, и гирлянду, которая нарисована на кружке. Скажите, чем они отличаются». (Та гирлянда состояла из бутонов и листьев, а эта из цветка, бутонов и листьев. На той гирлянде все цветочные элементы одинаковой величины, а на этой цветок крупнее, чем бутоны, и вся гирлянда уменьшается к краям.)
Педагог раздвинутыми пальцами обеих рук проводит от цен тра гирлянды к ее краям, постепенно соединяя их, и то же пред лагает сделать детям на их кружках — там, где будут нарисо ваны гирлянды. Спрашивает: «А чем похожи гирлянды?» (Сим метричным расположением элементов и их цветосочетанием.)
Указав на цветок в середине гирлянды, воспитатель спра шивает, какой формы его лепестки (узкие с острыми кончика ми). Обращает внимание детей на равномерное расположение лепестков и показывает, в каком порядке следует их рисовать. Сначала рисуют два лепестка вверху и внизу напротив друг дру га, потом еще два слева и справа, а затем — лепестки между ними. Получается цветок с восемью лепестками.
Можно вызвать ребенка и предложить ему нарисовать под хоровое проговаривание «вверху - внизу», «слева - справа» четы ре лепестка приемом примакивания.
Перед тем как дети начнут работу, надо спросить, в какой последовательности они будут изображать гирлянду на кружке (цветок в середине, бутоны слева и справа, листья между ними).
В процессе рисования, если требуется, педагог напоминает, что сначала следует нарисовать круги для цветка и бутонов, а пока они будут подсыхать, нарисовать листья. Детали цветоч ных форм рисуют на высохших кругах.
Тем, кто быстрее других справится с заданием, можно предложить украсить ручку кружки бутоном или цветком с листиком.
В конце занятия воспитатель рассказывает, что в Городце молодые учатся у опытных мастеров. И каждую свою готовую работу они внимательно рассматривают и выясняют, что у них уже получается хорошо, а чему еще следует поучиться.
«Сегодня вы, как молодые мастера, сами оцените свою рабо ту (раздает каждому ребенку по четыре фишки: красную, си нюю, зеленую и розовую). Красную фишку положите под круж кой те, у кого гирлянда получилась симметричной, т.е. ее ле вая и правая стороны одинаковы. Синюю фишку положат рядом те, у кого гирлянда уменьшается к краям. Зеленую фиш ку положат те, у кого гирлянда плотная, все ее элементы рас положены близко друг к другу. А розовую фишку положат те, у кого в цветке и бутонах сочетаются близкие цвета.
У нескольких детей воспитатель спрашивает: сколько фи шек у них лежат под кружкой? Какие ошибки у них в узоре? Одобряет тех, кто умеет замечать свои ошибки. Эти дети на сле дующем занятии постараются не допускать их.
Затем вместе с детьми педагог отбирает для альбома три-че тыре кружки с узорами и в свободное время наклеивает их на страницы.
9.Итог:
Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа "Детство "рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Но для того, чтобы знакомить детей с разными видами русского прикладного искусства, воспитатель должен иметь представления об истории возникновения, особенностях росписи, иметь подборку практического материала – стихи, игры, альбомы с образцами изделий.
10.Список использованной литературы:
1.http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=22220
2.http://festival.1september.ru/articles/
3.info@metodkabinet.eu 410122/
4.http: //www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm
5.Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М., 1986.
6.Уткин П. И., Королева Н. С. "Народные художественные промыслы"
7.Г.С.Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, 2001 г.
Содержание:
1.История и особенности Городецкой росписи.
2.Техника выполнения городецкой росписи.
3.Мотивы городецкой росписи.
4. Композиция.
5.Частушки о городе Городец и городецкой росписи.
6. Конспект занятия по рисованию в старшей группе.
7. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
8.Рисование. «Кружка, украшенная цветочной гирляндой»
9.Итог.
10.Список использованной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование элементов Городецкой росписи и выполнение росписи "Досточка".
Продолжаем знакомить детей с народными промыслами. На творческом объединении "Веселая ярмарка" в октябре я знакомила детей с Городецкими мастерами, историей промысла. Мы выполняли элементы Г...
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Рисование городецкого коня
Программное содержание: продолжить знакомство с городецкой росписью; закреплять знания детей о её характерных особенностях: колорите, элементах, композиции; учить создавать более сложные узоры по...
Знакомство с городецкой росписью. Роспись доски элементами городецкой росписи «Розан» и «Бутон»»
Знакомство с народным промыслом....
Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Тайны городецкой росписи». Старшая группа
Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок...
Волкова Н.А. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Тайны городецкой росписи».
Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи знакомить детей с характерными элементами, изобра...
Проект «Красоту России донесем до всех сердец! (городецкие мастера)» Конспект занятия по рисованию с детьми старшей группы. Тема «Закладка для книги» («Городецкий цветок») по мотивам городецкой росписи
Занятие включает интеграцию доброжелательных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, технологии проектной деятельности,STEAM--образовате...
Методическая разработка Педагогический проект "Искусство городецкой росписи"
Цель: формирование у детей старшего возраста интереса к народным промыслам России на примере городецкой росписи....