Знакомство с городецкой росписью. Роспись доски элементами городецкой росписи «Розан» и «Бутон»»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Знакомство с народным промыслом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_gorodetskoy_rospisyu.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство с Городецкой росписью. Роспись доски элементами городецкой росписи «Розан» и «Бутон»»
для детей старшей группы «Капелька»
Воспитатель ГБДОУ детский сад №1 Невского района: Григорьева Александра Михайловна.
Цель:
1.Знакомство с народным промыслом Городца. 2. Создание образа городецкого узора на разделочной доске.
Программные задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с городецкой росписью,
Развивающие: способствовать развитию умения составлять узор по мотивам росписи, используя элемент «купавка», развивать чувство цвета, закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета, развивать восприятие, умение выделять
разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина,
расположение в пространстве); формировать умение различать цвета по оттенкам и насыщенности, правильно называть их.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному промыслу.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций изделий расписанных городецкой росписью;
- продолжаем знакомить с декоративно прикладным искусством – городецкая роспись;
- прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности;
- чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушанье народной музыки;
- беседа о русском быте и традициях.
Интегрируемые образовательные области: познание, музыка,
чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации изделий с городецкой росписью, аудиозапись русской народной мелодии, схемы последовательности городецкой росписи.
Раздаточный материал по количеству детей: краски гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки, банки с водой, альбомные листы в форме разделочной доски, предварительно затонированные, с эскизом узора.
Методические приёмы:
Художественное слово, физ.минутка «Цветок»,
пальчиковая игра «Котята», сюрпризный момент.
Активизация словаря: прялка, донце, гребень, «купавка», «бутон».
Ход:
Воспитатель:
- Нынче я была на ярмарке и принесла вам в подарок поделки, выполненные замечательными мастерами. А мастера эти родом из города Городец. Присаживайтесь на коврик, а я вам историю расскажу:
1.На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки. Крестьяне, украшали удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани и даже детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, зеленые веточки все это с нанесением оживки.
Есть поверье, что в ночь на праздник Ивана Купала расцветают особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы Городецкого художественного промысла – настоящее произведение искусства.
2. А началось все с прялок. Прялка была самым важным подарком на свадьбе, ведь у каждой хозяюшки в доме должна была быть пряжа.
(Рассматривание прялки, ее составляющих…)
3. Все поделки делаются из дерева, поэтому изделия не нуждаются в термообработке.
4. Основные цвета городецких росписей: ярко-желтый, синий, зеленый, розовый и голубой.
5. Наиболее распространенными мотивами являются:
1. розан: центр ровно в середине, вокруг лепестки;
2.купавка: центр сдвинут вверх, а вокруг лепестки;
3. ромашка: от центра к краю нарисованы тонкие лепестки;
4.бутон: центр сдвинут вверх, лепестков нет, ведь бутон – это нераспустившийся цветок; обязательно рисовали зелёные листья и кустики. Присутствовали в росписи так же животные - конь, птица; сюжетные композиции - всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки, украшали и дома.
6. Заключительный этап росписи – нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.
7. Затем готовые изделия покрывают лаком.
- Вот послушайте какие стихи сложили про городецкую роспись:
Городецкая роспись — как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Давайте с вами рассмотрим работы городецких мастеров.
( Рассматривание иллюстраций, элементов росписи, используемых в данных видах работ…)
-А теперь пора подарками и вас одарить, но что это? Пустые досочки…не успели мастера городецкую роспись закончить. Но мы можем все исправить, закончим роспись. Украшать доску мы будем узором «бутон» и «розан». Но прежде чем приступить к работе, нам нужно немного отдохнуть (проводится физ. минутка, после которой дети садятся к столам на свои места.)
«ЦВЕТОК»
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку (Дети шагают на месте,
Да притопни ножкой. высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)
- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной). А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).
Воспитатель объясняет последовательность работы, напоминает о правильной посадке за столом.
-Еще раз посмотрим на красивые городецкие узоры, а теперь попробуйте сами создать этот неповторимый образ на доске.
Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Котята».
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.
У кошечки нашей десять котят, покачиваем руками, не разъединяя их Сейчас все котята постукиваем соответствующим по парам стоят: пальцами друг о друга(от большого Два толстых, два ловких, к мизинцу).
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Дети работают. Воспитатель смотрит, помогает, если надо, напоминает о правильной осанке. Фоном играет спокойная музыка. Готовые работы выкладываются на столе.
-Давайте посмотрим, получились ли у нас городецкие доски? Какая доска получилась самой нарядной? Почему? Как вы думаете, справились ли вы с заданием?
- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
- Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
-На каких изделиях выполняется роспись?
Воспитатель читает:
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
-Вы замечательно все потрудились, у вас получились чудесные доски, ну а те детки, у кого что –то не получилось сегодня, пусть не расстраиваются, мы продолжим наше знакомство с городецкой росписью, в следующий раз у вас обязательно все получится. Я думаю городецкие мастера, увидев ваши работы, вас бы обязательно похвалили бы.
«ЦВЕТОК»
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку (Дети шагают на месте,
Да притопни ножкой. высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)
Пальчиковая гимнастика «Котята».
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.
У кошечки нашей десять котят, покачиваем руками, не разъединяя их Сейчас все котята постукиваем соответствующим по парам стоят: пальцами друг о друга(от большого Два толстых, два ловких, к мизинцу).
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
ГБДОУ детский сад №1 комбинированного вида Невского района
г. Санкт – Петербурга.
Конспект интегрированного занятия на тему:
«Знакомство с городецкой росписью»
для детей старшей группы.
Составила и провела
Григорьева А.М.
Санкт – Петербург
2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Обучение дошкольников элементам городецкой росписи"
В пасмурные весенние дни очень хочется ярких, веселых красок. Яркая, лаконичная городецкая роспись познакомит детей с особенностями народного творчества....
Рисование элементов Городецкой росписи и выполнение росписи "Досточка".
Продолжаем знакомить детей с народными промыслами. На творческом объединении "Веселая ярмарка" в октябре я знакомила детей с Городецкими мастерами, историей промысла. Мы выполняли элементы Г...
Этапы и способы выполнения элементов Городецкой росписи
ННОД по художественно-эстетическому развитию...
Конспект занятия на тему: «Элемент городецкой росписи розан» средняя группа
Конспект занятия на тему: «Элемент городецкой росписи розан» средняя группа...
Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Розан». Старшая группа
Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству. Продолжать знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей...
Волкова Н.А. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Розан».
Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи знакомить детей с характерными элементами, изобра...
Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство с элементами Городецкой росписи. Рисование купавки, розана и листочка"
Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство с элементами Городецкой росписи. Рисование купавки, розана и л...