Доклад на МО " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
методическая разработка по рисованию по теме
Доклад об ознакомлении детей с русским народным декоративно - прикладным искусством. Поэтапное знакомство с каждой росписью и ее основными элементами и характерными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury..doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
к Методическому объединению учителей начальной школы и воспитателей детского сада
на тему
« Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
« Знакомство детей с русскими
народными промыслами»
Воспитатель : М.В. Котова.
2011 год.
Активная творческая деятельность детей способствует развитию интереса к народному декоративно – прикладному искусству.
Начиная со второй младшей группы дети начинают знакомиться с дымковской игрушкой, дымковской росписью , её колоритом. Это способствует развитию эстетического вкуса ребёнка, помогает закреплению знания и различия цветов.
Маленькие дети только начинают освоение дымковской росписи с нескольких элементов – «сеточка», « круг»,
« баранка». В дальнейшем уже в следующих группах; средней, старшей и подготовительной, дети знакомятся с более сложными элементами этой росписи « змейка», «овал» и т.д. Они учатся самостоятельно создавать узор, обдумывая участие каждого элемента в узоре и используя различные приемы рисования. В подготовительной группе предлагается детям составить рассказ или сказку о сделанной своими руками дымковской игрушке. Это способствует не только закреплению, уточнению и углублению полученных ранее знаний детей, но и развивает воображение.
Каждая роспись по – своему неповторима! Каждая отличается своим колоритом, разнообразием, элементами. Начиная со старшей группы дети знакомятся с несколькими новыми росписями – городецкая, хохломская, гжельская, жостовская и другими видами народно – прикладного искусства.
Прежде чем начать знакомить детей с техникой новой росписи, её цветосочетанием, колоритом, воспитатель сначала рассказывает детям историю возникновения росписи, её истоках, о тех мастерах – искусниках, которые издревле придумали эту роспись. Каждая роспись используется по своему предназначению, как задумал её мастер. Дымковская – значит глиняные игрушки на потеху детям и взрослым; городецкая – это изделия из дерева, дома – терема; если это хохлома – нарядная посуда, расписанная золоченой краской, потому она и зовется «Золотая Хохлома»; гжель – это бело – голубое фарфоровое чудо. С жостовской росписью дети знакомятся только в подготовительной группе, рассматривают подносы с жостовскими цветами, оценивают насыщенность и сочетание цветов, своеобразие колорита и использование техники
« оживка». И только после рассматривания, детям предлагается нарисовать «жостовский цветок». Это очень трудоемкая работа, так как ребенок должен не только видеть но и использовать в своей работе разные оттенки цвета, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка, правильно применять в работе технику «мазка»
С городецкой росписью дети знакомятся со старшей группы. Воспитатель знакомит детей с основными элементами росписи: розан, бутон, яблочко, ромашка, травка. Для получения голубого или розового цвета дети учатся смешивать краски, используя в своей работе палитру. Так же дети учатся очередности рисования цветов, контурному рисованию и использованию белого и черного цвета для «оживки» своего узора. В процессе знакомства с разными росписями дети запоминают отличительные особенности каждой росписи, их своеобразный колорит и цветосочитание.
Знакомство детей с хохломской росписью начинается в старшей и продолжается в подготовительной группе. Сначала с детьми проводится беседа о Хохломе, рассматривается альбом «Золотая Хохлома», изделия мастеров ( посуда расписанная хохломской росписью). Дети учатся находить отличие хохломской росписи от других, уже им знакомых. Рисование хохломы надо начинать с основного элемента – «кудрины» (завиток), и только потом знакомить с другими элементами: ягодка, земляничка, смородинка, рябинка, травка. Во время рисования элемента «ягодка» детей знакомят с новой техникой рисования специальной палочкой – «ляпушкой». В подготовительной группе дети учатся расписывать посуду ( из папье – маше). С детьми закрепляются разные приемы и типы рисования «верховое» и «фоновое», а так же понятие о характерных особенностях рисования придающих теплоту и мягкость «искусственному золоту», и усиливающих его сияние.
Давая детям представление о гжельской росписи, нужно обязательно рассказать предысторию возникновения данной росписи, которой расписывают нежный гжельский фарфор. Рассказать о мастерах , которые до сих пор творят это «гжельское чудо», несравнимое по красоте и колориту ни с чем в мире. Дети знакомятся с основными элементами росписи – гжельская роза, птица, травка и т.д. При расписывании посуды ( сначала на плоскостных заготовках, в дальнейшем на заготовках из папье – маше) в первую очередь надо дать детям представления о кайме, ее разнообразных формах. Дети учатся самостоятельно составлять узор, используя знакомые элементы, закрепляют свои знания о цвете и его оттенках.
Рисование каждой росписи и знакомство и ними обогащает знания детей о русской культуре и ее ценностях, своеобразии и колорите народного прикладного искусства. Дети учатся использовать в своих работах разные приемы рисования, проявляют творчество при самостоятельном составлении узора, эстетическом оформлении своей работы.
Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »
Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности"....
Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"
Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Доклад "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Доклад для педагогического совета...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...