Занятие по изобразительной деятельности "По следам зайчонка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

 

                            Занятие по изобразительной деятельности

           (с использованием нетрадиционных техник рисования  в старшей группе).

                                                 По следам зайчонка.

Задачи:

-Учить детей создавать по представлению коллективную композицию природы зимой, дополняя её деталями, придающими работе особую выразительность.

-Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

-Обогащать приёмы оформления вырезанной фигуры дополнительными материалами (зайчика-нарезанной нитью, деревья и кустарники – пластилином, сугробы – рваной бумагой).

- Совершенствовать технику «набрызг»: вырезать шаблоны деревьев и кустарников самостоятельно по нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое, дополняя техникой «пластилинография».

 -Вызвать желание рассматривать картины художников-пейзажистов.

-Закреплять навыки рисования гуашью.

-Развивать творческое воображение у детей дошкольного возраста: учить логически мыслить, находить выход из трудных ситуаций, побуждать к фантазированию, воспитывать эстетические чувства, дружеские взаимоотношения при планировании и распределении работы между участниками творческого проекта, обогащать речь.

Материалы и оборудование:

Расписной сундучок, клубок белых ниток (для вязания), декорации леса, отпечатки следов животных (кабана, лисы, волка, зайца, птицы), репродукции разных жанров живописи (натюрморты, пейзажи, портреты), два ватмана формата А-2,  ножницы по количеству детей, зубные щётки, пластилин, нарезанная белая нить (для вязания), шаблоны зайчиков, распылитель жидкости, фен, влажные салфетки, белая гуашь, клеевые кисти по количеству детей, кисти для рисования, белая бумага формата А-4, фартуки для изо деятельности.

Ход занятия.

Дети входят в зал, звучит музыка.

Воспитатель: Прозвучала сказочная мелодия и это значит, что волшебный сундучок зовёт нас к себе в гости. Как вы думаете, что он для нас приготовил?

Дети: Наверное, расскажет сказку или приготовил сюрприз.

Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения. (Воспитатель открывает сундучок, в нём клубочек).

Воспитатель: Это клубочек – путеводитель. А это значит, что нам предстоит путешествие. Прежде, чем отправиться в увлекательные приключения за клубочком, нам необходимо одеться для зимней прогулки.

Надеваем свитер, комбинезон, обуваемся, надеваем шапку, куртку, повязываем шарф, надеваем варежки. (Дети имитируют движения, согласно тексту).

Воспитатель бросает клубочек (недалеко от себя, так, чтобы он остановился около декораций леса).

Воспитатель: Привёл нас клубочек в лес. А здесь оставили следы лесные жители. Попробуем прочитать эти следы.

-Как вы думаете, чьи это следы?

-А эти следы кому принадлежат?

-А эти следы, кто из зверей оставил?

-А почему мы не увидели следы медведя?

-Как вы думаете, какой путь самый безопасный для нас? Проверим свои догадки при помощи нашего клубка-путеводителя. (Воспитатель бросает клубок по заячьим следам).

Воспитатель: Да, вы угадали. Действительно, наше путешествие продолжается по заячьей дорожке следов.

(Следы ведут к ёлочке, петляют вокруг неё и замыкаются в круг).

Воспитатель: Вот так заяц-хитрец!!! Куда же он спрятался?

(Дети делают предположения. Зайчика обнаруживают под ёлочкой в сугробе. Воспитатель достаёт трафарет зайца, показывает детям. Затем заглядывает под сугроб ещё раз).

Воспитатель: Да он здесь не один! С ним друзья – зайчата. Я, кажется, догадалась, почему они здесь прячутся. Эти зайчата родились ранней осенью, когда наступает пора листопада. А вы, дети, знаете, как называют таких зайчиков?

 (Ответы детей).

Воспитатель: Вы правы, это – листопаднички. Они появились на свет недавно и не знают, что такое зима. Поэтому и боятся всего, сидят и дрожат под ёлочкой. Помогите им советом. Подскажите зайчатам-листопадничкам, как им нужно готовиться к зиме?

Дети: Менять серую шубку на зимнюю белую.

Воспитатель: Тогда и не заметят вас, зайчата, в белой шубке ваши враги. А какие враги у зайцев, расскажите листопадничкам, дети.

Дети: Волк, лиса, куница, охотники, ястреб, филин.

Воспитатель: В народе  про зайца так говорят: «Бел, потому и цел».

-Дети, давайте поможем листопадничкам приобрести белоснежную шубку?! А поможет нам в этом наш клубок-путеводитель. Возьмём мы белую ниточку у клубочка и порежем её на мелкую крошку. (Показ действия воспитателем). Возьмите себе зайчонка-листопадничка, которому будите помогать и приступайте к работе.

(Детям раздаётся белая нить, которую они режут в крошку).

(Раздаётся сказочная мелодия).

Воспитатель: Это наш волшебный сундучок хочет нам помочь. (Открывает сундучок-там нарезанная из нити крошка). Дети, сундучок снова решил вам помочь. Он знает, какая у вас сейчас трудная работа, и решил преподнести вам в помощь уже нарезанную в крошку нить.

(Дети берут трафарет зайца, наносят на него клей ПВА, сверху насыпают нарезанные в крошку белые нитки, прижимают получившуюся шубку к трафарету).

Воспитатель: Вот и помогли мы листопадничкам. Как вы думаете, в такой белоснежной шубке зайчатам будет легче жить в лесу?

(Ответы детей).

Воспитатель: В этом году случилось так, что снега нет и нет. Плохо придётся нашим зайчатам. Среди голых тёмных веток на чёрной земле, не присыпанной снежком, зайчата в белой шубке очень заметны.

Предлагаю помочь нашим лесным друзьям и нарисовать заснеженный зимний лес. Вы согласны со мной? Для начала мы сделаем деревья и кустарники, за которые в лесу смогут спрятаться зайчата.

Для этого нам нужно открыть мастерскую по изготовлению картин зимнего леса необычным способом. Я буду в этой мастерской мастером, а вы – подмастерьями. Знаете, кто такие подмастерья? Это ученики и помощники мастера. Приступим?

Для начала, поговорим о технике выполнения работы.

зайчат у нас много, поэтому и деревьев нужно сделать много. Каждый из вас вырежет дерево или кустик для своего зайчонка.

(Детям раздаётся бумага, сложенная вдвое с нарисованным контуром деревьев или кустарников, которые нужно вырезать. После этого, дети вырезанные шаблоны размещают в произвольном порядке на чистом листе ватмана, создавая общую композицию. Показать приём «рваная бумага» для изготовления сугробов и расположить её внизу композиции и/или около деревьев).

Воспитатель: А сейчас я покажу вам, как можно сделать быстро фон для нашего пейзажа. (Воспитатель показывает быструю тонировку при помощи разбрызгивателя для жидкости, заправленного определённым цветом/ в данном случае - голубым).

Воспитатель: Следующее, что нам надо сделать – убрать наши вырезанные деревья и кустарники. (Дети убирают шаблоны с общей композиции). А чтобы  листопаднички побыстрее смогли спрятаться в нашем лесу, я покажу вам, как можно быстро подсушить нарисованную картину. (Воспитатель сушит картину при помощи фена).

Воспитатель: Какой сказочный зимний лес у нас получился! Я хотела бы у вас спросить, а как такая картина про природу называется у настоящих художников? (Ответы детей). Да, действительно, это пейзаж. А мы с вами и не заметили, как превратились во время изготовления работы в художников-пейзажистов. Вот это чудеса!

А кто из вас расскажет стихотворение о пейзаже? (Желающий ребёнок рассказывает стихотворение М. Яснова «О картинах»).

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

 Или поле и шалаш

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Воспитатель: Как приятно, что в нашей мастерской работают настоящие знатоки живописи!

-А сейчас для вас задание. На столе лежат репродукции картин разных жанров, вам нужно выбрать только пейзажи и сделать выставку пейзажной живописи. Справитесь? Приступайте.

(Дети выполняют задание «Найди пейзаж»).

Воспитатель: Спасибо. Великолепная пейзажная  выставка у вас получилась!

Воспитатель: И нам пора закончить свой зимний лес для зайчат. Деревьям на нашем пейзаже необходимо нарисовать ствол и ветви. А сделаем мы это при помощи пластилина. Подмастерья, за работу. (Дети берут пластилин и на общей композиции техникой «пластилинография» изготовляют ствол у дерева и кустов).

Воспитатель: давайте устроим для зайчишек снегопад?! Ведь, чем больше снега, тем лучше для них – есть, где спрятаться. Да и мы с вами снег любим! Закройте глаза и представьте, что крупные хлопья снега кружатся и падают на землю. Откройте глаза. Поиграем со снегом?

 

Физкультминутка.

Если только захотим

Всё из снега смастерим.

Слепит Саша колобок,

Слепит Федя теремок,

Слепит Аня разных рыб,

Слепит Даня белый гриб.

Мы порадовались снегу. Устроим снегопад и для зайчишек. А сделаем мы его при помощи зубной щётки. Для этого нам необходимо надеть специальную одежду.

(Дети надевают фартуки для изобразительной  деятельности, затем подходят к коллективным  композициям и техникой «набрызг» рисуют снег).

Воспитатель: Вот и помогли мы нашим друзьям, листопадничкам. Не страшна им теперь никакая беда. А нам пора возвращаться назад, в детский сад. В путь!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое физкультурное занятие в младшей группе "Поможем зайчонку"

Игровое физкультурное занятие в младшей группе в рамках проекта "Дикие животные"...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Совместное занятия детей и родителей "Поможем зайчонку"

Конспект занятия для педагогов, для проведения в младшем дошкольном возрасте совместно с родителями. Занятие нацелено на устновление коммуникативных навыков общения ребенка со взрослым.Подойдет как дл...

Конспект занятия на тему " День рождения зайчонка"

Конспект разработан в соответствии с ФГОС....

Занятие по развитию речи " Наш зайчонок заболел" (2 мл группа)

Занятие по развитию речи "Наш зайчонок заболел " во 2 мл группе...