Проект по самообразованию «Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)

Иванова Александра Сергеевна

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, поселку.

Воспитывая любовь ребенка к тому, что его окружает, к самому близкому и дорогому – мы воспитываем патриотизм.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu_moya_rodina.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Кизнерский детский сад № 4»

Проект по самообразованию

«Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Иванова А.С.

Кизнер, 2023

Вид проекта: Долгосрочный, групповой, исследовательски-творческий.

Участники проекта: Педагоги, дети подготовительной группы «Радуга», родители.

Актуальность

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, поселку.

Воспитывая любовь ребенка к тому, что его окружает, к самому близкому и дорогому – мы воспитываем патриотизм.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Цель: создание комплекса организованных мероприятий по воспитанию  у старших дошкольников любви к малой Родине, через ознакомление с историей, природными богатствами, литературным творчеством народа,  его традициями, любви и уважения к близким людям.

           

           Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном поселке, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

     *        Дать знания о малой родине: история, символика, достопримечательности, экологическая ситуация.

     *        Воспитывать любовь к малой родине, умение видеть прекрасное, гордиться им.

     *        Формировать экологическую культуру.

     *  Создать условия для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с родным поселком.

     *   Организовать совместную деятельность с родителями.

      *Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.        

     *Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.

     *Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Гипотеза: 

Воспитание  патриотизма у детей будет более успешным если:

Обеспечить организацию работы по воспитанию уважительного отношения к людям различных национальностей, проживающих на территории поселка Кизнер.

Привлечь родителей к процессу воспитательно - образовательной работы.

Регулярно обращать внимание детей на отношение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Реализация проекта.

Содержание деятельности.

Цели и задачи.

Сроки выполнения.

Подготовительный этап

Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала;

октябрь 2023г.

Создание предметно-развивающей среды

Оформить уголок с символами РФ, Удмуртской Республики, Кизнерского района, семейных альбомов, фотографий с достопримечательностями родного поселка, фотографии крупных городов (Ижевск, Воткинск, Сарапул, Глазов).

в течение года

Основной этап

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Моя Родина-поселок Кизнер»

Создание видео и фото родного села.

«Растения и  животные Удмуртской Республики (национальный парк)»

«Крупные города»

«Народные приметы», «Легенды», «Мифы».

Познакомить дошкольников с историей возникновения поселка Кизнер.

Формировать знания истории, географии своего края в котором живет ребёнок. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, гражданскую принадлежность, гордость за её достижения.

Обогатить представления детей о диких животных Удмуртской Республики, познакомить с их повадками и условиями жизни, об охране природы, помощи человека диким животным. Дать представление о богатстве растительного мира и минеральных источников  Удмуртии.

В работе использовать фотографии Национального парка «Нечкинский» (видеоролик).

Рассмотреть фотоиллюстрации  городов Удмуртской Республики: Ижевск, Воткинск, Сарапул, Глазов и учить рассказывать о них. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разных национальностей, живущих на Урале.

Познакомить детей с народными приметами, дать объяснение.

Познакомить с легендами: «Легенда о девушке Италмас», «Батыры», «О сотворении мира» и др.

 

октябрь 2023 г.

ноябрь 2023 г.

декабрь 2023 г.

в течение года

Образовательная область «Ознакомление с художественной литературой»

- Чтение Удмуртских народных сказок .

- Чтение стихов удмуртских поэтов Кузебая Герда, Германа Алексеевича Ходырева, Анатолия Кузьмича Леонтьева, Флора Васильева.

Познакомить детей с Удмуртскими писателями и поэтами, и их литературными произведениями. На литературных примерах  продолжать знакомить детей с историей народа: бытом, обычаями, гостеприимством.

В течение года

Образовательная область «Развитие речи»

1.        Составление рассказов на тему:  «Где я живу», «Моя улица»,

2.        «Профессии моих родителей»,  «Где я побывал в выходные дни».

3.         Разучивание стихов о Родине.

4.        Сочинение загадок о нашем селе.

5.         Сотворчество с родителями «Сочини частушку о поселке»

Знакомить детей с творчеством удмуртского народа: пословицами, поговорками, прибаутками; активизировать и обогащать словарь.

         Развивать творческую активность.

В течение года

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Рисование на тему: «На берегу реки Вятки»

Рисование на тему: «Я и моя семья», «Моя улица».

 Оформление выставки семейного рисунка «Я и моя семья».

     Лепка «Животные и птицы».

 Создание коллажа «Достопримечательности поселка».

 Создание альбома «Чудеса Удмуртии».

       

Оформление фотовыставки «Зимние каникулы».

 «Мамин день», «Папа может всё!», «Моя любимая бабушка»,

Разучивание песен про маму, папу, про бабушку, про детский сад.

Учить детей рисовать природу родного края.

Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность, передавать в рисунке особенности своего поселка.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Развивать творческую фантазию

Повышать  интерес дошкольников  к  своему  поселку.

Развивать любознательность.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится и любит.

Январь 2024 г.

Февраль - март 2024 г.

В течение года

Январь 2024 г.

Февраль-март 2024 г.

Образовательная область «Физическое развитие»

Составление правил поведения на улице, дома, в детском саду, в общественных местах.

 Физкультурный досуг «Нынче Родины сыны прославляются!»

Познакомить детей с подвижными играми удмуртского народа. Развивать ловкость и координацию движений,  устойчивое равновесие, быстроту реакции.

Закрепить правила поведения  дома и в общественных местах.

Формировать  уважение и гордость к Российской армии.

В течение года

23 февраля

Организация работы с родителями

Анкетирование родителей: «Нужно ли патриотическое воспитание вашему ребенку?».

Предложить составить генеалогическое дерево своей семьи, рассказать детям о своем роде.

Привлечь к  сотворчеству родителей:

- в оформлении творческих работ, в изготовлении поделок, в составлении рассказов, сочинительству частушек, к помощи в изготовлении костюмов к  праздникам, проводимых в детском саду.

-к проведению совместных досугов,

- к участию в целевых прогулках и экскурсиях, акциях.

В течение года

Заключительный этап

Проведение тематического занятия на тему: «Моя малая Родина»

Обобщить знания детей о своей малой Родине.

Май 2024 г.

Ожидается, что разработанный и проведенный комплекс мероприятий проекта будет способствовать: 

- повышению  интереса  дошкольников  к  своему  поселку, своей  стране;

- овладению детьми  информацией по истории, культуре и быту народа в соответствии со своим возрастом;

- формированию  представлений  о  родной  стране, желание быть  патриотом  своей  Родины, чувствовать  себя  ответственным за  все то, что  в ней происходит.

- воспитанию  нравственных  качеств  личности: доброты,  уважения  к  старшим,  любви  к  Отчизне  и др.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина» по нравственно-патриотическому воспитанию.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

Закрепить представление детей о Родине малой и большой, знания детей о символике района, области, государства.

Развивать память, сообразительность, находчивость.

Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

Оборудование:

- слайдовая презентация «Традиционные национальные праздники в детском саду»,

-картинки и репродукции с изображением символики района, области, герба и флага России, картинки людей в национальных костюмах, живущих на территории Удмуртии

-запись русской народной песни «По малину в сад пойдём», «С чего начинается Родина».

Предварительная работа:

Разучивания пословиц и поговорок о Родине. Работа с иллюстративным материалом. Познавательное занятие «Государственная символика». Рисунки  детей на тему “Мой поселок”. Проведение традиционных национальных праздников. Консультации для родителей  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На  занятиях мы с вами раскрываем тайны и секреты  слов. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Послушайте внимательно . Итак, слово «родная», «родимая».

Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: « Мама, папа, дом, детский сад, поселок, город, край».

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении:

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая берёзка, кустик каждый,

Задремавшие в лесу поля,

Все напомнит мне о самом важном

Только здесь родимая земля!

Воспитатель: «Родимая, родная сторона» — как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) — «Родная сторона» — это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное. А сейчас посмотрите на глобус, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край – Удмуртия, это наша малая Родина.

А сейчас мы с вами поиграем. Я буду иностранным корреспондентом, а вы жители Поселка Кизнер. Вы должны достойно встретить гостя и рассказать о своей малой Родине. (Воспитатель переодевается в иностранного корреспондента). Звучит песня «С чего начинается родина».

- Здравствуйте, дети! Я приехала из другой страны и собираю интервью у жителей вашего поселка. Помогите мне это сделать.

- Расскажите, какие учреждения есть в вашем поселке. Ответы детей: «Школа, магазины, поликлиника,  администрация, детский сад, РДК, Воинская часть».

- Поселок у вас большой, много улиц. А знаете ли вы названия этих улиц? Ответы детей, на какой улице они проживают.

-Люди начинают строить города и села на берегах рек или больших озер. Есть ли у вас природные достопримечательности? Ответы детей: «Река Вятка».

-Какие рыбы в этих реках водятся, и что нужно делать, чтобы они не исчезли? Ответы детей. Очень хорошо! А какие животные водятся у вас?

-В вашем поселке живут люди разных национальностей, которые чтят свои обычаи и традиции .Рассматривание картинок с изображением людей в национальных одеждах. Дети называют национальности.

 У вас в детском саду тоже стало традицией проводить национальные праздники.

Просмотр мультимедийной презентации – национальные праздники в детском саду. Дети говорят  названия праздников: «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха».   Музыкальная пауза «Во поле берёза стояла» (дети водят хоровод вокруг берёзки).

-Корреспондент просит выбрать и показать из предложенных им картинок герб Кизнерского района, герб Удмуртской Республики.

Корреспондент: Кто из вас знает, как называется ваша огромная страна, в которой вы живете? (Россия).

- У каждой страны есть главный город — своя столица. А как называется главный город в вашей стране? (Москва).

- Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб вашей страны. Как и у каждого государства у вас есть своё правительство. Как зовут президента вашей Родины?

Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети:  -Родной край – сердцу рай.

            -Нет в мире краше Родины нашей.

           -Человек без Родины, что соловей без песни.

           -На чужой стороне Родина милее вдвойне.

           - Родину-мать учись защищать.

           -Если дружба велика, будет Родина крепка.

           -Жить – Родине служить

           -Береги Родину, как зеницу ока.

           -Родная земля и в горсти мила.

Корреспондент: «Спасибо, дети. Мне очень понравилось, что вы знаете и любите свою Родину и малую и большую, когда люди любят свою Родину она становится богаче и сильнее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Развитие представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста

Для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить гражданина своего отечества - личность гуманную, социально...

Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

Академик Д.С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занима...

План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у детей младшего дошкольного возраста "

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дош...

Перспективное планирование "Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Перспективное планирование "Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...

Программа профессионального саморазвития педагога «Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Программа профессионального саморазвития педагога«Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...