Сценарий занятие «В гостях у хозяюшки»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кириллова Наталья Леонидовна

Pнакомство с предметами быта, обычаями и традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятие «В гостях у хозяюшки»

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой;

« русская изба» с предметами быта, деревенской утварью,

половичками, имитация русской печи, люлька; русские народные костюмы;

корзинка–копилочка; ленточка; пироги.

Ход занятия (в « русской избе»):

Хозяйка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.

Хозяйка:

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

(В зал под р.н.м. входят дети с Варварой, одетые в русские народные костюмы).

Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке.

Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте– какими судьбами.

Варвара: Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.

Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего

показывала. И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет - пусть её покажет.

Загадки:

1.На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается (рушник).

2.Кто в избе рогат? (ухват).

3.Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка).

4.Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

5.Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).

Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в

деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в

доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте,

дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и

сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и

передавали как великую ценность следующему поколению.

Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. А украшена она

была городецким узором. Много лет прошло, много на ней пряли, а красивый

узор ещё виден. (Рассматривают).

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К

лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце

и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная.(Рассматривают).

Хозяйка: Послушайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем толщестановлюсь». Догадались, что это?

Дети: (отвечают).  веретено

Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду.

Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Русская народная песня «Прялица» (поем вместе с детьми)

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Варвара: О чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными

предметами быта познакомила?

Дети: (отвечают).

Варвара: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.

 Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.

Как у наших ворот

Собирался народ,

Собирался народ

На весёлый хоровод!

Заведём нашу, казачью!

Хозяйка: Да и я, пожалуй, встану

 От ребяток не отстану.

Хоровод «На горе-то калина».

Варвара: Есть у нас с собой корзинка – копилочка.

 Мы всё запоминаем и в копилку собираем.

(Достаёт из корзинки предметы, дети обыгрывают потешки).

Обыгрывание русских народных потешек:

Чаша.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери

Поклевали, улетели.

Лошадка.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Морковка.

В огороде заинька,

В огороде серенький

Он капустку грызёт,

Он морковку берёт.

Скок, скок, поскок

Побежал во лесок.

Хозяйка: Ребята играют, меня потешают.

Дети: А в русские народные игры играть будем?

Варвара: В какие?

Дети: Давайте в «Заря – заряница». (Дети считалкой выбирают водящего).

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Русская народная игра «Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря -ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному

из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в

разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится

Зарей. Игра повторяется.

Хозяйка: Шутки, прибаутки, веселье!

 А у меня есть вкусное угощение.

 Пироги капустные

 Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами» (пословица)

(Хозяйка выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь!

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

Варвара: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

 За учение уму – разуму.

 А нам пора с вашего двора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "В гостях у Хозяюшки"

занятие по развитию речи в 1младшей группеЦель:развивать у детей интерес к народному творчеству:песням, потешкам, прибауткам;закреплять знания детьми фольклорных произведений и т.д....

комплексное занятие "В гости к хозяюшке"

Тема: «В гости к хозяюшке» Содержание: Знакомство с потешками про кота. Проведение игры - «Кот Васька»Цель:i Познакомить детей с устным народным творчеством. I  Помочь детям понять содержани...

Открытое интегрированное занятие "В гостях у Хозяюшки" для 2 младшей группы

Ребята одетые в русские народные костюмы приходят в гости к Хозяюшке. А она знакомит детей с убранством Горницы и домашними животными....

интегрированное занятие "В гости к Хозяюшке"

интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Музыка", "Художественное творчество"...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия «В гостях у хозяюшки»

ЦЕЛЬ:Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; знакомить с русской народной культурой.    ЗАДАЧИ: 1.     Развивать творчество детей;2....

2015.01.07. Сценарий праздника "В гостях у хозяюшки"

Цель: Создать радостное настроение детям, познакомить с домашними животными. Хозяюшка: Здравствуйте, ребятки! Я хозяюшка, проходите, ко мне в гости, присаживайтесь! У меня живут разных животных. ...

Сценарий развлечения "В гостях у Хозяюшки"

Развлечение "В гостях у Хозяюшки" - это итоговое мероприятие в рамках проекта "Предметы русской старины". В ходе развлечения ребята в игровой форме вспоминают материал изученный во...