Образовательная программа дополнительного образования «Юный Конструктор»
методическая разработка (средняя группа)
Образовательная программа дополнительного образования
«Юный Конструктор»
Воспитатель:Арсланова А.Ф
2023-2024г
1. Тип программы: художественно-эстетический
2. Вид программы: развивающая, обучающая
3. Сроки реализации программы: 1 год
4. Возрастная категория: дети 5-6 лет
5. Форма организации деятельности кружка: подгрупповая
Пояснительная записка
Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной
из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть
времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь
надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей
ребенка.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает
интересам детей, их способностям и возможностям.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения,
умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в
конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с
центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и
лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные
природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в
конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и
создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность,
сообразительность, смекалку и творчество.
Активная работа кружка будет способствовать развитию у ребенка
пространственной ориентации; формированию элементарных географических,
астрономических представлений; расширению кругозора; развитию эмоциональных
чувств, воображения, фантазии, мышления, трудолюбия.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко
конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование
нетрадиционных видов конструирования через принципы, формы и методы обучения;
подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс
деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному
самовыражению.
Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 32, в
неделю – 1 раз во второй половине дня. Продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности для детей 5-6 лет - 25 минут.
Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие, логико-
математическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
- развитие конструкторских умений и навыков.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к нетрадиционным видам конструирования из необычных
материалов, обогащать знания детей о разных видах конструирования.
- Формировать художественное мышление, воображение, фантазию,
индивидуальность каждого ребенка, развивать пространственную и плоскостную
ориентации
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию
- Знакомить и обучать детей приемам работы с материалами в разных техниках
конструирования
- Формировать умение следовать словесной инструкции педагога, воспитывать
трудолюбие, усидчивость, аккуратность
- Формировать умения следовать правилам безопасной работы с используемыми
материалами
Принципы организации работы кружка
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности
подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но
подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения
работы повышается)
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные
возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Методы работы
1. Словесный (беседа, рассказ);
2. Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции);
3. Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Материалы для конструирования:
Дидактические игры, пазлы, счетные палочки, головоломки, магнитная мозаика,
настольные и печатные развивающие игры, планшеты для рисования песком
«Песочная сказка», конструкторы и лего-конструкторы, разных видов, крупный и
мелкий строительный материал.
Деревянные напольные конструкторы. Наборы игрушек (транспорт и строительные
машины, фигурки животных, людей)
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая,
матовая, гофрированная, прозрачная и т. п.)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.
Подборка из природного материала: шишки, желуди, ракушки, морские камушки.
Конструкторы из серии «Лего» («Ферма»)
Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т. д.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми
такими знаниями, умениями и навыками, как:
- Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных
материалов.
- Умение работать с разными материалами.
- Умение следовать словесной инструкции педагога.
- Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается
интеграция всех образовательных областей :
- Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для
композиций, определение их наощупь; знакомство с приемами конструирования,
воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное
отношение к материалам и инструментам;
- Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание
дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и
детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.
- Художественно-эстетическое развитие : стихи и рассказы согласно тематике
занятия, прослушивание музыкальных произведений.
- Физическое развитие : физкультминутки, формирование умения следовать правилам
безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной
речи.
- Речевое развитие : развитие словаря, формирование грамматического строя
Основными приёмами обучения конструированию являются:
- Демонстрация и анализ образца. Педагог показывает детям готовое изделие
(мостик, корзинку, ведёрко), обсуждает вместе с ними, из каких частей состоит
предмет или сооружение, что необходимо для его изготовления, анализирует форму,
материал, будущее применение поделки или постройки.
- Показ воспитателем процесса изготовления игрушки, постройки. Ребята должны
видеть последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы
получить желаемый результат.
Во втором полугодии детальный показ можно заменить демонстрацией отдельных,
наиболее сложных операций в сочетании со словесными пояснениями, поскольку у
детей уже накопился опыт создания изделий, на котором базируется их деятельность.
- Постановка задачи и определение условий без показа. Этот приём вводится, если
изучаемая тема построена на знакомом детям материале и изделие изготавливается по
аналогии с уже известным, например, после конструирования стаканчика из бумаги
изготавливают ведёрко по той же схеме.
- Поэтапный анализ выполнения работы детьми. После выполнения каждой
операции следует проверить, правильно ли она сделана, соответствует ли образцу, и в
случае необходимости исправить ошибки, которые могут существенно повлиять на
вид и форму готового изделия. Следует также учить детей анализировать поделку,
сравнивать с образцом, устранять несоответствие самостоятельно или обращаться за
помощью к педагогу.
Этапы конструирования:
По образцу или его изображению. Образец может быть цельным или состоящим из
отдельных деталей, частей.
По условиям. Вводится тогда, когда дети хорошо овладели работой по образцу.
По замыслу. Наиболее сложный, но и самый интересный этап, дающий простор
творчеству и фантазии. Его вводят после успешного освоения детьми двух первых.
Таким образом, можно заметить, что возрастает значение абстрактного мышления и
самостоятельности в изготовлении изделия, дети учатся свободному выбору,
овладевают обобщёнными способами и принципами конструирования.
Ожидаемые результаты по конструированию к концу года:
1. У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.
2. Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством,
созданием техники, предметов, вещей.
3. Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.
4. У детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и
свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).
5. Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по
словесной инструкции.
6. Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по
форме, по- разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними).
7. Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).
8. Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с
ними.
9. Развивается творчество, изобретательство.
10. Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при
оформлении построек, поделок.
11. Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос
способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными
элементами.
12. Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
13. Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного
материала.
14. Учатся пользоваться ножницами, клеем.
15. Развивается деловое и игровое общение детей.
16. Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
Работа с родителями:
- Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной
информации.
Календарно-тематический план
дополнительной образовательной деятельности
Кружок «Юный Конструктор»
Октябрь
1неделя
Тема: LEGO
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить детей с крупным конструктором Лего, показать формы деталей и
способы из крепления. Предложить выполнить постройку по замыслу, используя
различные детали. Развивать фантазию, творческую активность
2 неделя
Тема: Волшебные магниты (магнитный конструктор)
Методы: наглядный, перспективный (по замыслу)
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить детей с магнитным конструктором; рассмотреть формы деталей,
показать способ крепления. Развивать творческую активность, умение самостоятельно
спроектировать постройку.
3 неделя
Тема: Заборчики (счетные палочки)
Методы: словесный, практический
Форма: групповая
Задачи: развивать глазомер, отмеряя равные промежутки между деталями при работе
на плоскости; развивать воображение, предложив дополнить постройку деталями по
замыслу.
4неделя
Тема: Вертушка (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: учить складывать лист бумаги, следуя словесному и наглядному образцу.
Развивать логическое мышление.
Ноябрь
1 неделя
Тема: Песочная сказка (песочница)
Метод: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить с техникой рисование песком, которая благоприятно
воздействует на развитие интеллектуальных и творческих способностей, помогает
научиться играть в группе и концентрироваться на одном занятии долго.
2 неделя
Тема: Ворота (кубики)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: учить подбирать материл в соответствии с заданием; закрепить названия
геометрических фигур и форм; учить проявлять фантазию и дополнять постройку
деталями по замыслу. Побудить обыгрывать постройку, добавлять персонажей,
подходящих под заданную тематику.
3 неделя
Тема: Беседка (магнитный конструктор)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: научить подбирать детали конструктора в соответствии с образцом; развивать
чувство формы. Научить анализировать схемы, выделяя основные части.
4 неделя
Тема: Клик и готово (конструктор LEGO)
Метод: словесный, наглядный, практический.
Форма: групповая
Задачи: продолжить знакомить детей с конструктором LEGO и его подвижными
элементами , рассмотреть способы крепления деталей, схемы предложенных
вариантов построек; учить понимать инструкцию, развивать логическое мышление.
Декабрь
1 неделя
Тема: Лего-пляж (песочница)
Методы: словесный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям создать летний пляж или зимний город. Учить
самостоятельно проектировать работу, распределять роли; развивать умение работать
в команде.
2 неделя
Тема: Веселый зоопарк (конструктор LEGO)
Метод: словесный, наглядный, практический.
Форма: групповая
Задачи: закреплять работу с конструктором LEGO, рассмотреть детали и способы их
крепления. Рассказать о механизмах, приводимых в движение с помощью
шестерёнок.
3 неделя
Тема: Ёлочка (магнитный -конструктор)
Метод: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: научить детей собирать по предложенной схеме, добавлять детали и объекты
по замыслу. Развивать творческую активность, воображение.
4 неделя
Тема: Ёлочка-красавица (цветная бумага, нитки, бусинки, пайетки)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: рассмотреть елочные игрушки фабричные и ручной работы. Предложить
детям изготовить игрушку-елочку. Учить аккуратно работать с ножницами и клеем.
Развивать чувство формы, творческую активность. Пробудить желание украсить
поделку дополнительными деталями.
Январь
1 неделя
Тема: Парк (песочница)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: формировать навыки познавательно исследовательской деятельности,
развивать память, внимание, конструктивное и логическое мышление, воображение.
2 неделя
Тема: Колодец (счетные палочки)
Методы: словесный, практический
Форма: групповая
Задачи: развивать ловкость, глазомер, аккуратность.
3 неделя
Тема: Машины (конструктор)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: рассмотреть образец постройки легковой и грузовой машины; учить выделять
детали, использованные в образце, создавать свою постройку по заданной схеме.
4 неделя
Тема: Лебедь (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: совершенствовать умении детей при работе с бумагой в технике оригами.
Дополнить уже известные способы сгибания бумаги новыми. Развивать воображение.
Побудить обыгрывать поделки, добавлять детали по замыслу, украшать свою работу.
Февраль
1 неделя
Тема: Лего-ферма
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям описать деревенский быт, постройки и животных. С
помощью тематического конструктора ЛЕГО-ферма построить модель деревенской
фермы. Учить подбирать необходимые детали, работать в команде. Побудить
обыгрывать полученные постройки.
2 неделя
Тема: Самолеты (конструктор)
Методы: наглядный, практический, перспективный
Форма: групповая
Задачи: рассмотреть различные виды самолетов; учить создавать постройку по
замыслу, выбирая подходящие детали. Развивать творческую активность,
воображение.
3 неделя
Тема: Рубашка для папы (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: учить складывать лист бумаги, четко проглаживая линии сгиба; работать в
соответствии со схемой и объяснением. Побудить желание поздравить своих родных
подарком, сделанным своими руками.
4 неделя
Тема: Веселая горка (песочница)
Метод: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить детей с чувством ритма, развивать воображение, координацию.
Март
1 неделя
Тема: Подарок для мамы (цветная бумага, цветные салфетки)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям создать подарок для мамы к 8 марта. Учить аккуратно
работать с клеем. Развивать мелкую моторику рук, творческую активность. Вызвать
желание порадовать родных поделкой.
2 неделя
Тема: Рыбка (из пуговиц)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям «нарисовать» рыбку с помощью пуговиц. Развивать
воображение, творческую активность, мелкую моторику рыб. Побудить дополнить
свою работу деталями по замыслу.
3 неделя
Тема: Первые цветы (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: совершенствовать умения детей работать в технике оригами; воспитывать
любовь и бережное отношение к природе
4 неделя
Тема: Карусель (магнитный конструктор)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить построить карусель из магнитного конструктора по предложенной
схеме. Учить «читать» схему, подбирая нужное количество деталей.
Апрель
1 неделя
Тема: Робот (кубики, конструктор)
Методы: наглядный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: продолжать учить детей понимать более сложные схемы; подбирать детали в
соответствии ней. Развивать творческую активность, побуждать добавлять свои детали
и строительные идеи.
2 неделя
Тема: Ракета (конструктор)
Методы: словесный, практический
Форма: групповая
Задачи: рассмотреть иллюстрации ракет, схему их сборки из предложенного
конструктора. Продолжать учить выбирать детали, необходимые для постройки.
Развивать творческую активность.
3 неделя
Тема: Крутим, как хотим (магнитный конструктор)
Метод: словесный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям самостоятельно придумать план постройки и воплотить его.
Развивать умение подбирать нужные детали, воспитывать творческую активность.
4 неделя
Тема: насекомые (счетные палочки)
Метод: словесный, наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: Развивать творческую активность, логическое мышление, воображение.
Предложить выложить по схеме насекомых ( жук, бабочка)
Май
1 неделя
Тема: Горный пейзаж из мозаики (цветная бумага)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: учить складывать картину из обрывков бумаги, находить цветовое решение;
правильно располагать детали на листе бумаги. Развивать воображение, творческое
мышление.
2 неделя
Тема: Морские черепашки (природный материал: веточки, ракушки, пластилин)
Методы: словесный, наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: совершенствовать умение работать с природным материалом; показать
разнообразие материалов для создания поделок. Развивать мелкую моторику,
воображение, творческую активность.
Литература:
1. Е.В. Фешина. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр
«Сфера», 2012 г.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для
воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2014 г.
3. Лиштван З.В. «Конструирование: пособие для воспитателей детского сада», М.
Просвещение, 2011 г.
4. Агапова И. А., Давыдова М. А. 100 лучших оригами для детей. – М. : ООО ИКТЦ
«Лада», 2010. – 240 с.
5. Красичкова А. Г. Мои первые поделки. – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. –
160 с.
6. Кузнецова Е. М. Художественное моделирование и конструирование: программа,
практические занятия с детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
7. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и
скульптуры из природного материала: иетодическое пособие для специалистов
дошкольных образовательных учреждений. – М. : Карапуз: Творческий центр СФЕРА,
2009. – 159 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по конструированию
в средней группе
«Юный Конструктор»
Воспитатель:Арсланова А.Ф
2023-2024г
1. Тип программы: художественно-эстетический
2. Вид программы: развивающая, обучающая
3. Сроки реализации программы: 1 год
4. Возрастная категория: дети 5-6 лет
5. Форма организации деятельности кружка: подгрупповая
Пояснительная записка
Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной
из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть
времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь
надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей
ребенка.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает
интересам детей, их способностям и возможностям.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения,
умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в
конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с
центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и
лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные
природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в
конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и
создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность,
сообразительность, смекалку и творчество.
Активная работа кружка будет способствовать развитию у ребенка
пространственной ориентации; формированию элементарных географических,
астрономических представлений; расширению кругозора; развитию эмоциональных
чувств, воображения, фантазии, мышления, трудолюбия.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко
конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование
нетрадиционных видов конструирования через принципы, формы и методы обучения;
подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс
деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному
самовыражению.
Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 32, в
неделю – 1 раз во второй половине дня. Продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности для детей 5-6 лет - 25 минут.
Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие, логико-
математическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
- развитие конструкторских умений и навыков.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к нетрадиционным видам конструирования из необычных
материалов, обогащать знания детей о разных видах конструирования.
- Формировать художественное мышление, воображение, фантазию,
индивидуальность каждого ребенка, развивать пространственную и плоскостную
ориентации
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию
- Знакомить и обучать детей приемам работы с материалами в разных техниках
конструирования
- Формировать умение следовать словесной инструкции педагога, воспитывать
трудолюбие, усидчивость, аккуратность
- Формировать умения следовать правилам безопасной работы с используемыми
материалами
Принципы организации работы кружка
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности
подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но
подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения
работы повышается)
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные
возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Методы работы
1. Словесный (беседа, рассказ);
2. Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции);
3. Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Материалы для конструирования:
Дидактические игры, пазлы, счетные палочки, головоломки, магнитная мозаика,
настольные и печатные развивающие игры, планшеты для рисования песком
«Песочная сказка», конструкторы и лего-конструкторы, разных видов, крупный и
мелкий строительный материал.
Деревянные напольные конструкторы. Наборы игрушек (транспорт и строительные
машины, фигурки животных, людей)
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая,
матовая, гофрированная, прозрачная и т. п.)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.
Подборка из природного материала: шишки, желуди, ракушки, морские камушки.
Конструкторы из серии «Лего» («Ферма»)
Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т. д.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми
такими знаниями, умениями и навыками, как:
- Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных
материалов.
- Умение работать с разными материалами.
- Умение следовать словесной инструкции педагога.
- Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается
интеграция всех образовательных областей :
- Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для
композиций, определение их наощупь; знакомство с приемами конструирования,
воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное
отношение к материалам и инструментам;
- Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание
дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и
детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.
- Художественно-эстетическое развитие : стихи и рассказы согласно тематике
занятия, прослушивание музыкальных произведений.
- Физическое развитие : физкультминутки, формирование умения следовать правилам
безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной
речи.
- Речевое развитие : развитие словаря, формирование грамматического строя
Основными приёмами обучения конструированию являются:
- Демонстрация и анализ образца. Педагог показывает детям готовое изделие
(мостик, корзинку, ведёрко), обсуждает вместе с ними, из каких частей состоит
предмет или сооружение, что необходимо для его изготовления, анализирует форму,
материал, будущее применение поделки или постройки.
- Показ воспитателем процесса изготовления игрушки, постройки. Ребята должны
видеть последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы
получить желаемый результат.
Во втором полугодии детальный показ можно заменить демонстрацией отдельных,
наиболее сложных операций в сочетании со словесными пояснениями, поскольку у
детей уже накопился опыт создания изделий, на котором базируется их деятельность.
- Постановка задачи и определение условий без показа. Этот приём вводится, если
изучаемая тема построена на знакомом детям материале и изделие изготавливается по
аналогии с уже известным, например, после конструирования стаканчика из бумаги
изготавливают ведёрко по той же схеме.
- Поэтапный анализ выполнения работы детьми. После выполнения каждой
операции следует проверить, правильно ли она сделана, соответствует ли образцу, и в
случае необходимости исправить ошибки, которые могут существенно повлиять на
вид и форму готового изделия. Следует также учить детей анализировать поделку,
сравнивать с образцом, устранять несоответствие самостоятельно или обращаться за
помощью к педагогу.
Этапы конструирования:
По образцу или его изображению. Образец может быть цельным или состоящим из
отдельных деталей, частей.
По условиям. Вводится тогда, когда дети хорошо овладели работой по образцу.
По замыслу. Наиболее сложный, но и самый интересный этап, дающий простор
творчеству и фантазии. Его вводят после успешного освоения детьми двух первых.
Таким образом, можно заметить, что возрастает значение абстрактного мышления и
самостоятельности в изготовлении изделия, дети учатся свободному выбору,
овладевают обобщёнными способами и принципами конструирования.
Ожидаемые результаты по конструированию к концу года:
1. У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.
2. Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством,
созданием техники, предметов, вещей.
3. Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.
4. У детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и
свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).
5. Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по
словесной инструкции.
6. Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по
форме, по- разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними).
7. Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).
8. Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с
ними.
9. Развивается творчество, изобретательство.
10. Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при
оформлении построек, поделок.
11. Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос
способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными
элементами.
12. Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
13. Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного
материала.
14. Учатся пользоваться ножницами, клеем.
15. Развивается деловое и игровое общение детей.
16. Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
Работа с родителями:
- Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной
информации.
Календарно-тематический план
дополнительной образовательной деятельности
Кружок «Юный Конструктор»
Октябрь
1неделя
Тема: LEGO
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить детей с крупным конструктором Лего, показать формы деталей и
способы из крепления. Предложить выполнить постройку по замыслу, используя
различные детали. Развивать фантазию, творческую активность
2 неделя
Тема: Волшебные магниты (магнитный конструктор)
Методы: наглядный, перспективный (по замыслу)
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить детей с магнитным конструктором; рассмотреть формы деталей,
показать способ крепления. Развивать творческую активность, умение самостоятельно
спроектировать постройку.
3 неделя
Тема: Заборчики (счетные палочки)
Методы: словесный, практический
Форма: групповая
Задачи: развивать глазомер, отмеряя равные промежутки между деталями при работе
на плоскости; развивать воображение, предложив дополнить постройку деталями по
замыслу.
4неделя
Тема: Вертушка (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: учить складывать лист бумаги, следуя словесному и наглядному образцу.
Развивать логическое мышление.
Ноябрь
1 неделя
Тема: Песочная сказка (песочница)
Метод: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить с техникой рисование песком, которая благоприятно
воздействует на развитие интеллектуальных и творческих способностей, помогает
научиться играть в группе и концентрироваться на одном занятии долго.
2 неделя
Тема: Ворота (кубики)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: учить подбирать материл в соответствии с заданием; закрепить названия
геометрических фигур и форм; учить проявлять фантазию и дополнять постройку
деталями по замыслу. Побудить обыгрывать постройку, добавлять персонажей,
подходящих под заданную тематику.
3 неделя
Тема: Беседка (магнитный конструктор)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: научить подбирать детали конструктора в соответствии с образцом; развивать
чувство формы. Научить анализировать схемы, выделяя основные части.
4 неделя
Тема: Клик и готово (конструктор LEGO)
Метод: словесный, наглядный, практический.
Форма: групповая
Задачи: продолжить знакомить детей с конструктором LEGO и его подвижными
элементами , рассмотреть способы крепления деталей, схемы предложенных
вариантов построек; учить понимать инструкцию, развивать логическое мышление.
Декабрь
1 неделя
Тема: Лего-пляж (песочница)
Методы: словесный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям создать летний пляж или зимний город. Учить
самостоятельно проектировать работу, распределять роли; развивать умение работать
в команде.
2 неделя
Тема: Веселый зоопарк (конструктор LEGO)
Метод: словесный, наглядный, практический.
Форма: групповая
Задачи: закреплять работу с конструктором LEGO, рассмотреть детали и способы их
крепления. Рассказать о механизмах, приводимых в движение с помощью
шестерёнок.
3 неделя
Тема: Ёлочка (магнитный -конструктор)
Метод: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: научить детей собирать по предложенной схеме, добавлять детали и объекты
по замыслу. Развивать творческую активность, воображение.
4 неделя
Тема: Ёлочка-красавица (цветная бумага, нитки, бусинки, пайетки)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: рассмотреть елочные игрушки фабричные и ручной работы. Предложить
детям изготовить игрушку-елочку. Учить аккуратно работать с ножницами и клеем.
Развивать чувство формы, творческую активность. Пробудить желание украсить
поделку дополнительными деталями.
Январь
1 неделя
Тема: Парк (песочница)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: формировать навыки познавательно исследовательской деятельности,
развивать память, внимание, конструктивное и логическое мышление, воображение.
2 неделя
Тема: Колодец (счетные палочки)
Методы: словесный, практический
Форма: групповая
Задачи: развивать ловкость, глазомер, аккуратность.
3 неделя
Тема: Машины (конструктор)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: рассмотреть образец постройки легковой и грузовой машины; учить выделять
детали, использованные в образце, создавать свою постройку по заданной схеме.
4 неделя
Тема: Лебедь (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: совершенствовать умении детей при работе с бумагой в технике оригами.
Дополнить уже известные способы сгибания бумаги новыми. Развивать воображение.
Побудить обыгрывать поделки, добавлять детали по замыслу, украшать свою работу.
Февраль
1 неделя
Тема: Лего-ферма
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям описать деревенский быт, постройки и животных. С
помощью тематического конструктора ЛЕГО-ферма построить модель деревенской
фермы. Учить подбирать необходимые детали, работать в команде. Побудить
обыгрывать полученные постройки.
2 неделя
Тема: Самолеты (конструктор)
Методы: наглядный, практический, перспективный
Форма: групповая
Задачи: рассмотреть различные виды самолетов; учить создавать постройку по
замыслу, выбирая подходящие детали. Развивать творческую активность,
воображение.
3 неделя
Тема: Рубашка для папы (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: учить складывать лист бумаги, четко проглаживая линии сгиба; работать в
соответствии со схемой и объяснением. Побудить желание поздравить своих родных
подарком, сделанным своими руками.
4 неделя
Тема: Веселая горка (песочница)
Метод: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить детей с чувством ритма, развивать воображение, координацию.
Март
1 неделя
Тема: Подарок для мамы (цветная бумага, цветные салфетки)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям создать подарок для мамы к 8 марта. Учить аккуратно
работать с клеем. Развивать мелкую моторику рук, творческую активность. Вызвать
желание порадовать родных поделкой.
2 неделя
Тема: Рыбка (из пуговиц)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям «нарисовать» рыбку с помощью пуговиц. Развивать
воображение, творческую активность, мелкую моторику рыб. Побудить дополнить
свою работу деталями по замыслу.
3 неделя
Тема: Первые цветы (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: совершенствовать умения детей работать в технике оригами; воспитывать
любовь и бережное отношение к природе
4 неделя
Тема: Карусель (магнитный конструктор)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить построить карусель из магнитного конструктора по предложенной
схеме. Учить «читать» схему, подбирая нужное количество деталей.
Апрель
1 неделя
Тема: Робот (кубики, конструктор)
Методы: наглядный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: продолжать учить детей понимать более сложные схемы; подбирать детали в
соответствии ней. Развивать творческую активность, побуждать добавлять свои детали
и строительные идеи.
2 неделя
Тема: Ракета (конструктор)
Методы: словесный, практический
Форма: групповая
Задачи: рассмотреть иллюстрации ракет, схему их сборки из предложенного
конструктора. Продолжать учить выбирать детали, необходимые для постройки.
Развивать творческую активность.
3 неделя
Тема: Крутим, как хотим (магнитный конструктор)
Метод: словесный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям самостоятельно придумать план постройки и воплотить его.
Развивать умение подбирать нужные детали, воспитывать творческую активность.
4 неделя
Тема: насекомые (счетные палочки)
Метод: словесный, наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: Развивать творческую активность, логическое мышление, воображение.
Предложить выложить по схеме насекомых ( жук, бабочка)
Май
1 неделя
Тема: Горный пейзаж из мозаики (цветная бумага)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: учить складывать картину из обрывков бумаги, находить цветовое решение;
правильно располагать детали на листе бумаги. Развивать воображение, творческое
мышление.
2 неделя
Тема: Морские черепашки (природный материал: веточки, ракушки, пластилин)
Методы: словесный, наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: совершенствовать умение работать с природным материалом; показать
разнообразие материалов для создания поделок. Развивать мелкую моторику,
воображение, творческую активность.
Литература:
1. Е.В. Фешина. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр
«Сфера», 2012 г.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для
воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2014 г.
3. Лиштван З.В. «Конструирование: пособие для воспитателей детского сада», М.
Просвещение, 2011 г.
4. Агапова И. А., Давыдова М. А. 100 лучших оригами для детей. – М. : ООО ИКТЦ
«Лада», 2010. – 240 с.
5. Красичкова А. Г. Мои первые поделки. – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. –
160 с.
6. Кузнецова Е. М. Художественное моделирование и конструирование: программа,
практические занятия с детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
7. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и
скульптуры из природного материала: иетодическое пособие для специалистов
дошкольных образовательных учреждений. – М. : Карапуз: Творческий центр СФЕРА,
2009. – 159 с.
8. Румянцева Е. А. Аппликация. Простые поделки. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
9. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М. : АСТ, 2006. – 207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа
Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа...

Рабочая программа кружка "Звуковичок" в средней группе
Представлена программа кружка по подготовке к грамоте с детьми 4-5 лет....

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» средняя группа
Цель программы Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье,городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.В...
Рабочая программа кружка «Умелые ладошки» (средняя группа)
Рабочая программа кружка«Умелые ладошки» (средняя группа)...

Рабочая программа кружка «Всезнайка» для средней группы (познавательное развитие)
Рабочая программа кружка «Всезнайка»для средней группы (познавательное развитие)...

Рабочая программа кружка "Цветная фантазия". Средняя группа.
Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество з...

Рабочая программа кружка для детей средней группы "Почемучки в волшебном мире мультипликации"
Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего с...