Рабочая программа кружка "Звуковичок" в средней группе
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме

Яндукина Галина Амангельдиевна

Представлена программа кружка по  подготовке к грамоте с детьми 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_gramote_sr_gr.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Килемарский детский сад «Теремок»

Принято:

На заседании педсовета

МБДОУ «Теремок»

Протокол №_____от_____2017 г

Утверждаю:

           Заведующий МБДОУ «Теремок»

                ______________Ширяева А.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЗВУКОВИЧОК»

( средняя группа)

http://vchytel.info/wp-content/uploads/2013/01/u-krajini-zvukovychkiv.jpg

Руководитель: Яндукина Г.А

Килемары, 2017

Пояснительная записка

От того как ребёнку будет открыта звуковая

действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит

 не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение

 языка- грамматики и связанной с ней орфографии.

 Д.Б. Эльконин

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой. Впервые для дошкольника речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая её сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

Именно в возрасте 4 лет,  у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов  В отечественной и зарубежной литературе описан факт "языковой одаренности" детей 4-5 лет. Этот возраст - время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении грамоте.

В среднем дошкольном возрасте дети  получают знания об основных законах речи:

1. речь состоит из слов;

2. слов много, и они называют предметы, их признаки действия;

3. слова имеют протяженность (длинные, короткие);

4. они звучат (состоят из звуков);

5. слово линейно (звуки идут друг за другом);

6. из слов можно составлять предложения;

7. звуки в словах произносятся по разному (одни тянутся, другие произносятся

коротко).

Значение терминов – слово – и – звук – раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх, без прямого объяснения.

Цель кружка: Развитие  фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи:

1.Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков.

2..Развивать и совершенствовать фонематический слух детей.

4.Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом- любой ).

5.Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие    согласные (без употребления самих терминов);

6.Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму

7. Развитие основных движений и мелкой моторики рук

Ожидаемые результаты:

1. Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира.

2. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.

3. Ребенок может произнести заданный звук изолированно.

4. Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.

Показатели развития фонематического слуха

Ребенок к концу года должен уметь:

правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);

различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного); произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы; выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю- вторник в 15.30 мин,  продолжительностью 20 мин.   Оптимальное количество детей в группе – 10человек. Состав группы – одновозрастной ( 4-5 лет).  Формы работы: групповые и индивидуальные.

В начале учебного года  (сентябре)    и в конце учебного года  (мае) с детьми проводится диагностика знаний по программе

месяц

кол-во в неделю

кол-во в месяц

Сентябрь

1

2

Октябрь

1

5

Ноябрь

1

4

Декабрь

1

4

Январь

1

4

Февраль

1

4

Март

1

4

Апрель

1

4

Май

1

2

Итого в год

33 занятия


ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Ф.И ребёнка

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Числа месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ф.И.ребёнка

февраль

март

апрель

май

Числа месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Перспективный план кружковой работы в средней группе

название

задачи

содержание

Сентябрь

1-2

Диагностика детей

3

Весёлый язычок

Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков

Учить выполнять арт. гимнастику перед зеркалом

1.Рассказ воспитателя «Весёлый язычок»

2. Упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Полакаем молоко»

3.Для чего нам язычок

4. Игра «Назови своё имя»

4

Знакомство с многообразием слов, моделированием

Дать представление о многообразии слов, учить понимать термин «слово», что слова бывают разные

Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.

Учить рисовать короткие, отрывистые линии (дождик из душа).

Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность

1.П/и «Назови своё имя»

2.Игровое упражнение «Обведи правильно»

3.Игра с мячом «Детский мир»

4.Знакомство с моделированием

5.упражнение в тетради «Дорисуй картинку»

Октябрь

1

Знакомство с многообразием слов, моделированием,

нахождение различий в двух похожих рисунках

Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».

Учить моделировать слово в виде прямоугольника.

Знакомить с разнообразием слов, понимать что слова обозначают не только предметы, но и признаки и их действия.

Учить находить различия в двух похожих рисунках.

1.Игровое упражнение «Назови правильно»

2.Расскажем о кошке

3.Игровое упражнение « Кто внимательный»

4.Пальчиковая гимнастика «Встреча друзей»

2

Слова- друзья, рисование иголок ежикам

Продолжать знакомить с многообразием слов.

Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже. Продолжать знакомить с моделированием - слово обозначается в виде прямоугольника.

Учить рисовать короткие линии (иголки ежикам).

1.Научим Буратино произносить разные слова

2.Игра «Как звучит слово»

3.Игра «В кругу с мячом»

4.Дорисуй иголки ёжикам

3

Слова- друзья (продолжение)

Рисование солнышка

Продолжать учить детей подбирать слова – друзья к заданным словам;

Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие).

Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Учить рисовать округлые и прямые линии (солнце).

1.У нас в гостях Паша и Маша

2.Игровое упражнение «Соединим правильно»

3.Игровое упражнение «Найдём ошибки»

4.Игровое упражнение «Кто в домике живёт»

5.Нарисуем солнышко в тетради

4

Короткие и длинные слова

Познакомить с протяженностью слов и делением их на части

Закрепить представление о словах, словах- друзьях

Учить слушать воспитателя и выполнять задание, развивать мелкую моторику

1.У нас в гостях кот, петушок и лиса

2.Упражнение «Прошагаем слова»

3.Отгадай загадки

4.Игровое упражнение «Загадки и отгадки»

5

Короткие и длинные слова (продолжение)

Продолжать знакомить с протяженностью слов и делением их на части

Учить сравнивать короткие и длинные слова

Учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова

1.У нас в гостях Буратино и мышонок Пик

2.Игра «Подарим Пику и Буратино слова»

3.Физкультминутка «Игра с пальчиками»

4. Игра – упражнение «Звуковые часы»

Ноябрь

1

Каждое слово состоит из звуков

Показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные

Учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого

Учить интонационно, выделять звуки в словах

1.Знакомство с понятием «звук»

2.Игра «Доскажи звук»

3.Арт. гимнастика

4.Упражнение в тетради «Раскрась листья»

2

Такие разные звуки

Продолжать учить детей узнавать слова, в которых не хватает одного звука, первого или последнего

Знакомить со звуками а, о, у, и.

1.Упражнение «Помоги Буратино прочитать письмо»

2.Сказка про Весёлого Язычка

3.Игра «Угадай звуки- песенки»

4.Раскрась картинку со звуком А

3

Гласные звуки- песенки

Учить узнавать звуки а, о, у, и в словах

Учить правильно произносить гласные звуки изолированно и в словах, интонационно их выделять

Развивать мелкую моторику

  1. Звуки- песенки
  2. Игра «Узнай звук»
  3. Арт.гимнастика
  4. Раскрась картинку со звуком У

4

Первые звуки

Рассказать детям , какие бывают первые звуки в слове

Учить интонационно выделять первый звук в слове

Учить сравнивать слова по протяженности

1.Игра «Будь внимательным»

2.Игра «Назови игрушку»

3.Упражнение на сравнение слов по протяжённости

4.Упражнение «Зоопарк»

Декабрь

1

Звук [с]- свистит

Познакомить со звуком с, учить интонационно его выделять в словах и изолированно

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух

1.Упражнение «Накачаем машину насосом»

2.Рассказ Сороки

3. Игра «Найди звук с»

4.Игра «Магазин»

5.упражняемся в произношении слов со звуком с (стихи, чистоговорки)

2

Звуки [c] и [cь] (песенки большого и маленького насоса)

Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными.

Учить различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых упражнениях

(«песенки большого и маленького насоса»).

Учить интонационно выделять звуки «С-СЬ» в словах, во фразовой .речи.

1.Игровое упражнение «Песенка насоса»

2.Упражнение на различение звуков «с-сь», интонационное выделение этих звуков в словах

3.Игра «Будь внимательным»

4.Игра «Назови слова»

3

Звук [з] - звенит (песенка комара)

Продолжать учить узнавать звук «с» в словах

Познакомить со звуком «з» (песенкой комара)

Учить правильно произносить звук «З» изолированно и в словах

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания

1.Игра «Самолёт»

2.Чтение рассказа

3. Уточнение произношения звука «З», положение язычка, губ, зубов при произношении звука

4.Шутки- скороговорки

5.П/и «Коза рогатая.»

4

Звуки [з] и [зь](песенки большого и маленького комара)

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «3-ЗЬ» («песенка большого комара»,

«песенка маленького комарика»). Учить четкому и ясному произношению звуков «3-ЗЬ».

Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

Учить интонационному выделению звуков «3-ЗЬ» в словах.

1.Игровое упражнение «Как поют комары»

2 Игра «Будь внимательным»

3. Физкультминутка «Зайке холодно сидеть»

4. Игра «Назови слово со звуком «З»

5. Игра- упражнение «Что забыл нарисовать художник»

Январь

1

Эти разные, то такие похожие звуки [з ]и[с]

Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ», «3-ЗЬ» в словах.

Продолжать учить интонационно выделять звуки «С-СЬ», «3-ЗЬ» в фразовой речи.

Учить называть первый звук в словах.

1.Игровое упражнение «Помоги животным найти домик»

2.Игра «Подскажи словечко»

3.Шутки-чистоговорки с движением

4.Игра «Кто внимательный»

2

Звук «ц»

Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.

Учить дифференцировать в словах звуки «с» и «з».

1.Отгадай загадки

2.Игра «Зоопарк»

3.Игра- песня «Цыплята»

4. Заучивание стих-я Г Сапгира

5.Рисуем огурцы

3

Цыплёнок Цып

Продолжать знакомить со звуком «ц», учить выделять звук в произношении

Упражнять в правильном произношении звука «ц» в словах и фразах

1.Рассказ «Цыплёнок Цып»

2.Игра «Найди звук «ц»

3.Чистоговорки

4.Игра «Раскладываем картинки по звукам»

4

Звук «ш» (песенка ветра)

Учить интонационно выделять твердый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах.

Учить четко и ясно произносить звуки.

Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков)

1.Игра «Подскажи словечко»

2 Игровое упражнение «Будь внимательным»

3.Физкультминутка «Игра «Шарик»

4.Рисуем шарики

5. Заучиваем потешку про кошку

февраль

1

Этот жужжащий звук «ж»

Учить четко и ясно произносить твердый согласный звук «Ж» («песенка жука») изолированно, в

словах и во фразовой речи.

Учить интонационно выделять звук «Ж» в словах.

1.Игра «Жуки прилетели»

2.Упражнение на интонационное выделение в словах звука «ж»

3.Игровое упражнение «Будь внимательным»

4.Физкультминутка «Игра «Жуки»

5.Заучивание стих-яИ. Солдатенко

2

Звуки «ш и ж»

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ш-Ж» в словах.

Продолжать знакомить с термином «звук».

Развивать графические навыки (рисование дорожек).

1.Игровое упражнение «Помоги животным найти свой вагон»

2.Игра «Подскажи словечко»

3.Физкультминутка

4. Повторяем стихи

3

Свистящий и шипящий звуки

Учить дифференцировать звуки «с» и «ш»

Закреплять знания о протяженности слов

Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение выделять заданный звук в словах

1.Игра «Узнай звук»

2.Шутки-читоговорки на дифференциацию звуков «с» и «ш»

3.Упражнение «Назови игрушки»

4.Упражнение «Длинное- короткое слово»

4. Подвижная игра «Кот и мыши»

4

Звенящий и жужжащий звуки

Учить дифференцировать звуки «з», и «ж»

Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение выделять заданный звук в словах

1.Вспомним песенку комара и жука

2. Упражнение «Поставь правильно картинки»

3.Игра «Комары и жуки»

Март

1

Этот чудо - звук (песенка паровозика)

Познакомить со звуком «ч»

Учить интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.

Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.

Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

1.Игра «Загадки и отгадки»

2.Игровое упражнение «Будь внимательным»

3.Рассказ о паровозике

Физкультминутка «Часы»

4.Игра «Почини игрушки»

5. Игра «Скажи ласково»

2

Звук «щ»

Учить интонационно выделять согласный звук «Щ» в словах.

Учить определять и называть первый звук в словах.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.

Развивать графические навыки (рисование щеток).

1.Игра «Подскажи словечко»

2.Игровое упражнение «Соедини правильно»

3.Физкультминутка «Игра с мячом «Назови скорее»

4.Дорисуй щётки

5.Заучивание стихотворения С.Михалкова «Два щенка»

3

Звуки «л и ль»

Учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ».

Учить называть первый звук в словах.

Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

Развивать графические навыки (рисование неваляшки).

1.Рисуем неваляшку

2.Игра «Подскажи словечко»

3.Физкультминутка «Мы немножко рисовали»

4.Заучивание стихотворения А. Александровой «Спит тюлень…»

5.Чистоговорки

4

Кто у нас рычит

Закрепить умение выделять слова со звуками «л» и «ль»

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» («песенки большого и маленько­

го мотора»).

Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ» в словах.

Учить называть первый звук в словах.

1.Игра «Будь внимательным.»

2.Игровое упражнение «Как поёт мотор»

3.Игра «Загадки и отгадки»

4. Физкультминутка «Зарядка»

5.Раскрась предметы

6. Заучивание стих-я О. Высотской «Кто мяукнул у дверей»

Апрель

1

Звуки «м и мь»

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ».

Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков звуков «М-МЬ» в словах.

Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).

Учить называть первый звук в словах

Развивать графические навыки (рисование мишки)

1.Заучивание стих-яТ.Шорыгиной

2.Рисуем мишку

3. Физкультминутка

4.Загадки и отгадки

5. Раскрась правильно

2

Звуки «б и бь»

Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ» изолированно, в

словах, во фразовой речи.

Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

Развивать графические навыки (рисование дорожек, бусинок).

  1. Игровое упражнение «Подскажи словечко»

2.Раздели правильно

3. Физкультминутка «Буратино»

4.Заучивание стих-яГ.Сапгира

5.Рисуем бусы

3

Звуки «к и кь»

Познакомить с твердыми и мягкими звуками «К-КЬ».

Учить интонационному выделению звуков «К-КЬ» в словах.

Учить называть первый звук в словах.

1.Игровое упражнение «Назови первый звук»

2.Игра «Подскажи словечко»

3. Физкультминутка «Пальчики»

4. Игра «Найди и раскрась»

4

Звук «Г»

Учить называть изолированно твердый согласный звук «Г».

Учить называть первый звук в словах.

Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

Развивать графические навыки (рисование кругов)

Учить выразительно читать стихотворение

1.Игра «Подскажи словечко»

2.Игра «Загадки и отгадки»

3.Физкультминутка «Зарядка»

4. Игра «Кто внимательный»

5. Заучивание стих-яГ.Сапгира «Грустный клоун»

Май

1

Звуки « д и дь»

Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ».

Учить называть изолированно звуки «Д-ДЬ».

Учить называть первый звук в словах.

Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

1.Игра «Загадки и отгадки»

2Игровое упражнение «Раскрась правильно»

3. физкультминутка «Птички

4.Игра «Кто внимательный»

5.Заучивание стих- я М. Дружининой

2

Такие разные звуки

Закрепить умение выделять звуки «с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р» в произношении

Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки

Развивать фонематический слух, речевое внимание

  1. У нас в гостях кукла Юля
  2. Игра «Звуки поменялись местами»
  3. .физкультминутка
  4. Отгадай загадки
  5. Игра в кругу  с мячом «Назови первый звук»

3-4

Диагностика знаний детей по программе

Список  использованной  литературы:

1.Обучение дошкольников грамоте. /Под ред.Н.В. Дуровой-М.:Школьная Пресса, 2001

2.Маханёва М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2017

3.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет- М.: Изд-во «Ювента», 2007   (электронный вариант)

4. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет-М.: Изд-во «Ювента», 2007   (электронный вариант)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период

Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...

Рабочая программа по средней группе по примерной общеобразовательной программе Н.Е.Вераксы " От рождения до школы" возраст 3-4 года

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Светлячок» г. Советский»Согласовано:Зам.заведующегоМАДОУ д/с «Светлячок»___________________ Рослякова Л.В.01сентября ...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Рабочая программа воспитателя ДОУ по образовательной  программе "Мир открытий"...

Рабочая программа для средней группы по программе"От рождения до школы"

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 ...

Рабочая программа для средней группы группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...

Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС

Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного  образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Данная рабочая программа разработана для детей средней группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" автор Л.Г. Петерсон и др....