«Мой город - Чебоксары» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Косарева Марина Геннадьевна

«Мой город - Чебоксары» (подготовительная к школе группа) Косарева Марина Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №128 «Василек» города Чебоксары Чувашской Республики Программное содержание: Образовательные: Уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Чебоксары. Развивающие: Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю. Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к символике города. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Словарная работа: Государство, символика, знак, герб. Оборудование и материалы: Демонстрационный: карта России, глобус, карта Чувашии, флаг и герб Чувашии, герб г. Чебоксары, песня композитора Владимира Алексеева «О Чебоксарах», фотографии города (улицы, заводы и фабрики, учебные заведения – достопримечательности и памятники города), фонограмма для физминутки – аутотренинга. Раздаточный: разрезанный на части герб города Чебоксары. Предварительная работа с детьми: экскурсии по городу и в краеведческий музей города. Рассматривание иллюстраций о г. Чебоксары и его достопримечательностей. Разучивание стихов о родном городе. Беседы о г. Чебоксары. Подготовка воспитателя: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, рисование герба г. Чебоксары. Ход занятия: Обратить внимание детей на карту России, которую они рассматривали на предыдущих занятиях. - Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется государство, в котором мы живем? (Россия) - Кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны, России? (Желающие, обводят указкой границы России). Воспитатель: Карта может много рассказать о стране. Мы видим, что Россия большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной. (воспитатель читает стихотворение) На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь, И даже улицы родной Мы не найдём на карте той. Но мы всегда на ней найдём Свою страну - наш общий дом. Воспитатель: В какой республике мы живем? (В Чувашии) - Кто знает, как называется главный город нашей республики? (Чебоксары) Показать на карте Чувашия, где находится г. Чебоксары. - У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. Ребенок читает стихотворение Н. Забила "Наша Родина". Как велика моя земля, Как широки просторы! Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы. Раскинулась моя страна От севера до юга: Когда в одном краю весна, В другом - снега и вьюга. (Пер. с укр. З. Александровой). - Наша малая Родина - город, в котором мы живем! Как называется наш город? (Чебоксары) Воспитатель читает стихотворение о г. Чебоксары. Чебоксары - любимый город, Чебоксары - зеленый сад, Я в любое время года С Чебоксарами встрече рад! -А вы хотите узнать как возник наш город? В настоящее время именно 1469 год принято считать временем основания города. Выделяют несколько вариантов происхождения Чебоксар: 1. Многие современные историки полагают, что оно переводится как «Новый Сувар» (со старо-чувашского), и город основан беженцами из города Сувар. 2. Большую путаницу вносит современное название города «Шупашкар». Дело в том, что оно происходит от исконного «Чебоксари», а не наоборот, как считают многие историки- по их мнению, это слово переводится как «Город». 3. По другой версии, город назван «Шупашкар» от первых поселенцев по имени Шубаш и Кар или от единственного поселенца по имени Шебашкар. 4. Кто-то говорит, что название произошло от личного финно-угорского имени Чебак или Чебакса с приставкой «ар», то есть «река», и все вместе «Река Чебака». 5. По другой гипотезе, название звучит как Супах-сара (с чувашского — «Место, богатое рыбой». С татарского имя города переводится как"Золотая Шапка" (Чебок-сара). Возможно «Сари» выводится из арабского «сарай», что означает дворец. И тогда Чебоксари означает крепость Чебока. Возможно так звали местного или булгарского правителя, вокруг резиденции которого вырос город. - А теперь приглашаю вас совершить прогулку по нашему городу. Аутотренинг «Путешествие» (под спокойную музыку со звуками живой природы, плавно переходящей бодрую музыку со звуками улиц и дорог) Я отдыхаю. Расслабляюсь. Чувствую себя спокойно и легко. Я спокоен. Все тело расслаблено. Мне легко и приятно. Я отдыхаю. (Стоя, плавно покачиваясь из стороны в сторону) Приятное тепло проходит по рукам, всему телу и ногам. Я спокоен. (сидя на паласе) Все тело расслаблено. Чувствую себя легко и непринужденно. Мне приятно. Я отдыхаю. ( можно лечь на пол) Далее начинается бодрая музыка 4. Я отдохнул. Чувствую себя посвежевшим. Легкость во всем теле. Бодрость во всем теле. Хочется встать и начать действовать, идти вперед и получать новые знания!. Открываю глаза. Я полон сил. Встаю! Наше путешествие продолжается…. У въезда в Чебоксары мы можем увидеть изображение герба Республики Чувашии и г. Чебоксары, здесь же в теплое время года, озеленители города выкладывают из цветов, вдоль дороги название нашего города. Давайте, ребята, рассмотрим герб и флаг нашего города… Воспитатель рассказывает, что изображения на гербе и флаге отражают историю, географию и культуру нашего края. Расшифровывает детям цвета, имеющиеся на гербе и флаге нашего города. - Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересечённый щит французской формы, разделённый на главу и основание. В лазуревом поле основания — естественные фигуры «Пять серебряных уток» летящих, конвертом. В червленном поле главы, отделённом от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике — изображение реки — в данном случае реки Волга) три серебряных стилизованных под чувашский орнамент — силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленное, поле среднего силуэта — лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра «1469» — дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит герба увенчан естественными фигурами — тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми, окаймлёнными золотыми звёздами и обрамлён симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом (Хмель) золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки «Шупашкар» — «Чебоксары» на пурпурном поле. Символ «Пять серебряных уток» — эмблема, дарованная императорским указом в 1783 году, означающая: «В верхней части щита герб Казанский. В нижней — пять летящих, в золотом поле уток в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно». Согласно правилам геральдики символ «Пять летящих конвертом уток» не подлежат замене и изменению. Этот неповторимый символ в мировой геральдике, означает стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей. Голубое, лазоревое поле в геральдике означает — символ красоты, ясности, мягкости и величия. Дуб, любимое дерево чуваш, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эмблема «Три серебряных дуба» — символ. Эти три силуэта во главе щита герба Чебоксар означают существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем. Три четырехлучевые восьмиугольные звезды, венчающие герб города — графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: «Были, есть и будем». Орнаментальный намёт «Хмель» с девизным картушем «Шупашкар»- «Чебоксары» — элементы, позаимствованные из госсимволики Чувашской Республики, указывают на правовой статус города Чебоксары, как столицы Чувашской Республики. Д/и «Собери картинку» - детям предлагается собрать герб из частей (по типу разрезных картинок). Продолжается "экскурсия" по г. Чебоксары. - Чебоксарцы гордятся своим городом. В нашем городе есть музеи, театры, для взрослых и детей. Они радуют жителей города концертами, спектаклями, выставками. В городе много достопримечательностей: памятники, парки и скверы, соборы и т.д. - Назовите, пожалуйста улицы, на которых вы живете. (Дети называют свои улицы.) - В нашем городе много построено и для детей: музыкальные школы, дворцы спорта, аттракцион, много учебных заведений, в которых и вы будете учиться, когда подрастете. - Вот какой замечательный город, в котором мы живем. В честь нашего города композитор Владимир Алексеев написал песню: "О Чебоксарах". Предлагаю прослушать эту песню. В заключении ребенок читает стихотворение «В городе любимом мы живем» "В городе любимом мы живем, Станем мы большими Быстро подрастем. Новыми садами украсим город свой, Будет он чудесный, Город твой и мой!" и дети поют песню « В Чебоксарах мы живем». Воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им занятие и чем. Благодарит за занятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-развлечения «Что? Где? Когда?» по теме "Мой город" в подготовительной к школе группе.

Представлен конспект речевого занятия - развлечения "Что? Где? Когда?" с детьми подготовительной к школе группы. Это интегрированное занятие по теме "Мой город" . Дети в игровой форме закрепляют получ...

ОО "Познание" НОД Ребёнок и окружающий мир "Мой любимый город" для подготовительной к школе группы

Закрепить знания о прошлом, настоящем города Энгельса, о достопримечательностях, знаменитых людях. Нарисовать город будущего....

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Путешествие по родному городу» в подготовительной к школе группы

Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе и   истории его возникновения;   воспитывать любовь к родному городу , нравственно-патриотические чувства к своей малой родине....

Интегрированное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и аппликации на тему «Наш город» в подготовительной к школе группе.

Цель:  Совершенствование навыка употребления лексико-грамматических категорий по теме «Город» в процессе продуктивного вида деятельности – аппликации....

НОД ОО Познавательное развитие "Кто прославил наш город" в подготовительной к школе группе

Этот материал ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и направлен на формирование представлений детей о родном городе Городце....

Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей (в рамках реализации проекта «Смоленск - мой город» в подготовительной к школе группе)

Паспорт проекта:Воспитатель, инструктор ФК, дети подготовительной группы №8«Веснушка», родители.Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.Тип проекта: краткосрочный, групповой.Форма организ...