Конспект образовательной деятельности "Красна изба"
консультация (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности  по формированию представлений о народной культуре у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_krasna_izba.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект образовательной деятельности

    (познавательное развитие в старшей  группе)                

            Тема: «Красна изба»

                           

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о  старинном русском национальном костюме Белгородчины.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о характерных особенностях женского и мужского национального русского костюма жителей Белгородчины;

- формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;

-расширять представления о взаимосвязи человека и природы;

-продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать, строить простые умозаключения, делать выводы;

-способствовать развитию умения взаимодействовать в паре, группе детей, умения договариваться.

Развивающие:

 -продолжать обогащать словарный запас детей за счет расширения представлений о предметном окружении

- развивать умение составлять короткие описательные рассказы;  

-развивать умение образовывать относительные прилагательные;

-способствовать развитию внимания, кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, диалогической стороны речи, мелкой моторики;

-продолжать формировать произвольность поведения, функции самоконтроля;

-способствовать развитию познавательной активности.

Воспитательные:

-воспитывать  уважительное отношение к национальным традициям и русской народной культуре, любовь к своему народу, к Родине;

-формировать уважительное отношение к себе, сверстникам и взрослым;

-способствовать созданию эмоционально позитивной обстановки в группе;

- способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе; -развитие навыка самоанализа (рефлексии)

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста

Предварительная работа: виртуальная экскурсия в музей Народной культуры, рассматривание фотографий, рисунков с предметами быта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок; дидактические игры : «Русская изба», «Найди пару»

Оборудование: макет «Русская изба», иллюстрации с изображением русской избы, предметов быта, схемы для составления описательных рассказов «Посуда», краски, кисти.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Ход занятия:

Воспитатель: В старину, когда в дом приходили гости, хозяйка надевала платок на голову и приветствовала гостей: «Здравствуйте, гости дорогие, званые и желанные». Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое , попасть в русскую избу   и узнать, как жили наши предки, чем они занимались и как развлекались. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Наше путешествие в прошлое начинается.  (Воспитатель открывает макет русской избы. )

Воспитатель:  В старину , чтобы построить дом, нужно было пойти в лес, потому, что дома строили из дерева. Как называются дома из дерева?» (деревянные). Какими признаками обладает деревянная изба? (Красивая, прочная, теплая хорошо пахнет лесом)                                                                    

 Воспитатель Как же строили избы? Для дома подбирали хорошее место. Рядом должен был быть лес или водоем. Сначала валили лес, стволы очищали от сучьев и коры. Затем приступали к строительству. Хорошую избу мог срубить не каждый. Тут нужен опыт и мастерство. Как называли мастеров, которые строили избы? (Плотники)

Есть такая пословица- «Плотник-первый на селе работник». Каким же инструментом пользовался плотник? (Топором).  Раньше все делалось с помощью одного инструмента-топора.

 Мы с вами были в музее Народной культуры и видели, какие предметы быта были в крестьянской избе. Предлагаю вспомнить, а для этого предлагаю отгадать загадку:                                      

То печет блины,

То показывает сны (Печь)

Воспитатель: Главное в доме- печь.( Воспитатель показывает  печь  на макете).    Что делала печь в доме? (жарила, варила, пекла, грела, лечила). В печи пекли хлеб. Для выпечки хлеба использовали деревянную лопату, ее так и называли «хлебная» (воспитатель показывает «хлебную» лопату на макете избы)

 Для приготовления еды люди использовали различные горшки и чугунки. Покажите мне, пожалуйста чугунок на картинке.

 А ставили в печь чугунки при помощи предмета,  о котором  я вам сейчас загадаю загадку,  а вы отгадайте:

Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,

Людям отдает, а сам на отдых не идет. (Рогач или ухват)

Воспитатель: Какую еду готовили наши предки? (Каши).

 Предлагаю поиграть в игру «Какая бывает каша?» (на образование относительных прилагательных).

 Каша из гречки-гречневая, каша из пшена- пшенная, каша из пшеницы- пшеничная, каша из конопли-конопляная.

Воспитатель: Какой продукт был самым главным на столе? (Хлеб) Хозяйки пекли хлеб, а на праздники пекли  пирожки. О хлебе и пирожках русские люди придумали много пословиц. Предлагаю разделиться на пары и собрать половинки пирожков так, чтобы получились русские народные пословицы  (Пары собирают половинки пирожков и зачитывают пословицы: «Худ обед,  коли хлеба нет», «Красна река берегами, а обед пирогами», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Без печки холодно, а без хлеба голодно», «Хлеба каравай, и под елью рай».

Воспитатель: О чем эти пословицы? Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)

А сейчас предлагаю поиграть в  игру «Найди пару» Из набора картинок дети собирают пару и называют предметы:

Рогач  -  горшок

изба  -  топор

хлебная лопата  -  хлеб

пшеница  -  ступа

Воспитатель: В красном углу в каждом доме всегда были иконы с Набожниками и лампадой.   Из предметов мебели важное место занимал стол, накрытый домотканной скатертью. Около стола стояли лавки. За столом вся семья собиралась за обедом, при этом  все члены семьи рассаживались по старшинству. Никто не перебивал старших.

Воспитатель:  Давным-давно, 100, 200, 300 лет назад люди все делали своими  руками. Женщины-хозяйки  делали одежду для своей семьи. Какие  предметы нужны были для изготовления одежды? (Воспитатель показывает картинку-веретено).При помощи веретена хозяйки делали нити.

Предлагаю  поиграть в игру, сплести нитку, как делали хозяйки в старину.

(Дети встают в круг)

Мальчики скажут такие слова: «Сяду у оконца, сделаю веретенце, сделаю ровно, сделаю тонко» А теперь девочки скажут такие слова: «Сяду у оконца, возьму веретенце, плету нитку ровно, плету нитку тонко.

Воспитатель: А что  было необходимо хозяйке для изготовления полотна? (Прялка) (Воспитатель показывает картинку).   Обязательным предметом быта была прялка, с помощью которой женщины сами делали полотно, из которого  шили одежду.

Предлагаю поиграть  в русскую народную  игру «Ключик моей души» Давайте встанем в круг, левую руку поставим на пояс, правую руку вытянем вперед, я возьму в руку  клубочек, а вы будете передавать друг другу нитку из клубочка , и мы будем произносить слова: «По дорожке Маша шла, клубок ниточек нашла, клубок маленький, нитка аленька, клубок катится, нитка тянется». Если нитка попадает к мальчику, он произносит слова: «Я за ниточку взял, потянул и порвал» Если ниточка попадает к девочке, она произносит слова : «Я за ниточку взяла, потянула, порвала»

Воспитатель: Все ли предметы быта мы с вами назвали? Посмотрите на нашу картинку. Дети называют полки с посудой. Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (Из железа, дерева и глины)

Составление короткого описательного рассказа.

А теперь предлагаю разделиться на пары, выбрать  картинку с изображением посуды и рассказать  о ней, используя  схему. (Дети берут  картинки с изображением деревянных ложек, глиняных кувшинов, железных чугунков и составляют короткий описательный рассказ о них) (Например, это ложка. Она сделана из дерева. Такой ложкой удобно кушать, потому что она не нагревается. Но деревянная посуда боится огня. Поэтому в деревянной посуде нельзя приготовить еду.)

Воспитатель: Перед праздниками изба преображалась: в красном углу вешали нарядные вышитые полотенца. Предлагаю украсить наши полотенца узорами.

Воспитатель: Вот и пришло время нам возвращаться из старины в наше время. Давайте закроем глаза и скажем: «Раз, два, три, домой попади»

Понравилось вам наше путешествие?

Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».

Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Добро пожаловать в русскую избу»

познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью;- обогащать словарь детей названиями предметов старинного русского быта (самовар, ухват, чугун, прялка...

Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"

Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"...