Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие на тему

Валяс Мария Олеговна

1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.

 М.О. Валяс

2.  Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста – это целостная системно организованная деятельность педагогов и специалистов ДОУ, в процессе которой создаются социально – психологические  и педагогические условия для успешного воспитания и развития каждого ребёнка.

3.  Взаимодействие педагогов и специалистов направлено на то, чтобы обеспечить,  в первую очередь,  раннее выявление отклонений в развитии ребенка, в том числе,  отклонений в речевом развитии. Затем  совместно с учителем –логопедом разработать и применять на практике   индивидуальные меры коррекции. Объединив усилия педагогов и специалистов,   мы ведём работу  по стимуляции потенциальных возможностей ребенка,  по профилактике неблагополучного развития детей. Непременным условием успешности профилактической работы по раннему речевому развитию является  создание в каждой группе  необходимой развивающей среды, побуждающей ребёнка к выражению своих эмоций и стимулирующей  потребность в речевом развитии. 

В своё время Е.И. Тихеева заметила: «В пустых стенах ребёнок не заговорит». Поэтому совместно с воспитателями мы постарались создать благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в процессе жизнедеятельности. Мы нацелили воспитателей на то, что среда в младших группах должна  обеспечить богатство сенсорных впечатлений, чтобы вызывать у ребёнка собственную речевую активность.  Развивающие игры, подобранные в соответствии с возрастом детей обеспечивают возможность для исследования и экспериментирования в языковой системе, способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности.

4.  Для детей с нарушениями речи характерна недостаточная выраженность познавательных процессов,

нарушение и замедление приема и переработки сенсорной информации.

5.  Условиями  для успешного речевого развития ребёнка  является развитие общения со взрослым, насыщение слышимой речью  пространства жизнедеятельности ребёнка и появление   интереса ребёнка к слову, а  также становление предметной деятельности малыша и его делового сотрудничества со взрослым.

6.            Речь педагога  является важнейшим   компонентом построения развивающей речевой среды.     Речь  воспитателя должна быть абсолютно правильна, литературна; по форме и по тону речь дол­жна быть всегда безупречно вежливой. Воспитателю следует рекомендовать согласовывать структуру речи     с возрастом детей:

«содержание речи  взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу пред­ставлений и интересам детей, опираться на их опыт;  Мы обращаем внимание педагогов на то, чтобы их речь должна быть  просто­й, эмоционально выразитель­ной, образной,  чёткой и достаточно громкой.

7.  Насыщение слышимой речью среды жизнедеятельности ребёнка способствует    появлению интереса ребёнка  к слову.  Эмоционально захватывающие картинки, озвученные игрушки, книги побуждают детей к выражению речью своих эмоций, стимулируют речевую активность.

Невозможно переоценить значение книги в развитии речи ребенка. Рассматривание книг дает ребенку младшего дошкольного возраста вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления о содержании книги.  Иллюстрации знакомых сказок и стихов побуждают ребенка к рассказыванию. Пересказывая знакомые тексты, ребенок легче познает и усваивает  закономерности родного языка.

Знакомясь со всеми видами книг, в том числе книга-театр, книга-игрушка, книга-раскладушка ребенок погружается в языковую среду художественного произведения, обогащая тем самым собственную речь.  

8.  Для  успешного становления предметной деятельности малыша и его делового сотрудничества со взрослым  в каждой группе имеется  центр  сенсо-моторного развития. Правильно организованная предметная деятельность является основой для развития и  активизации процессов мышления и восприятия, внимания, памяти; Воспитатели понимают, что для успешного речевого развития малыша, надо стимулировать развитие функций зрения, слуха, осязания, двигательную активность. Занимаясь в центре сенсомоторного развития,  ребенок получает положительные  эмоции, у него повышается  работоспособность.

 Центры  сенсо-моторного развития  оснащены сухими бассейнами, центрами воды и песка, разнообразными игрушками – вкладышами и шнуровками, пирамидками и т.д.

 Особый интерес у малышей вызывают игры, оборудованные в сенсорной комнате. Яркие, красочные, выполненные из экологически чистого материала, они способны привлекать и удерживать внимание ребёнка, стимулируя речевую активность.

9.  Тактильная панель.

*                             На панели размещены материалы с различными тактильными поверхностями, различные предметы, способствующие развитию тактильных ощущений, а также - элементы игрушек.

10. Стереогностический модуль

*                             Модуль предназначен для развития стереогностических ощущений, путем ощупывания различных фигурок и поверхностей. Ребенок встречается с понятием «такой же», подбирает пары, ощупывая предметы.

Работа с модулем способствует утончению стереогностического восприятия формы, развивает быстроту суждений и логику математического мышления.

11.Кугельбан (шариковый каскад)— классическая игра, представляющая собой конструкцию с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка.
  Скатывающиеся шарики увлекают детей снова и снова, пока они смотрят на них! Следя за движением каждого шарика, ребенок не только тренирует глазные мышцы, но и учится концентрировать внимание на объекте, осваивать пространственные понятия.

12

*                             Модуль предназначен для развития цветового восприятия. Ребенок многократно упражняется в составлении групп предметов одинакового цвета: вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары. Яркий, привлекательный материал вызывает огромный интерес у ребенка и желание многократного повторения упражнений. Работа с модулем знакомит ребенка с различными цветами, способствует распознаванию цветов, умению формировать ряд одинаковых предметов, совершенствует зрительно моторную координацию, укрепляет мышцы рук, учит сравнивать и анализировать.

Таким образом, созданная  благоприятная  развивающая среда, совместная деятельность педагогов, специалистов  обеспечиваю положительные результаты формирования речевых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

Невозможно переоценить значение книги в развитии речи ребенка. Рассматривание книг дает ребенку младшего дошкольного возраста вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления о содержании книги.  Иллюстрации знакомых сказок и стихов побуждают ребенка к рассказыванию. Пересказывая знакомые тексты, ребенок легче познает и усваивает  закономерности родного языка.

Знакомясь со всеми видами книг, в том числе книга-театр, книга-игрушка, книга-раскладушка ребенок погружается в языковую среду художественного произведения, обогащая тем самым собственную речь.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Педагогический проект по теме «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ»...

Тема родительского собрания : "Этапы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста" (презентация)

В данной презентации рассматриваются этапы речевого развития детей младшего дошкольного возраста и симптомы речевых нарушений. Представлены игры для развития речи....

Статья «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста»

В этой статье описывается неоценимая польза пальчиковых игр для развития речи и всех умственных процессов ребенка. В ней говорится о том, что пальчиковая гимнастика очень важна с самых первых дней жиз...

Психологические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – совершенно своеобразный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психологическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки ...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и речевое развитие тесно взаимосвязаны между собой. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики....