Обобщение педагогического опыта "Русская изба"
методическая разработка
Обобщение педагогического опыта "Русская изба". Мини-музей "Русская изба" в детском саду "Ручеек" Окино-Ключи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_opyt_raboty_po_organizatsii_mini-muzeya_russkaya_izba.docx | 756.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из приоритетных направлений нашей работы - воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, упрочнения единства и дружбы.
Приобщение к русским национальным духовно культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, Городецкая роспись). Как показал опыт для занятий по привитию интереса к прошлому нашего народа, необходима особая предметно-пространственная среда. Среда, которая бы удовлетворяла потребности, интересы самого ребенка, дала ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным «владельцем» пространства, иметь свободный доступ к средствам деятельности, способствовала формированию творческого потенциала в личности ребенка. Возникла идея о создании мини-музея «Русская изба».
Поставлены цели:
1.Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры.
2.Создание условий для возрождения традиций народного семейного воспитания.
3.Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию русского народа.
Таким образом, находясь в детском саду, дети постоянно соприкасаются с культурой народа, ощущают ее энергетику. Именно родная культура как отец и мать стала неотемлемой частью души ребенка рождающим личность.
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты любознательность является национальными. Это помогает детям с самого раненого возраста понять что они – часть великого русского народа. Во-вторых, широко используем малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки) народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающим возможность взрослому в приятной для ребенка форме обучить его чему - то новому. В-третьих, приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Мы начали собирать разнообразные экспонаты, так как невозможно представить себе русскую избу без печки, стала необходимость создать ее своими руками, покрасили белой краской, нарисовали цветочный орнамент.
Разделы мини – музея.
«Русская изба» - русская печка, лавка, сундук.
«Домашняя утварь» - собрали старинные или сделанные под старину предметы быта (изделия из бересты, глины, чугунные изделия, деревянная утварь).
«Мастерская Кукол» - куклы из ткани, соломы, ниток.
«Рукотворный мир» - предметы рукотворного мира (варежки, творение умелых женских рук – вышивка, прядение здесь же представлены прялки двух видов).
Так как наш детский сад находится на территориальном удалении от районного центра,семьи воспитанников живут в домах на земле, они обнаружили у себя много предметов, которые подходят для нашего мини музея «Русская изба». Особый интерес у детей вызывает - прялка, которую мы отреставрировали. Домашняя утварь (ухват, чугунки, крынка, туесок, сельница и корыто для рубки мяса); кроватка – качалка. В старину в деревне основными предметами были сундуки, лавки и столы. Для детей сундук является, одним из интереснейших предметов в нем хранятся самотканые половички, рушники, салфетки, которые принадлежали прабабушкам.
Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. Дополнен интерьер народными «Игрушками» выполненными детьми на занятиях изодеятельности.Взаимодействие участников мини-музея осуществляем по следующему алгоритму: педагоги-родители, педагоги-дети, педагоги-дети-родители, родители-дети.
Как само пространство мини – музея так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Наш мини – музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым в детском саду для разных возрастных групп, причастных к идее духовного и культурного возрождения. Собранные предметы используются на занятиях по ознакомлению с укладом жизни русской деревни, по изобразительной деятельности (дети выкладывают и рисуют орнаменты, узоры, лепят посуду, игрушки). В нашем мини – музеи проводятся занятия следующей тематики: («Русская изба», «Посиделки», «Город мастеров», «Самовар, самоварище», «Народная игрушка»). Дети знакомятся с фольклорными праздниками (Осенины, масленица и др.).
Мини – музей «Русская изба» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно – нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими раннее живущими сейчас рядом.
Приобщая детей к русским традициям, знакомя их с народными праздниками, обрядами, мы стремимся, прежде всего, пробудить интерес детей к родной истории. Пусть не все останется в памяти, но что, то осядет, запомнится, означит рано или поздно обязательно прорастет и даст свои всходы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Ручеек»
Обобщение педагогического опыта: по теме «Русская изба»
Воспитатель:Михайлова Татьяна Павловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный педагогический опыт
Тема опыта : "Развитие музыкально-пластических способностей средствами сюжетно-образного танца"...
Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения
Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения. Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....
Приказ об утверждении итогов педагогического совета №3 от 17.03.2022г. (обобщение педагогического опыта работы)
Приказ об обобщении педагогического опыта на тему: «Развитие и обогащение словарного запаса через лексические игры детей подготовительной группы с ФФНР»...