Обобщенный педагогический опыт
рабочая программа по теме
Тема опыта : "Развитие музыкально-пластических способностей средствами сюжетно-образного танца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt_raboty_oformlenie.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
музыкального руководителя
СОКОР ТАТЬЯНЫ МИХАЙЛОВНЫ
Тема опыта: «Развитие музыкально- пластических способностей дошкольников средствами сюжетно – образного танца»
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.
Корней Чуковский
СОДЕРЖАНИЕ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. ИДЕЯ ОПЫТА:
Развиватие музыкально-пластических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца
Выбор темы продиктован необходимостью поиска все новых методов и форм музыкально-пластического воздействия на дошкольников средствами сюжетно-образного танца.
Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на ребенка. Музыкально-пластические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.
3.УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Хореография – это искусство танца. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют и релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Изучая методическую литературу, слушая консультации специалистов и принимая активное участие в работе методических объединений, мы определили идею формирования собственного педагогического опыта.
Условия формирования опыта:
— работа с методической литературой, каталогами;
— участие в работе методических объединений педагогов, семинаров, конференций, тренингов;
— получение консультаций специалистов на курсах повышения квалификации,
- изучение передового педагогического опыта коллег;
- изучение новаторских идей педагогов-практиков.
4.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.
Теоретической базой для опыта стали публикации:
С. Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика»,
Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка»,
Е.В. Горшковой «От жеста к танцу»,
Р. А. Захаров « Сочинение танца »,
Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З. Ушакова «Музыкально-
двигательные упражнения в детском саду».
В своей работе я опираюсь на методические разработки
С.И.Бекиной «Музыка и движение (игры, упражнения и пляски для детей 6-7 лет)», Б.И.Мысова «Музыкально-ритмические движения»,
М.А.Михайловой «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»,
Г. И. Колодецкого «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей».
5.АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
продиктована современностью и вытекает из многих составляющих. Это модернизация процесса образования в Российской Федерации, повышение требований к качеству образования, необходимости оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности, создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения . Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоции через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем – и взрослым и детям, он интернационален.
В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:
- между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;
-между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;
-между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.
Приступая к работе над этими проблемами, я исходила из того, что нужно обучить детей основам хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям. В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, телевидением, Интернетом и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея - роботы, пауки, чудовища и т. д.
Музыкально - ритмические занятия позволили мне смотреть на музыкально- пластическое воспитание в дошкольном учреждении как на важный процесс развития детей. Для этого было разработано перспективное планирование по развитию движений в старшей и подготовительной группах.
- НОВИЗНА ОПЫТА
заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического состояния посредством музыкально-пластических движений и состоит:
• использование комбинации элементов известных методик;
• рационализация, усовершенствование отдельных сторон педагогического труда;
- изменение требований к работе воспитателя (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов);
- расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка, предоставив ему возможность выбора.
А также в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально- пластических средств обучения в форме сюжетных занятий.
Особенность методики состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него - к «композиционному» творчеству в танце.
- АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА
Этот опыт рекомендовано использовать:
- начинающим музыкальным руководителям;
- опытным педагогам (частично во время занятий или в свободной деятельности с детьми).
Область применения для детей старших возрастных групп дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни ДОУ.
Длительность работы над опытом составляет 2 года.
Диапазон опыта охватывает организацию образовательного процесса в системе индивидуальных и групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
- ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА
Направление затруднений работы | |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ | Изменения документов регламентирующих работу дошкольных учреждений требует пересмотра некоторых аспектов опыта работы (Например: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, | Некоторые мероприятия не могут быть реализованы в полном объеме из-за несоответствующей материально-технической базы ДОУ |
ВРЕМЕННЫЕ | Текущие мероприятия (подготовка к праздникам, смотрам-конкурсам и т.д.) не позволяют уделять должного времени данной работе |
ФИНАНСОВЫЕ, | Нехватка средств на приобретение необходимого оборудования, методических пособий для практического внедрения проекта. |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ | Поиск новых программ и технологий для обновления передового педагогического опыта |
- ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
АЛГОРИТМ РАБОТЫ
№ | Этап | Результат |
1 | Анализ психолого-педагогической литерату ры по данной проблеме. | Теоретическое обоснование проекта |
2 | Разработка комплекса педагогических усло вий, способствующих занятию хореографией. | Организация содержа тельной жизни ре бенка в ДОУ и в семье. |
3 | Отследить динамику развития музыкально-ритмических способностей посредством ди агностического инструментария. | Диагностический ин струментарий. |
4 | Апробация комплекса педагогических усло вий, способствующих эстетическому развитию детей в ДОУ. | Комплекс педагогических усло вий, способствующих занятию хореографией. |
5 | Определить наиболее эффективные методы и приемы педагогичес кого воздействия. | Практико-ориентированный проект |
Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики развития музыкально-пластических и творческих способностей дошкольников средствами сюжетно- образного танца.
Задачи:
Хореография - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально- ритмического, эстетического развития детей. В процессе развития у дошкольников музыкально-пластических способностей средствами сюжетно-образного танца был определен ряд задач:
-создание системы занятий для развития музыкально-ритмических способностей детей, для определения содержания и основных направлений деятельности,
- развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений,
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта детей разнообразными движениями;
- развитие творческих способностей, потребности в самовыражении под музыку, средствами сюжетно- образного танца;
- учить радоваться успехам других детей и вносить вклад в общий успех.
Свою практическую деятельность я осуществляла с учетом общедидактических принципов – воспитывающего характера обучения, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности, а также и специфических принципов:
1. Связь музыкально-эстетической деятельности детей с окружающей действительностью, современностью. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию, стимулирует к творчеству.
2.Установление преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах. Его сущность состоит в том, что на каждой следующей ступени обучения элементы усвоенного повторяются, дополняются, на этой основе формируются новые знания. Детей ведут от простых действий к более сложным, но при этом на каждом этапе учитываются достигнутые результаты и психофизиологические возможности.
Система работы по развитию у детей музыкально-пластических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, в процессе кружковой работы детьми и в индивидуальной работе.
На занятиях я включала выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучивала композиции и танцы, рекомендуемые программой. Проводила и занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений.
Продолжительность таких занятий обусловлена возрастом занимающихся (с 3-4 года – 15-20 минут; с 4-5 лет – 20-25 минут; 5-7 лет – 30-35 минут). Занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляли упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм. Обязательно включала в нее ходьбу, бег, прыжки. Затем следовала основная часть, которая начиналась с поклона.
Основная часть занятия – музыкально-ритмическая, она наиболее динамичная. В нее включаются танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построения и перестроение.
В этой части дети самостоятельно могут создавать музыкально- пластические образы в сюжетно- образных танцах.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединялись упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном, умеренном темпе. Постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части. В заключительной части постепенно нагрузка снижается.
К подбору музыки на музыкальные занятия отношусь очень серьезно, использую музыку, доступную для восприятия ребенка: детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темпы на протяжении занятия меняются, но основной умеренный. Проводятся музыкально- ритмические занятия следующих видов:
- Тематическое занятие;
- Сюжетное занятие;
- Игровое занятие;
- Импровизация.
Каждый вид занятий имеет специфическую структуру.
Тематическое занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Цель занятия : Воспитание интереса, потребности в движении под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений
На занятиях используются следующие упражнения:
1 Основные виды движений
а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена(высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.
б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»).
в) Прыжковые движения – двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое поскакивание.
2 Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
3 Плясовые движения:
- элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек и полуприсядка для мальчиков и др..
4 Разучивание танцевальных упражнений:
- шаг польки;
- приставной шаг;
- подскоки;
- разучивание музыкально- ритмических композиций.
Сюжетные занятия
Сюжетное занятие может выстраиваться в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок. В сюжетном занятии могут преобладали имитационные движения – разнообразные образно - игровые движения, жесты, раскрывающие понятные детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях).
Цель занятий:
- развить у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным - персонажем сказок;
- развивать художественно – творческие способности посредством ритмической пластики.
Занятие обычно состоит из основных трех частей:
Подготовительная часть:
- сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражался сюжет занятия.
Основная часть:
- это кульминация - наивысшая точка развития сюжета. В основную часть включаются музыкально- ритмические композиции, соответствующие сценарию.
Заключительная часть:
- развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.
Игровые занятия
Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное.
Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости и координации движений, ориентации в пространстве. Занятие состояло из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
Неотъемлемой частью деятельности является работа с родителями. Для родителей и педагогов разработаны и проведены консультации: «Как развить ритмические способности ребенка», «Значение музыки в воспитании дошкольников», «С какой музыкой нужно знакомить детей», «Музыка как средство развития ребенка» «Значение музыкального воспитания в оздоровлении дошкольников», «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях» «Развитие музыкальных способностей в совместной деятельности музыкального руководителя и родителей»
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Работая углубленно по данной проблеме, можно сделать вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ
Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...
Обобщенный педагогический опыт
Обобщенный педагогический опыт...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя.
Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками....
Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"
"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...
Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные...
Обобщенный педагогический опыт
Наличие собственного инновационного опыта:1. Актуальность и перспективность 2. Концептуальность3. Наличие теоретической базы4. Ведущая педагогическая идея5. Оптимальность и эффективность средств6...
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»
Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»...