Развивающая предметно-пространственная среда.
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами опытом работы по теме: «Развивающая предметно-пространственная среда как фактор личностного развития ребенка».
В настоящее время активно выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.
Очень важно организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она носила личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия с детьми. И в этом плане максимально отвечает этим требованиям систематическое участие самих детей и их родителей в оформлении группового пространства. При оформлении среды в соответствии с темой недели или реализуемым проектом у детей должна быть возможность все получаемые новые знания, впечатления, эмоции отобразить в продуктах детского творчества, перенести их в групповое пространство. Тогда окружающая дошкольников среда действительно становится развивающей, «Говорящей».
«Говорящая среда» — это термин, у которого нет единого определения, так же, как и нет единого автора. Мы понимаем под этим термином такую среду, которая может выстраивать взаимоотношения с ребенком напрямую, практически без участия взрослого. Таким образом «говорящая среда» выступает как «третий педагог», обеспечивая необходимые условия для раскрытия своего потенциала в самостоятельной деятельности, а также позволяет:
- детям чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи, менять окружающее пространство по собственному замыслу, т.к. они знают, что и где расположено в группе;
- педагогу «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними;
- родителям «говорящая среда» наглядно демонстрирует, чем наполнена жизнь детей в детском саду, а возможность принять участие в оформлении ее отдельных элементов совместно с детьми мотивирует родителей на погружение в жизнь своего ребенка в детском саду, позволяет организовать практическое, продуктивное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.
Актуальность появления такого понятия продиктована с одной стороны действующим нормативным полем – федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с другой стороны посылами гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам.
На современном этапе для педагога главная задача не столько дать детям багаж знаний, сколько создать условия, при которых ребенок активно мог бы применить те знания и умения, которые заложил в нем педагог. Немаловажно дать детям инструменты, добывающие знания, которые нужны ребенку в его поисковой деятельности. Ребенок должен уверенно исследовать окружающий его мир и точно знать, как, с помощью чего он может получить необходимые ему знания. Деятельность ребенка тогда становится продуктивной, успешной, творческой, когда согрета радостью достижений, насыщена активной мыслью и поиском, когда ребенок осознает и укрепляет чувство собственного достоинства, что в свою очередь укрепляет его позиции в коллективе сверстников.
Предлагаем рассмотреть, совместно созданные с детьми эффективные элементы среды. Уточним, что данные элементы напрямую связаны с текущей деятельностью и возрастными особенностями детей.
Начнем с входа в группу. Пространство в раздевалке мы организовали с целью - создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, формирования позитивного образа своего «я» у воспитанников. Первым делом нас встречают «Уголок приветствия», «Здравствуйте, я пришел!» и «Уголок настроения». При входе в групповую комнату, ребенок переносит магнит со своим фото в область детского сада, тем самым обозначая, что он пришел и он в группе. Уходя из детского сада, фотография убирается в область дома показав, что его нет и он ушел домой. В «уголке приветствия» ребенок выбирает способ поприветствовать педагога и других детей. В «уголке настроения» дети рассказывают о настроении в начале дня и отмечают его. На протяжении дня настроение может меняться, соответственно дети могут поработать в этой зоне и рассказать о причинах изменения своего настроения.
В зоне «Наши именинники» мы отметили на импровизированном праздничном торте дни рождения детей. Если дети читающие, то они сами могут сообщить остальным о предстоящем дне рождения одного из детей и заранее подготовить поздравления для именинника.
Также «разговаривать» могут и шкафчики. Что мы можем разместить снаружи шкафчиков: автопортрет или фотографию, информацию о ребенке (что любит и не любит), кармашек достижений, место для хранения работ на ленте, прищепках, липучках и т.д., дети могут отмечать свой план на день.
Переходим в группу. В соответствии со шкалами для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R, примерно на 50 % должна быть оформлена группа работами детей, что будет способствовать разнообразию видов деятельности ребят не только в совместной, но и в самостоятельной деятельности. Мы стараемся по максимуму задействовать пространство группы и размещаем продукты детской деятельности в любой доступной детям зоне придерживаясь правила: «видишь пустое место-сделай из него место для публикации!», это может быть боковая поверхность стеллажей, стены, двери, окна (в этом нам помогают различные ленты с прищепками, леска, шнуры и шпагаты, магниты, сетки, крючки и т.д.). Что мы подразумеваем под продуктами деятельности – это могут быть различные творческие работы, созданные совместно с детьми.
Очень важно фиксировать детские идеи, замыслы, ответы в пространстве группы (обсуждение на утреннем круге, например). Сделать можно с помощью интеллект-карты. «Интеллект - карта» это схема, представленная в виде картинок, которая помогает детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки. Мы используем короткие слова, картинки-ассоциации, тем самым карта всегда привлекает внимание детей, провоцирует их на обсуждение, исследование и деятельность. Интеллект-карта может использоваться на этапе планирования, например проекта, темы недели, образовательного события. И, конечно, такие карты могут помочь структурировать, собрать все новые знания в одну общую информацию.
Вначале изучения каждой новой темы или проекта мы заполняем с детьми «Азбуку темы». Это прекрасная возможность на начальном этапе увидеть осведомленность и уже имеющийся опыт у детей по различной теме. Азбука висит и заполняется до тех пор, пока не потеряет свою актуальность. Азбуку можно не заполнять до конца, нет ничего страшного, если какие-то буквы останутся незаполненными. На участии абсолютно каждого ребенка мы никогда не настаиваем, все работают добровольно, через позитивное подкрепление активности.
Также прекрасно подходят для работы с детьми «Опросники» и «Загадки дня». Чисто технически – это лист бумаги с таблицей, в которой написаны или нарисованы вопросы, а также места для детских ответов. Ребятам предлагается отметить свой ответ при помощи букв, знаков. Чем старше дети, тем они самостоятельнее и уровень сложности заполнения таблицы соответственно повышается.
Для обобщения информации мы с детьми заполняем «Интерактивный стенд» — это место интерактивной коммуникации взрослого с детьми со следами этой самой коммуникации. В нашем случае это магнитно-маркерная доска, которая располагается в месте общего сбора и на которой размещается разная более или менее сменяемая информация. Чем мы заполняем стенд? Можно размещать календарь месяца, автопортреты, наши цели, мечты и пожелания, фото текущей деятельности, достижения, анкеты и опросники.
На видном месте мы расположили и создали вместе с детьми «Правила группы» - они выглядят как желаемое поведение, а не как запрет, четко визуализируются, работают всегда и без исключений, сплачивают группу. В ходе обсуждения правил, мы пришли к одной интересной идее создания шумомера «Тишина». Как он работает - одно замечание и закрывается одна буква. Предварительно мы с детьми обсудили и остановились на правиле - когда закрываются все буквы значит пришло время всем посидеть и отдохнуть.
Во всех центрах активности важно придерживаться принципа автодидактичности. Это такое свойство среды, которое позволяет ребёнку самообучиться, без взрослого рядом.
Например, для проведения опытов и экспериментов мы готовим для детей иллюстрированные карточки-подсказки с пошаговыми алгоритмами действий и карточки-фиксации опыта. Можно создавать такие карты по-отдельности, два в одном, можно их заламинировать, тогда они прослужат много раз. Со временем собираются готовые кейсы. Такие игры мобильны и не требуют дополнительных инструкций. Результаты детской исследовательской деятельности, зафиксированные в Дневниках наблюдений, также становятся своеобразными обучающими карточками.
Для центра математики мы готовим карточки с заданиями. В этих карточках подобраны различные задания, обеднённые одной темой. Карточки могут быть как для индивидуальной, так и для парной работы. Эти карточки универсальны для любого возраста – разный уровень актуального развития приведет к тому, что каждый заполнит в карточке что-то свое, показавшееся интересным именно ему. Кто-то из ребят сделает все задания, кто-то только раскрасит картинки, а кто-то просто напишет на ней свое имя. Мы хвалим саз деланное и позитивно подкрепляем успех! Это лучшая мотивация для детей.
В центре грамоты и речи мы подготовили для детей визуальную поддержку в части написания отдельных букв, имеющих лево и правосторонние элементы. Визуальная поддержка работает без вмешательства взрослого: она всегда рядом и всегда спокойно напоминает ребенку, как правильно пишется та или иная сложная буква. Такую же поддержку мы сделали и для цифр.
Стоит упомянуть и задачники. Они оформляются по полной аналогии с опросниками. Вопросы к задачникам будут иметь правильные ответы. Примерные вопросы могут быть такими: сколько звуков в слове арбуз; как называется жилище медведя; сколько будет 2+3; в каком слове больше слогов: дыня или собака. Сложность вопросов определяется возрастом детей, а тематика – текущей образовательной ситуацией. В зависимости от уровня сложности задачника, мы предлагаем детям возможные ответы, так как мы делаем это и в опросниках.
В центре дежурства мы вместе с детьми работаем с меню. Дежурные каждое утро вывешивают блюда для информированности всей группы о питании в течение дня. Вы можете увидеть, как все это выглядит: мы подготовили коробку с набором блюд, согласно 20-дневному меню, а также оформили зону, в которой эти блюда вывешиваются. В чем польза: простейший анализ: я знаю, что это. Я люблю/не люблю это. Я не знаю, что это - я могу попробовать это. Это мой любимый фрукт и тому подобное. Знакомимся с днями недели, составом блюд. Говорим и о составе, и о ценности, и о вкусе, и о пользе.
Также создан такой элемент среды как таблички выбора «Как будем засыпать?», дети могут отметить желаемый способ: заснуть в тишине, послушать аудио произведение или спокойную мелодию для сна, или же воспитатель прочтет перед сном сказку.
По пути в зал вы уже смогли заметить, что дети своими руками делали навигацию по кабинетам специалистов. Изначально мы обсуждали с детьми что в детский сад постоянно приходят новые дети и родители, а впервые ориентироваться в незнакомой обстановке очень трудно. Чтобы облегчить процесс знакомства с детским садом дети подготовили карточки с объяснением: что это за кабинет, кто там работает и что в нем можно делать. Дети очень быстро схватили идею и с удовольствием приступили к воплощению замысла! Навигацию можно делать не только по кабинетам, но и по активностям, которые есть на территории детского сада и в пределах группы, ведь это работает еще и как своего рода провокация, так как висящие таблички с подписанными предметами запускают различные процессы: кто-то пройдет мимо, кто-то остановится и просто начнет изучать ее, кто-то уже найдет знакомые буквы и сообщит окружающим содержание, кто-то спросит у педагога или родителя для чего это висит, а кто-то начнет выполнять инструкции и получать удовольствие – для каждого действие будет своим.
Как мы строим с родителями работу в элементах среды. Для родителей, мы вместе с детьми готовим опросники. Они позволяют: принять участие в элементах образовательной деятельности, в планировании и выборе темы проекта, предложить интересное занятие, получить значимую информацию. Также сами дети готовят для родителей мотивирующие объявления. Проводим совместные марафоны и акции, такие мероприятия получают большой отклик от родителей, и они с большим интересом принимают в них участие.
Исходя из вышеизложенного, мы хотим сделать вывод о том, что личность ребенка прежде всего развивается в деятельности. Активность ребенка в выборе содержания своего образования, подготовке наглядных пособий и элементов окружающей среды очень важна – именно так формируется активная гражданская позиция, когда человек может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор. Продемонстрированные нами элементы среды позволяют детям реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивают творческие способности, формируют личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда, способствует личностному развитию дошкольника, способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность развивать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....