Националь-региональный компонент
рабочая программа (старшая группа)
ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Реализация национально-регионального компонента, позволяет «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России». Реализация национально-регионального компонента основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования. Основываясь на данных принципах, было разработано комплексно-тематическое планирование на учебный год по возрастам, начиная с младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.docx | 38.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по
национально-региональному компоненту
младший возраст
Месяц | Форма работы | Цели |
Сентябрь | 1 Экскурсия по территории детского сада. Беседа на тему: «Что такое детский сад?» 2.Беседа на тему: «Улица города». Конструирование «Улицы города». 3. Рассматривание фотографий «Осень в Зеленогорске». | 1. Формировать интерес к ближайшему окружению детскому саду, помочь лучше узнать и полюбить его. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить. 2.Дать понятие о том, что каждая улица города имеет своё название, Закрепить знания об улице, на которой расположен д/с; познакомить с близлежащими улицами, дать понятие «адрес» и закреплять знания домашнего адреса, дать понятие о происхождении названий некоторых улиц. Побуждать интерес к конструированию. 3.Продолжать знакомить детей с природой родного края через фотографии |
Октябрь | 1.Рассматривание иллюстраций на тему: «Разноцветная осень в городе».
2.Беседа на тему: «Мой любимый город». 3. Прослушивание песен о родном крае 4.Игра «Кто, где работает?» | 1. Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте. Чтение и заучивание наизусть стихотворений Красноярских поэтов об осени
2. Продолжать знакомить детей с родным городом. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину. 3. Продолжать развивать музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера. Учить воспринимать и определять веселые и грустные произведения.
4.Рассказать о профессиях людей в родном городе, месте их работы. |
Ноябрь | 1.Осень на участке детского сада(прогулка). 2.Рисование на тему: «Моя улица». 3.Рассматривание народной игрушки «Матрёшка». 4. Беседа «Моя семья» | 1.Сформировать представление об осени как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы 2. Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, улице. 3.Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. 4.Учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважение к родителям |
Декабрь | 1. Зима на участке детского сада 2.Знакомство с народными музыкальными инструментами. 3.Чтение РНС «Колобок». 4.. Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в городе. | 1. Сформировать представление о зиме как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы. 2.Познакомить детей с русскими народными инструментами, вызывать желание играть на инструментах. 3.Знакомить детей с русскими народными сказками, формировать интерес к книгам. 4.Знакомить с достопримечательностями города. |
Январь | 1.Беседа на тему: «Кто живёт в лесу?». 2. Зимующие птицы нашего края. 3. Зимние игры – забавы 4. Рассматривание фотоальбома «Природа родного края» | 1.Дать представление о животных, населяющих леса родного края. 2.Познакомить с зимующими птицами края. 3. Вовлекать детей в зимние народные игры. Побуждать рассказывать о том, где гуляли, что делали 4. Учить видеть красоту родной природы. Воспитывать любовь к малой родине.
|
Февраль | 1.Зима в родном городе. 2.Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу». 3. Народный праздник «Масленица» 4.Мы рисуем сказку. | 1.Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой. 2.Закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, городу. 3. Продолжать знакомить с народными традициями, праздниками, помочь через игру понять особенности национальной культуры людей. 4.Развивать интерес к русским народным сказкам и рисованию. |
Март | 1.Чтение стихотворения «Дедушка Туман»
2.Прослушивание Гимна России. 3.Разучивание русской народной игры «Ручеёк». | 1. Развивать умение слушать авторские произведения, понимать их
2.Знакомить с символикой своей страны. 3.Продолжать знакомить с русскими народными играми, воспитывать желание играть в игры |
Апрель | 1.Прослушивание русских народных песен. 2.Транспорт родного города. 3. Флора и фауна Красноярского края
4. Чтение, разучивание пословиц и поговорок | 1. Продолжать знакомить с русским народным творчеством. 2.Учить различать виды транспорта, формировать представление о том, что такое малая родина. 3. Уточнить представления о животном и растительном мире родного края, города; учить детей беречь и охранять природу. 4.Воспитывать желание познать культуру своей страны через пословицы, поговорки. |
Май | 1.Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу» 2. Боевая слава края 3. Символика города знакомство с гербом и флагом 4 Знакомство с лекарственными растениями Красноярского края | 1.Закреплять знания домашнего адреса, воспитывать любовь к своему городу, дому, улице 2. Познакомить с памятными местами родного города, обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ.
3. Знакомить и обобщать знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу. Воспитывать патриотические чувства. Рассматривать иллюстрации герба. Беседа о том, где можно увидеть герб города. 4. Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений края. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать гуманное отношение к природе. |
Перспективный план по
национально-региональному компоненту
средний дошкольный возраст
- Расширить знания детей о городе (название, «день рождение города», основные улицы, микрорайоны, свой адрес).
- Пробуждать интерес к родному городу, чем богат, славиться, о главных его достопримечательностях (главной улице, реке, предприятиях), с особенностями труда людей в городе.
- Учить ориентироваться в ближайшем окружении: школа, магазин, дома.
- Познакомить с правилами поведения на улицах города.
- Дать понятие, что город является частью нашей родины.
- Учить узнавать деревья и кустарники на территории детского сада и окрестностях.
- Пробуждать желание трудиться, приносить посильную пользу, ухаживать за растениями, покормить птиц. Заготавливать корм для животных и птиц. Познакомить с правилами бережного отношения.
- Воспитывать интерес и любовь к городу, родной природе, к ее красоте, желание сделать его красивым, чистым, не сорить, посадить цветы на участке в детском саду, во дворе дома, где живешь.
Месяц | Тема | Форма работы |
сентябрь | 1. Здравствуй детский сад! День знаний.
| Выставка детского творчества «Детский сад – глазами ребёнка». Беседа «Я и мои друзья в детском саду». |
2. До свидания лето красное! | Целевая прогулка по участку ДОУ.
| |
3. Дорожная безопасность | Целевая прогулка к светофору по ул. Мира. Д/и «Знаки светофора». | |
4. Что я знаю о себе? | Д/и «Девочки и мальчики». | |
5. День дошкольного работника. | Чтение произведений, стихов о профессиях сотрудников ДОУ; Выставка детских рисунков «Мой воспитатель». |
октябрь | 1.Что нам осень подарила?
| Ярмарка овощей и фруктов, осенних поделок детей и родителей «Осень - собериха». Знакомить детей с сезонными изменениями в природе, происходящими осенью в городе, с цветовой гаммой, присущей осени. |
2,3. Осенний лес.
| Чтение литературы и заучивание стихов «Что такое лес?» В. Степанов сбор. «Наша природа». Аппликация из сухих листьев «Волшебный лес»; Фото-презентация о лиственных и хвойных деревьях города и края. Путешествие по экологической тропе в ДОУ. | |
4. Кто живет рядом с нами? | Конкурс на лучший рисунок домашнего животного. | |
5. Спутники нашей жизни | Посадка бальзамина. Наблюдение и участие в совместном с воспитателем труде в уголке природы в группе; уход за комнатными растениями. | |
ноябрь | 1. Любимые игрушки. | Рассматривание фотоальбома «Бабушкины любимые игрушки». Знакомство детей с игрушками прошлого столетия, сделанных из дерева. в мини – музее. |
3. Добрые дела. | Акция «Уроки вежливости» (оказание помощи и внимания нуждающимся в этом сверстникам и детям младших групп детского сада). | |
4. Никого роднее мамы в целом мире нет! | Изготовление сувениров к празднику мамы. | |
декабрь | 1. Здравствуй гостья зима! | ХПД «Зимушка, зима» (отражать признаки зимы, свойства снега, изменения в жизни птиц и диких животных в городе и крае). |
2. Наша Родина Россия наш Красноярский край. | Видеофильм путешествие по городу Красноярску. Беседа «Куда течет река Кан?». | |
3. Квартира, мебель. | Изготовление макетов мебели «Моя комната». Рассматривание фотографий старинной и современной мебели. | |
4. Мы встречаем Новый год. | Целевая прогулка с родителями к украшенной к празднику ёлке в городе. | |
январь | 2. В январе, в январе много снега во дворе! Каникулы. | Акция «Сделай горку на участке детского сада. Дидактические игры, экспериментирования со снегом. |
3. Покормите птиц зимой.
| Беседа «Птицы города и Красноярского края». Природоохранная акция «Покорми птиц зимой». | |
4. Бытовая техника. | Экскурсия детей в мини музей ДОУ «Русская изба» - рассматривание предметов старины которой пользовались жители старого Маклаково (утюг, чайник) и сравнение их с современной бытовой техникой. | |
февраль | 1. Какая бывает посуда. | Лепка «Наша посуда». Беседа «Эта разная посуда» (деревянная, глиняная, стеклянная). |
2. Все работы хороши. | Просмотр презентации «Все работы хороши, выбирай на вкус». | |
3. Проводы зимы. | Праздник «Масленица». | |
4. День защитника Отечества. | Спортивные соревнования «Мой папа самый ловкий». | |
5. Дом, улица, город. | Беседа на тему «Любимые места в городе». Просмотр фото презентации «Мой родной Зеленогорск». | |
март | 1. Наши любимые мамы.
| Изготовление открыток для мам к 8 Марта. Развлечение «Наши мамы лучше всех!» |
2,3. К нам весна шагает. | Презентация «Весна в нашем городе». | |
4. Волшебный мир книги и театра. | Выставка «Моя любимая книга» Знакомство с произведениями Зеленогорской поэтессы. | |
апрель | 1. Азбука здоровья.
| Изготовление стенгазеты «Спорт – это жизнь» (фото детей и родителей). Беседа об охране жизни и здоровья. |
2. Космос и человек. | СРИ «Космонавты». | |
3. Волшебница вода.
| Экскурсия к реке Кан (формировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу). Опыты с водой. | |
4. Труд людей весной. | Акция «Поможем дворнику» (воспитывать положительное отношение к труду расширять представления об орудиях труда, о процессе посадки). | |
май | 1. День Победы. | Праздник «Этот день победы». Беседа о героях Великой Отечественной войны, проживающих в нашем городе. |
2. Хочу все знать! | День следопытов и интересных открытий «Искатели приключений» (проведение опытов во время прогулки). | |
3. Моя семья, моя родословная. | Изготовление генеалогического древа семьи.
| |
4,5. Здравствуй лето! | Выставка рисунков: «Лето, лето, ты какого цвета?». Беседа «Солнце полезное, солнце опасное?» (правила поведения на улице). |
Перспективный план по
национально-региональному компоненту
старший дошкольный возраст
1. Закрепить знания детей о городе, своем районе (почему город носит такое название, как называется главная улица, какие еще есть улицы, именами каких людей они названы, когда день рождения города).
- Формировать основы понятия «Зеленогорец».
- Развивать умение хорошо ориентироваться на территории ближайшего микрорайона.
- Познакомить детей с историей города, гербом, летописью, жизнью, обычаями наших предков.
- Учить ориентироваться по карте-схеме города.
- Расширить представления воспитанников о жизни и труде людей города.
- Познакомить с творчеством знаменитых художников, поэтов, писателей, музыкантов города.
- Закрепить навыки поведения на улицах родного города.
- Вызвать интерес к жизни родного края, дать представления, о его размерах.
- Расширить представления детей о многообразии растительного и животного мира Красноярского края. Раскрыть значение природных богатств, для использования в жизни человека.
12. Познакомить с государственной символикой: российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России.
- Воспитывать чувство привязанности и любви, к семье, дому, городу, краю, уважение к своему народу, чувство гордости за своих земляков.
- Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям, проживающих в городе.
Месяц | Тема | Форма работы |
сентябрь | 1. Здравствуй детский сад! День знаний. | Экскурсия к школе № 169 на линейку «1 сентября День знаний» |
2. До свидания лето красное!
| Фотоколлаж «Где мы были, мы не скажем, что летом делали, покажем!» (фотографии детей в черте города в летний период). | |
3. Дорожная безопасность.
| Изготовление макета «Я иду в детский сад» (маршрут до детского сада с соблюдение ПДД). | |
4. Что я знаю о себе? | Викторина «Мы-Зеленогорцы!» | |
5. День дошкольного работника. | Изготовление плаката «Поздравляем с днём дошкольного работника!»
| |
октябрь | 1. Что нам осень подарила?
| Показ сценки «Собираем урожай» для детей 2 младшей группы. |
2,3. Осенний лес. | Поход в парк с родителями «Наш осенний лес». | |
4. Кто живет рядом с нами?
| Изготовление альбома «Красная книга Красноярского края» (подборка картинок с животными, которые занесены в Красную книгу и обитают на территории Красноярского края). | |
5. Спутники нашей жизни. | Изготовление карточек «В природе все взаимосвязано!» (бережем природу). | |
ноябрь | 1. Любимые игрушки.
| Мастер-класс для детей «Тряпичная кукла» - изготовление кукол из лоскутков. |
3. Добрые дела.
| Акция «Подарок друзьям» (подарить детям младшей группы тряпичных кукол, сделанных своими руками) | |
4. Никого роднее мамы в целом мире нет! | Мастер-класс от родителей «Мама – пекарь» (рассказ о профессии пекарь). | |
декабрь | 1.Здравствуй гостья зима! | Экскурсия по улицам города «Как изменился город с приходом зимы» |
2. Наша Родина Россия - наш Красноярский край. | Проект «Наш Красноярский край». Составление и просмотр презентации «Достопримечательности Красноярского края». | |
3. Квартира, мебель. | Экскурсия в мини-музей «Русская изба»- рассматривание предметов мебели и ее применения. | |
4. Мы встречаем Новый год. | ||
Акция «Сделай игрушку на городскую ёлку». | ||
январь | 2. В январе, в январе много снега во дворе! Каникулы. | Развлечение «Зимние забавы» (русские народные игры). |
3. Покормите птиц зимой. | Изготовление альбома «Птицы Красноярского края». Акция «Поможем птицам нашего города». Фотоколлаж «Как мы птицам помогали». | |
4. Бытовая техника | Экскурсия по детскому саду «Техника, которая нам помогает». | |
февраль | 1. Какая бывает посуда. | Экскурсия в мини-музей -рассматривание посуды и кухонной утвари. |
2. Все работы хороши. | Создание фотоальбома «Профессии нашего города» (фотографии родителей на месте работы). | |
3. Проводы зимы. | Праздник «Масленицы» (русские забавы). | |
4. День защитника Отечества. | Выставка творческих работ «Мой папа». | |
5. Дом, улица, город. | Экскурсия в мини-музей города. Знакомство с историей возникновения города. | |
март | 1. Наши любимые мамы. | Оформление поздравительного плаката «Я и моя мама». |
2,3. К нам весна шагает. | Тематическая беседа по соблюдению ПДД «Осторожно гололед». | |
4. Волшебный мир книги и театра. | Знакомство с творчеством писателей города Зеленогорска. | |
апрель | 1. Азбука здоровья. | Поход на стадион школы №169. |
2. Космос и человек. | Викторина «Покоряем космос». | |
3. Волшебница вода. | Выставка творческих работ «Енисей батюшка». Создание альбома «Рыбы Енисея». | |
4.Труд людей весной. | Организация субботника совместно с родителями. Создание огорода на окне. | |
май | 1. День Победы. | Экскурсия к памятнику на набережной р. Кан |
2. Хочу все знать! | Целевая прогулка по территории детского сада «Что нас окружает?» | |
3. Моя семья, моя родословная. | Изготовление семейного древа. | |
4,5. Здравствуй лето! | Коллективная работа «Лето в нашем городе». Проект «Озеленяем город» (посадка цветов). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Литературно-художественный центр - важный компонент информационно-образовательного пространства разновозрастной группы общеразвивающей направленности»
Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и лит...
Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР
Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...
Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
из опыта работы по использованию регионального компонента
данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...
из опыта работы по практическому применению регионального компонента
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....