Националь-региональный компонент
рабочая программа (старшая группа)

Савенкова Светлана Петровна

ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Реализация национально-регионального компонента, позволяет «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России». Реализация национально-регионального компонента основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования. Основываясь на данных принципах, было разработано комплексно-тематическое планирование на учебный год по возрастам, начиная с младшей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по

 национально-региональному компоненту

младший возраст

Месяц

Форма работы

Цели

Сентябрь

1 Экскурсия по территории детского сада.  

Беседа на тему: «Что такое детский сад?»

 2.Беседа на тему: «Улица города». Конструирование «Улицы города».

3. Рассматривание фотографий «Осень в Зеленогорске».

1. Формировать интерес к ближайшему окружению детскому саду, помочь лучше узнать и полюбить его. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить.

2.Дать понятие о том, что каждая улица города имеет своё название,

Закрепить знания об улице, на которой расположен д/с; познакомить с близлежащими улицами, дать понятие «адрес» и закреплять знания домашнего адреса, дать понятие о происхождении названий некоторых улиц. Побуждать интерес к конструированию.

3.Продолжать знакомить детей с природой родного края через фотографии

Октябрь

1.Рассматривание иллюстраций на тему: «Разноцветная осень в городе».

 

2.Беседа на тему: «Мой любимый город».

3. Прослушивание песен о родном крае 

4.Игра «Кто, где работает?»

1. Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте.    Чтение и заучивание наизусть стихотворений Красноярских поэтов об осени  

 

2. Продолжать знакомить детей с родным городом. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

3. Продолжать развивать   музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера.

Учить воспринимать и определять веселые и грустные произведения.

 

4.Рассказать о профессиях людей в родном городе, месте их работы.

Ноябрь

1.Осень на участке детского сада(прогулка).

2.Рисование на тему: «Моя улица». 

3.Рассматривание народной игрушки «Матрёшка».

4. Беседа «Моя семья» 

1.Сформировать   представление об осени как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы

2. Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, улице.

3.Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

4.Учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважение к родителям

Декабрь

1. Зима на участке детского сада

2.Знакомство с народными музыкальными инструментами.

3.Чтение РНС «Колобок».

4.. Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в городе.

1. Сформировать представление о зиме как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы.

2.Познакомить детей с русскими народными инструментами, вызывать желание играть на инструментах.

3.Знакомить детей с русскими народными сказками, формировать интерес к книгам.

4.Знакомить с достопримечательностями города.

Январь

1.Беседа на тему: «Кто живёт в   лесу?».

2. Зимующие птицы нашего края.

3. Зимние игры – забавы 

4. Рассматривание фотоальбома «Природа родного края»

1.Дать   представление о животных, населяющих леса родного края.

2.Познакомить   с зимующими птицами края.

3. Вовлекать детей в зимние народные игры. Побуждать рассказывать о том, где гуляли, что делали

4. Учить видеть красоту родной природы. Воспитывать любовь к малой родине.

 

Февраль

1.Зима в родном городе.

2.Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу».

3. Народный праздник «Масленица»  

4.Мы рисуем сказку.

1.Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой.

2.Закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.

3. Продолжать знакомить с народными традициями, праздниками, помочь через игру понять особенности национальной культуры людей.

4.Развивать интерес к русским народным сказкам и рисованию.

Март

1.Чтение стихотворения «Дедушка Туман» 

 

2.Прослушивание Гимна России.

3.Разучивание русской народной игры «Ручеёк».

1.  Развивать умение слушать авторские произведения, понимать их

 

2.Знакомить с символикой своей страны.

3.Продолжать знакомить с русскими народными играми, воспитывать желание играть в игры

Апрель

1.Прослушивание русских народных песен.  

2.Транспорт родного города.

3. Флора и фауна Красноярского края 

 

4. Чтение, разучивание пословиц и поговорок

1. Продолжать знакомить с русским народным творчеством.

2.Учить различать виды транспорта, формировать представление о том, что такое малая родина.

3. Уточнить представления о животном и растительном мире родного края, города; учить детей беречь и охранять природу.

4.Воспитывать желание познать культуру своей страны через пословицы, поговорки.

Май

1.Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу» 

2. Боевая слава края 

3. Символика города знакомство с гербом и флагом

4 Знакомство с лекарственными растениями Красноярского края  

1.Закреплять знания домашнего адреса, воспитывать любовь к своему городу, дому, улице

2. Познакомить с памятными местами родного города, обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ.

 

3. Знакомить и обобщать знания детей о символе родного города – гербе.  Формировать уважительное отношение к гербу. Воспитывать патриотические чувства. Рассматривать иллюстрации герба. Беседа о том, где можно увидеть герб города.

4. Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений края. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Перспективный план по

 национально-региональному компоненту

средний дошкольный возраст

  1. Расширить знания детей о городе (название, «день рождение города», основные улицы, микрорайоны, свой адрес).
  2. Пробуждать интерес к родному городу, чем богат, славиться, о главных его достопримечательностях (главной улице, реке, предприятиях), с особенностями труда людей в городе.
  1. Учить ориентироваться в ближайшем окружении: школа, магазин, дома.
  2. Познакомить с правилами поведения на улицах города.
  3. Дать понятие, что город является частью нашей родины.
  4. Учить узнавать деревья и кустарники на территории детского сада и окрестностях.
  5. Пробуждать желание трудиться, приносить посильную пользу, ухаживать за растениями, покормить птиц. Заготавливать корм для животных и птиц. Познакомить с правилами бережного отношения.
  6. Воспитывать интерес и любовь к городу, родной природе, к ее красоте, желание сделать его красивым, чистым, не сорить, посадить цветы на участке в детском саду, во дворе дома, где живешь.

 

Месяц

Тема

Форма работы

сентябрь 

1. Здравствуй детский сад!     День знаний.

 

Выставка детского творчества «Детский сад – глазами ребёнка».

Беседа «Я и мои друзья в детском саду».

2. До свидания лето красное!

Целевая прогулка по участку ДОУ.

 

3. Дорожная безопасность 

Целевая прогулка к светофору по ул. Мира. Д/и «Знаки светофора».

4. Что я знаю о себе?

Д/и «Девочки и мальчики».

5. День дошкольного работника.

Чтение произведений, стихов о профессиях сотрудников ДОУ;

Выставка детских рисунков «Мой воспитатель».

октябрь

1.Что нам осень подарила?

 

Ярмарка овощей и фруктов, осенних поделок  детей и родителей «Осень - собериха».  

Знакомить детей с сезонными изменениями в природе, происходящими осенью в городе, с цветовой гаммой, присущей осени.

2,3. Осенний лес.

 

Чтение литературы и заучивание  стихов «Что такое лес?» В. Степанов сбор. «Наша природа». Аппликация из сухих листьев «Волшебный лес»;

Фото-презентация о лиственных и хвойных деревьях города и края.  

Путешествие по экологической тропе в ДОУ.

4. Кто живет рядом с нами?

Конкурс на лучший рисунок домашнего животного.  

5. Спутники нашей жизни

Посадка бальзамина.  

Наблюдение и участие в совместном с воспитателем труде в уголке природы в группе; уход за комнатными растениями.

ноябрь

1. Любимые игрушки.

Рассматривание фотоальбома «Бабушкины любимые игрушки».

Знакомство детей с игрушками прошлого столетия, сделанных из дерева. в мини – музее.

3. Добрые дела.

Акция «Уроки вежливости» (оказание помощи и внимания нуждающимся в этом сверстникам и детям младших групп детского сада).

4. Никого роднее мамы в   целом мире нет!

Изготовление сувениров к празднику мамы.

декабрь

1. Здравствуй гостья зима!

ХПД «Зимушка, зима» (отражать признаки зимы, свойства снега, изменения в жизни птиц и диких животных в городе и крае).

2. Наша Родина Россия наш Красноярский край.

Видеофильм путешествие по городу Красноярску. Беседа «Куда течет река Кан?».

3. Квартира, мебель.

Изготовление макетов мебели «Моя комната».  Рассматривание фотографий старинной и современной мебели.

4. Мы встречаем Новый год.

Целевая прогулка с родителями к украшенной к празднику ёлке в городе.

январь

2. В январе, в январе много снега во дворе!

Каникулы.

Акция «Сделай горку на участке детского сада. Дидактические игры,  экспериментирования со снегом.

3. Покормите птиц зимой.

 

Беседа «Птицы города и Красноярского края».

Природоохранная акция «Покорми птиц зимой».

4. Бытовая техника.

Экскурсия детей в мини музей ДОУ «Русская изба» - рассматривание предметов старины которой пользовались жители старого Маклаково (утюг, чайник) и сравнение их с современной бытовой техникой.

 

февраль

1. Какая бывает посуда.

Лепка «Наша посуда».

Беседа «Эта разная посуда» (деревянная, глиняная, стеклянная).

2. Все работы хороши.

Просмотр презентации «Все работы хороши, выбирай на вкус».

3. Проводы зимы.

Праздник «Масленица».

4. День защитника Отечества.

Спортивные соревнования «Мой папа самый ловкий».

5. Дом, улица, город.

Беседа на тему «Любимые места в городе». Просмотр фото презентации «Мой родной Зеленогорск».

март

1. Наши любимые мамы.

 

Изготовление открыток для мам к 8 Марта. Развлечение «Наши мамы лучше всех!»

2,3. К нам весна шагает.

Презентация «Весна в нашем городе».  

4. Волшебный мир книги и театра.

Выставка «Моя любимая книга»  

Знакомство с произведениями  Зеленогорской поэтессы.

апрель

1. Азбука здоровья.

 

Изготовление стенгазеты «Спорт – это жизнь» (фото детей и родителей).

Беседа об охране жизни и здоровья.

2. Космос и человек.

СРИ «Космонавты».  

 

3. Волшебница вода.

 

Экскурсия к реке Кан (формировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу).

Опыты с водой.

4. Труд людей весной.

Акция «Поможем дворнику» (воспитывать положительное отношение к труду расширять представления об орудиях труда, о процессе посадки).

 

май

1. День Победы.

Праздник «Этот день победы».

Беседа о героях Великой Отечественной войны, проживающих в нашем городе.

2. Хочу все знать!

День следопытов и интересных открытий

«Искатели приключений» (проведение опытов во время прогулки).

3. Моя семья, моя родословная.

Изготовление генеалогического древа семьи.

 

4,5. Здравствуй лето!

Выставка рисунков: «Лето, лето, ты какого цвета?». Беседа «Солнце полезное, солнце опасное?» (правила поведения на улице).

 

 

Перспективный план по

национально-региональному компоненту

старший дошкольный возраст

1. Закрепить знания детей о городе, своем районе (почему город носит такое название, как называется главная улица, какие еще есть улицы, именами каких людей они названы, когда день рождения города).  

  1. Формировать основы понятия «Зеленогорец».
  2. Развивать умение хорошо ориентироваться на территории ближайшего микрорайона.
  1. Познакомить детей с историей города,  гербом, летописью,  жизнью, обычаями наших предков.
  2. Учить ориентироваться по карте-схеме города.
  3. Расширить представления воспитанников о жизни и труде людей города.
  4. Познакомить с творчеством  знаменитых художников, поэтов, писателей, музыкантов города.
  1. Закрепить навыки поведения на улицах родного города.
  2. Вызвать интерес к жизни родного края, дать представления, о его размерах.  
  3. Расширить представления детей о многообразии растительного и животного мира Красноярского края. Раскрыть значение природных богатств, для использования в жизни человека.

12. Познакомить с государственной символикой: российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России.

  1. Воспитывать чувство привязанности и любви, к семье, дому, городу, краю, уважение к своему народу, чувство гордости за своих земляков.
  2. Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям, проживающих в городе.

 

Месяц

Тема  

Форма работы

сентябрь 

1. Здравствуй детский сад!     День знаний.

Экскурсия к школе № 169 на линейку «1 сентября День знаний»

2. До свидания лето красное!

 

Фотоколлаж «Где мы были, мы не скажем, что летом делали, покажем!» (фотографии детей в черте города в летний период).

3. Дорожная безопасность.

 

Изготовление макета «Я иду в детский сад»

(маршрут до детского сада с соблюдение ПДД).

4. Что я знаю о себе?

Викторина «Мы-Зеленогорцы!»

5.  День дошкольного работника. 

Изготовление плаката «Поздравляем с днём дошкольного работника!»

 

октябрь

1. Что нам осень подарила?

 

Показ сценки «Собираем урожай» для детей 2 младшей группы.

2,3. Осенний лес.

Поход в парк с родителями «Наш осенний лес».

4. Кто живет рядом с нами?

 

Изготовление альбома «Красная книга Красноярского края» (подборка картинок с животными, которые занесены в Красную книгу и обитают на территории Красноярского края).

5. Спутники нашей жизни.

Изготовление карточек «В природе все взаимосвязано!» (бережем природу).

ноябрь

1. Любимые игрушки.

 

Мастер-класс для детей «Тряпичная кукла» - изготовление кукол из лоскутков.

3. Добрые дела.

 

Акция «Подарок друзьям» (подарить детям младшей группы тряпичных кукол, сделанных своими руками)

4. Никого роднее мамы в   целом мире нет!

Мастер-класс от родителей «Мама – пекарь»

(рассказ о профессии пекарь).

декабрь

1.Здравствуй гостья зима!

Экскурсия по улицам города «Как изменился город с приходом зимы»

2. Наша Родина Россия - наш Красноярский край.

Проект «Наш Красноярский край».

Составление и просмотр презентации

«Достопримечательности Красноярского края».

3. Квартира, мебель.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»-

рассматривание предметов мебели и ее применения.

4. Мы встречаем Новый год.

Акция «Сделай игрушку на городскую ёлку».

январь

2. В январе, в январе много снега во дворе! Каникулы.

Развлечение «Зимние забавы» (русские народные игры).

3. Покормите птиц зимой.

Изготовление         альбома «Птицы Красноярского края».

Акция «Поможем птицам нашего города».

Фотоколлаж «Как мы птицам помогали».

4. Бытовая техника

Экскурсия по детскому саду «Техника, которая нам помогает».

февраль

1. Какая бывает посуда.

Экскурсия в мини-музей -рассматривание посуды и кухонной утвари.

2. Все работы хороши.

Создание фотоальбома «Профессии нашего города» (фотографии родителей на месте работы).

3. Проводы зимы.

Праздник «Масленицы» (русские забавы).

4. День защитника Отечества.

Выставка творческих работ «Мой папа».  

5. Дом, улица, город.

Экскурсия в мини-музей города. Знакомство с историей возникновения города.

март

1. Наши любимые мамы.

Оформление поздравительного плаката «Я и моя мама».

2,3. К нам весна шагает.

Тематическая беседа по соблюдению ПДД «Осторожно гололед».

4. Волшебный мир книги и театра.

Знакомство с творчеством писателей города Зеленогорска.

апрель

1. Азбука здоровья.

Поход на стадион школы №169.

2. Космос и человек.

Викторина «Покоряем космос».

3. Волшебница вода.

Выставка творческих работ «Енисей батюшка». Создание альбома «Рыбы Енисея».

4.Труд людей весной.

Организация субботника совместно с родителями. Создание огорода на окне.

май

1. День Победы.

Экскурсия к памятнику на набережной р. Кан

2. Хочу все знать!  

Целевая прогулка по территории детского сада «Что нас окружает?»

3. Моя семья, моя родословная.

Изготовление семейного древа.

4,5. Здравствуй лето!

Коллективная работа «Лето в нашем городе». Проект «Озеленяем город» (посадка цветов).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Литературно-художественный центр - важный компонент информационно-образовательного пространства разновозрастной группы общеразвивающей направленности»

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства,  в целом,  и лит...

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"

Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....