История и актуальность коренных народов севера.
занимательные факты

Михальченко Анна  Геннадьевна

 Анализируя историю изучения коренных народов, мы видим, что начальные наблюдения, даже у образованных людей, были поверхностны. Оценки, описания и типичные характеристики поведения носили примитивный, а порой и невежественный характер. Термин "дикарь" часто использовался для обозначения недостатка знаний и понимания окружающих процессов. Однако со временем, благодаря накоплению данных, наше знание о коренных народах становилось всё более глубоким и разносторонним.

 В современном мире  интерес международного сообщества к положению коренных народов актуальный, в том числе малочисленных народов Севера. Развитие коренных народов во всех регионах планеты стало глобальной проблемой. Суть этой проблемы заключается в том, что давление доминирующей культуры индустриального и постиндустриального общества всё сильнее угрожает традиционному образу жизни, материальной основе этнической культуры и самому существованию коренных народов как уникальных этнических общностей. Поэтому поиск путей,  сохранения  культуры малочисленных  народов  Севера является  актуальной задачей.

Необходимо разработать проекты, направленные на сохранение культуры и быта коренных малочисленных народов Севера.

 Так  же  нужно  провести исследование различных интерпретаций понятия "коренные народы Севера".

Нужно  проанализировать особенности культуры, религии и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

 Следовательно, очень  значимо изучить актуальные программы, направленные на сохранение культуры и быта коренных малочисленных народов Севера.

Нужно обратить внимание на практическую значимость, которую получаем в ходе проекта.

Эти материалы обогатят знания о культуре и традиционном укладе жизни малочисленных народов Севера и позволят упорядочить имеющуюся информацию по этой тематике. Некоторые материалы могут быть использованы в качестве обучающих пособий при подготовке непосредственной  образовательной  деятельности в старшей и  подготовительной   группе и детей школьного возраста.

     Термин «коренные народы» (англ. "indigenous peoples") приобрел международно-правовое значение в 1957 году, обозначая народы, которые исторически проживали на своих землях до прихода переселенцев. 

Понятие "коренной" ("indigenous"), помимо географического значения, охватывает также социальную и культурную принадлежность к определенной территории.

  Самобытность и национальное существование малых народов России тесно связаны с традиционным образом жизни, который сохраняется в окружающих поселениях тундре и тайге.

 В этих природных зонах ведут хозяйственную деятельность представители коренных народов, занимающиеся оленеводством, охотой и рыболовством. Оленеводы, преимущественно жители Севера,  проживают большую часть   года в тундре со своими стадами, возвращаясь в поселения лишь несколько раз в год. Охотники проводят охотничий сезон в тайге или тундре, периодически возвращаясь, домой. Они передвигаются пешком, на оленях, собаках, а также на снегоходах. Рыболовство является основным промыслом  хантов и манси, но в той или иной мере им занимаются все народы Севера.

  Традиционная кухня малых народов адаптирована к климатическим условиям. Основу рациона составляют рыба и мясо, которые употребляются как в сыром, так и в варёном виде.  Животные, подверженные паразитам (щука, язь, карась), перед употреблением подвергаются длительной просушке.

 Несмотря на то, что сырое или недожаренное мясо содержит необходимые витамины, северным народам не хватает растительной пищи. Летом женщины собирают дикорастущие ягоды и травы, которые консервируют в бурдюках с жиром для зимнего потребления.

В тундре и тайге, богатых грибами, олени, питающиеся ими, часто разбредаются, что затрудняет их пастьбу. Местные жители традиционно не употребляли грибы в пищу, но под влиянием русских с середины XX века стали сушить и солить их для хранения и продажи.

  С 30-40-х годов XX века питание народов Севера претерпело значительные изменения. Сегодня оленеводы и охотники не могут обойтись без хлеба, круп, чая, соли и сахара. Привычка к сладкому негативно влияет на здоровье детей и молодежи, вызывая кариес, которого раньше у них не было.

   Оленеводы и рыбаки, кочующие в чумах – конических шатёрах из оленьих шкур или брезента, распространены среди многих народов Севера. Установка чума считается женским делом. В центре чума находится костёр или печка, а по бокам - спальные места. Напротив входа располагается священное место с ценностями и амулетами.

   Рыбаки могут покрывать чумы тиской – пластинами из вываренной берёзовой коры. Летом они перемещаются на лодках, зимой - на нартах с собачьей упряжкой, а в последнее время - на снегоходах.

  Традиционная кухня народов Севера основана на употреблении рыбы и мяса в сыром или полусваренном виде.

      Таким образом, традиционный образ жизни малых народов России, основанный на тесной связи с природой и сохранении древних промыслов, является основой их самобытности и культурной идентичности.

В «Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» (1989 г.) уточняется определение:

Народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, чьи социальные, культурные и экономические условия отличают их от других групп населения. Их положение регулируется как собственными обычаями и традициями, так и специальным законодательством.

  Народы в независимых странах, которые считаются коренными на основании того, что они являются потомками жителей, населявших страну или ее часть во время завоевания, колонизации или установления современных государственных границ. Независимо от их юридического статуса, такие народы сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.

Важно отметить, что термин "коренной" имеет множество синонимов (местный, аборигенный), которые могут вызывать трудности при переводе из-за своей социально-политической окраски.

Российское законодательство определяет коренные народы как малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Некоторые исследователи, такие как директор Норвежского Института прав человека А. Эйде, относят коренные народы к категории меньшинств, подчеркивая при этом их более значимые права по сравнению с другими меньшинствами в регионах компактного проживания.

В современной научной дискуссии М.С. Куропятник выделяет новые аспекты трактовки понятия "коренные народы", включающие в себя: самоидентификацию, признание особого социального статуса государством и международным сообществом, а также переосмысление и утверждение социальной значимости "традиционных форм коллективной идентичности".

Существует несколько интерпретаций понятия "коренные народы".

Во-первых, это народы, исторически связанные с определенной территорией до прихода на нее мигрантов. Многие исследователи дополняют это определение наличием уникальных социальных, культурных, экономических и правовых систем.

Во-вторых, в российском законодательстве этот термин привязан к малочисленным народам, проживающим на традиционных землях, сохраняющих свой образ жизни и традиционные формы хозяйственной деятельности, но насчитывающим менее 50 тысяч человек.

В-третьих, коренные народы рассматриваются как этнические меньшинства, обладающие расширенными правами по сравнению с другими группами в районах их компактного проживания.

 

На сегодняшний день численность коренных малочисленных народов Севера не превышает 300 тысяч человек. Они представляют почти десять языковых семей: саамы, ханты и манси - финно-угорскую; ненцы, селькупы, нганасаны, энцы - самодийскую; долганы - тюркскую; эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи - тунгусо-маньчжурскую. Чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи, эскимосы и алеуты - эскимосско-алеутской, а языки юкагиров, кетов, нивхов считаются изолированными.

  В настоящее время многие из этих языков находятся под угрозой исчезновения. Их носителями в основном являются представители старшего поколения, молодежь же преимущественно общается на русском языке. Тем не менее, с 90-х годов предпринимаются попытки возродить преподавание родных языков в школах. Однако этот процесс сопряжен с рядом трудностей: недостаток квалифицированных преподавателей, ограниченное домашнее использование родного языка (часто только у бабушек и дедушек), что приводит к необходимости обучения языку практически "с нуля", как иностранному.

    Коренные народы Севера являются неотъемлемой частью богатого этнокультурного разнообразия мировой цивилизации.  Подобно многим другим изолированным группам по всему миру, они вносят свой уникальный вклад в развитие как регионального, так и глобального масштаба.

   В основе мировоззрения северных народов лежат политеистические, анимистические и шаманистические верования. Их пантеон представлен множеством богов и духов, олицетворяющих различные силы и явления природы.  Они верят в одушевленность всего сущего: животных, гор, рек, деревьев, созданных человеком предметов – каждый объект наделён душой, способной испытывать эмоции.

  Поэтому для коренных народов Севера крайне важно жить в гармонии с окружающим миром, умея находить общий язык со всеми его обитателями. В роли посредника между людьми и духовным миром может выступать любой член общины, однако в сложных случаях, например, при лечении болезни, лучше обратиться к специалисту-шаману.

   Для установления связи с духами шаман использует особый ритуал, называемый камланием.  Термины "шаман" и "камлание" заимствованы из тюркских языков и вошли в русский язык.

   Шаманство представляет собой систему мировоззрения, основанную на вере в возможность индивидуального и коллективного соединения с потусторонними силами, влияющими на жизнь людей.  Для достижения этого соединения шаманы используют индивидуальные и коллективные практики, направленные на развитие сверхчувственного восприятия и связи с окружающим миром.

  В настоящее время народы Севера, такие как ханты и манси, активно возрождают свои традиционные обряды, праздники, передавая детям знания и навыки предков. Вместе с этим возрождается и родной язык, который ранее находился под угрозой вытеснения государственным русским языком.

  Ранее нанесение татуировок на тело и лицо считалось одним из проявлений самобытности северных народов.  Некоторые народы также использовали пирсинг для украшения. Впоследствии эти практики были отвергнуты как "признаки дикости".  Однако, в современном мире подобные явления стали популярны в крупных европейских городах.

В настоящее время вклад в сохранение культур коренных народов и поддержка этих культур являются приоритетной задачей проекта.

 Благодаря  организованным  фестивалям жители и гости столицы получают возможность ознакомиться с древними традициями и погрузиться в уникальный мир северных народов.

Где задачами проекта по сохранению культурного наследия является, изучение, сохранение, развитие, популяризация, использование и охрана этнокультурного и историко-культурного наследия российских регионов, как нематериального, так и материального.

   Данный проект направлен на создание условий для взаимодействия государственных и негосударственных организаций, а также отдельных граждан в сфере защиты и возрождения культурного наследия, достопримечательных мест и этнокультурных объектов на территории Российской Федерации.   

    Проект предполагает объединение усилий различных участников, координацию их деятельности и содействие в реализации мероприятий по сохранению культурно-исторического наследия. География проекта охватывает широкий спектр регионов России: от Москвы до Дальнего Востока, включая республики Севера, автономные округа и области Сибири и Дальнего Востока.

  Особое внимание уделяется проекту по сохранению культурного и языкового наследия коренных народов Севера, в рамках которого планируется издание книг на национальных языках и произведений авторов из числа коренных народов.

. В рамках данного проекта компания ежегодно оказывает содействие различным коллективам. Виды поддержки включают в себя приобретение реквизита, пошив новых костюмов, а также финансирование участия в международных фестивалях, таких как фестиваль «Кочевье Севера», проводимый ежегодно в Москве в рамках выставки-ярмарки «Сокровища Севера».

 Приходим  к выводу  культура народов Севера, характеризуется своим многообразием и требует активного развития и охраны. Будущее этих народов в значительной степени зависит от их собственной инициативы и от того, насколько эффективно будет использоваться их этнокультурный потенциал, с учётом исторического опыта. Только такой подход позволит северным народам избежать риска превращения в музейные экспонаты в информационном обществе и подтвердить свою значимость в истории. В то же время, решение этой задачи немыслимо без всесторонней поддержки со стороны государства. Если государство не окажет помощь народам Севера, то это сделают внешние силы.

 

Список литературы.

 

Алгадьева Т.М. Традиционное мировоззрение в системе духовной культуры коренных народов Севера: Дисc. к.с.н. Тюмень, 2006.

Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы //Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

Козлова О.Н. Духовная культура современного общества // Социально-политич. науки. 2011. №10.

О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Федеральных закон от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:  История  и актуальность  коренных  народов севера.

   Анализируя историю изучения коренных народов, мы видим, что начальные наблюдения, даже у образованных людей, были поверхностны. Оценки, описания и типичные характеристики поведения носили примитивный, а порой и невежественный характер. Термин "дикарь" часто использовался для обозначения недостатка знаний и понимания окружающих процессов. Однако со временем, благодаря накоплению данных, наше знание о коренных народах становилось всё более глубоким и разносторонним.

 В современном мире  интерес международного сообщества к положению коренных народов актуальный, в том числе малочисленных народов Севера. Развитие коренных народов во всех регионах планеты стало глобальной проблемой. Суть этой проблемы заключается в том, что давление доминирующей культуры индустриального и постиндустриального общества всё сильнее угрожает традиционному образу жизни, материальной основе этнической культуры и самому существованию коренных народов как уникальных этнических общностей. Поэтому поиск путей,  сохранения  культуры малочисленных  народов  Севера является  актуальной задачей.

Необходимо разработать проекты, направленные на сохранение культуры и быта коренных малочисленных народов Севера.

 Так  же  нужно  провести исследование различных интерпретаций понятия "коренные народы Севера".

Нужно  проанализировать особенности культуры, религии и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

 Следовательно, очень  значимо изучить актуальные программы, направленные на сохранение культуры и быта коренных малочисленных народов Севера.

Нужно обратить внимание на практическую значимость, которую получаем в ходе проекта.

Эти материалы обогатят знания о культуре и традиционном укладе жизни малочисленных народов Севера и позволят упорядочить имеющуюся информацию по этой тематике. Некоторые материалы могут быть использованы в качестве обучающих пособий при подготовке непосредственной  образовательной  деятельности в старшей и  подготовительной   группе и детей школьного возраста.

     Термин «коренные народы» (англ. "indigenous peoples") приобрел международно-правовое значение в 1957 году, обозначая народы, которые исторически проживали на своих землях до прихода переселенцев.  

Понятие "коренной" ("indigenous"), помимо географического значения, охватывает также социальную и культурную принадлежность к определенной территории.

  Самобытность и национальное существование малых народов России тесно связаны с традиционным образом жизни, который сохраняется в окружающих поселениях тундре и тайге.

 В этих природных зонах ведут хозяйственную деятельность представители коренных народов, занимающиеся оленеводством, охотой и рыболовством. Оленеводы, преимущественно жители Севера,  проживают большую часть   года в тундре со своими стадами, возвращаясь в поселения лишь несколько раз в год. Охотники проводят охотничий сезон в тайге или тундре, периодически возвращаясь, домой. Они передвигаются пешком, на оленях, собаках, а также на снегоходах. Рыболовство является основным промыслом  хантов и манси, но в той или иной мере им занимаются все народы Севера.

  Традиционная кухня малых народов адаптирована к климатическим условиям. Основу рациона составляют рыба и мясо, которые употребляются как в сыром, так и в варёном виде.  Животные, подверженные паразитам (щука, язь, карась), перед употреблением подвергаются длительной просушке.

 Несмотря на то, что сырое или недожаренное мясо содержит необходимые витамины, северным народам не хватает растительной пищи. Летом женщины собирают дикорастущие ягоды и травы, которые консервируют в бурдюках с жиром для зимнего потребления.

В тундре и тайге, богатых грибами, олени, питающиеся ими, часто разбредаются, что затрудняет их пастьбу. Местные жители традиционно не употребляли грибы в пищу, но под влиянием русских с середины XX века стали сушить и солить их для хранения и продажи.

  С 30-40-х годов XX века питание народов Севера претерпело значительные изменения. Сегодня оленеводы и охотники не могут обойтись без хлеба, круп, чая, соли и сахара. Привычка к сладкому негативно влияет на здоровье детей и молодежи, вызывая кариес, которого раньше у них не было.

   Оленеводы и рыбаки, кочующие в чумах – конических шатёрах из оленьих шкур или брезента, распространены среди многих народов Севера. Установка чума считается женским делом. В центре чума находится костёр или печка, а по бокам - спальные места. Напротив входа располагается священное место с ценностями и амулетами.

   Рыбаки могут покрывать чумы тиской – пластинами из вываренной берёзовой коры. Летом они перемещаются на лодках, зимой - на нартах с собачьей упряжкой, а в последнее время - на снегоходах.

  Традиционная кухня народов Севера основана на употреблении рыбы и мяса в сыром или полусваренном виде.

      Таким образом, традиционный образ жизни малых народов России, основанный на тесной связи с природой и сохранении древних промыслов, является основой их самобытности и культурной идентичности.

В «Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» (1989 г.) уточняется определение:

Народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, чьи социальные, культурные и экономические условия отличают их от других групп населения. Их положение регулируется как собственными обычаями и традициями, так и специальным законодательством.

  Народы в независимых странах, которые считаются коренными на основании того, что они являются потомками жителей, населявших страну или ее часть во время завоевания, колонизации или установления современных государственных границ. Независимо от их юридического статуса, такие народы сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.

Важно отметить, что термин "коренной" имеет множество синонимов (местный, аборигенный), которые могут вызывать трудности при переводе из-за своей социально-политической окраски.

Российское законодательство определяет коренные народы как малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Некоторые исследователи, такие как директор Норвежского Института прав человека А. Эйде, относят коренные народы к категории меньшинств, подчеркивая при этом их более значимые права по сравнению с другими меньшинствами в регионах компактного проживания.

В современной научной дискуссии М.С. Куропятник выделяет новые аспекты трактовки понятия "коренные народы", включающие в себя: самоидентификацию, признание особого социального статуса государством и международным сообществом, а также переосмысление и утверждение социальной значимости "традиционных форм коллективной идентичности".

Существует несколько интерпретаций понятия "коренные народы".

Во-первых, это народы, исторически связанные с определенной территорией до прихода на нее мигрантов. Многие исследователи дополняют это определение наличием уникальных социальных, культурных, экономических и правовых систем.

Во-вторых, в российском законодательстве этот термин привязан к малочисленным народам, проживающим на традиционных землях, сохраняющих свой образ жизни и традиционные формы хозяйственной деятельности, но насчитывающим менее 50 тысяч человек.

В-третьих, коренные народы рассматриваются как этнические меньшинства, обладающие расширенными правами по сравнению с другими группами в районах их компактного проживания.

На сегодняшний день численность коренных малочисленных народов Севера не превышает 300 тысяч человек. Они представляют почти десять языковых семей: саамы, ханты и манси - финно-угорскую; ненцы, селькупы, нганасаны, энцы - самодийскую; долганы - тюркскую; эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи - тунгусо-маньчжурскую. Чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи, эскимосы и алеуты - эскимосско-алеутской, а языки юкагиров, кетов, нивхов считаются изолированными.

  В настоящее время многие из этих языков находятся под угрозой исчезновения. Их носителями в основном являются представители старшего поколения, молодежь же преимущественно общается на русском языке. Тем не менее, с 90-х годов предпринимаются попытки возродить преподавание родных языков в школах. Однако этот процесс сопряжен с рядом трудностей: недостаток квалифицированных преподавателей, ограниченное домашнее использование родного языка (часто только у бабушек и дедушек), что приводит к необходимости обучения языку практически "с нуля", как иностранному.

    Коренные народы Севера являются неотъемлемой частью богатого этнокультурного разнообразия мировой цивилизации.  Подобно многим другим изолированным группам по всему миру, они вносят свой уникальный вклад в развитие как регионального, так и глобального масштаба.

   В основе мировоззрения северных народов лежат политеистические, анимистические и шаманистические верования. Их пантеон представлен множеством богов и духов, олицетворяющих различные силы и явления природы.  Они верят в одушевленность всего сущего: животных, гор, рек, деревьев, созданных человеком предметов – каждый объект наделён душой, способной испытывать эмоции.

  Поэтому для коренных народов Севера крайне важно жить в гармонии с окружающим миром, умея находить общий язык со всеми его обитателями. В роли посредника между людьми и духовным миром может выступать любой член общины, однако в сложных случаях, например, при лечении болезни, лучше обратиться к специалисту-шаману.

   Для установления связи с духами шаман использует особый ритуал, называемый камланием.  Термины "шаман" и "камлание" заимствованы из тюркских языков и вошли в русский язык.

   Шаманство представляет собой систему мировоззрения, основанную на вере в возможность индивидуального и коллективного соединения с потусторонними силами, влияющими на жизнь людей.  Для достижения этого соединения шаманы используют индивидуальные и коллективные практики, направленные на развитие сверхчувственного восприятия и связи с окружающим миром.

  В настоящее время народы Севера, такие как ханты и манси, активно возрождают свои традиционные обряды, праздники, передавая детям знания и навыки предков. Вместе с этим возрождается и родной язык, который ранее находился под угрозой вытеснения государственным русским языком.

  Ранее нанесение татуировок на тело и лицо считалось одним из проявлений самобытности северных народов.  Некоторые народы также использовали пирсинг для украшения. Впоследствии эти практики были отвергнуты как "признаки дикости".  Однако, в современном мире подобные явления стали популярны в крупных европейских городах.

В настоящее время вклад в сохранение культур коренных народов и поддержка этих культур являются приоритетной задачей проекта.

 Благодаря  организованным  фестивалям жители и гости столицы получают возможность ознакомиться с древними традициями и погрузиться в уникальный мир северных народов.

Где задачами проекта по сохранению культурного наследия является, изучение, сохранение, развитие, популяризация, использование и охрана этнокультурного и историко-культурного наследия российских регионов, как нематериального, так и материального.

   Данный проект направлен на создание условий для взаимодействия государственных и негосударственных организаций, а также отдельных граждан в сфере защиты и возрождения культурного наследия, достопримечательных мест и этнокультурных объектов на территории Российской Федерации.    

    Проект предполагает объединение усилий различных участников, координацию их деятельности и содействие в реализации мероприятий по сохранению культурно-исторического наследия. География проекта охватывает широкий спектр регионов России: от Москвы до Дальнего Востока, включая республики Севера, автономные округа и области Сибири и Дальнего Востока.

  Особое внимание уделяется проекту по сохранению культурного и языкового наследия коренных народов Севера, в рамках которого планируется издание книг на национальных языках и произведений авторов из числа коренных народов.

. В рамках данного проекта компания ежегодно оказывает содействие различным коллективам. Виды поддержки включают в себя приобретение реквизита, пошив новых костюмов, а также финансирование участия в международных фестивалях, таких как фестиваль «Кочевье Севера», проводимый ежегодно в Москве в рамках выставки-ярмарки «Сокровища Севера».

 Приходим  к выводу  культура народов Севера, характеризуется своим многообразием и требует активного развития и охраны. Будущее этих народов в значительной степени зависит от их собственной инициативы и от того, насколько эффективно будет использоваться их этнокультурный потенциал, с учётом исторического опыта. Только такой подход позволит северным народам избежать риска превращения в музейные экспонаты в информационном обществе и подтвердить свою значимость в истории. В то же время, решение этой задачи немыслимо без всесторонней поддержки со стороны государства. Если государство не окажет помощь народам Севера, то это сделают внешние силы.

Список литературы.

Алгадьева Т.М. Традиционное мировоззрение в системе духовной культуры коренных народов Севера: Дисc. к.с.н. Тюмень, 2006.

Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы //Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

Козлова О.Н. Духовная культура современного общества // Социально-политич. науки. 2011. №10.

О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Федеральных закон от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....