Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу, Россия один из лидеров по добыче газа и нефти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_priroda_rodnogo_kraya.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»
(МБОУ НШ «ПРОГИМНАЗИЯ»)
Методическая разработка занятия
«Кто на севере живет? Что на севере растет?»
(старший и подготовительный дошкольный возраст)
Подготовила:
методист, Симакова Екатерина Олеговна
«Кто на севере живет? Что на севере растет?»
Воспитатель должен предварительно подготовить слайды с изображением природы, животного мира Югры.
Воспитанник
Ханты-Мансийская земля!
Ты край озёр, болот и рек,
Осваивать твои просторы
Сюда приехал человек!!!!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей стране теперь известна,
Ханты-Мансийская земля!
Здесь нефть и газ открыли люди,
Дороги строят, города!
Тебя мы любим, край Югорский,
Ты в нашем сердце навсегда!
Воспитатель
Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Слово «хант» - в переводе значит «человек», значит слово «ХАНТЫ» переводится, как .. (люди).
Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.
Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.
Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти.
Ханты – Мансийский автономный округ – северный регион России. Край рек, озер и болот. Общее число рек в автономном округе – около 30 тысяч, а озер около 290 тысяч. Большая часть года здесь приходится на зиму: морозную, снежную, метельную. Дни стоят короткие, сумрачные, солнце скрыто за слоем облаков. Но постепенно солнце все чаще появляется на горизонте, и наконец, приходит непродолжительное лето.
- Как называется город, в котором мы живём? Как называются его жители? (Сургут, сургутяне).
-На какой реке стоит город Сургут?... (Обь).
-Как с хантыйского языка переводится название города Сургута?... (Рыбное место)
-Назовите улицы нашего города.
-Как называется наш край?... (Югра)
-Назовите город, который является центром нашего округа (Ханты-Мансийск)
-Назовите коренные народы, населяющие территорию Югры… (ханты и манси).
-Чем занимаются ханты и манси? …(Охотой, рыболовством, оленеводством, сбором ягод и грибов).
Воспитатель (слайды)
– В нашем лесу какие ягоды растут? Что вы о них знаете?(дети отвечают). Воспитатель демонстрирует ягоды на тарелочках, показывает детям.
Черника (ребенок)
Любят все чернику очень,
Ягодки чернее ночи.
Луше с Дашей вкус их сладкий
Лучше даже шоколадки.
И, как после шоколада,
Девочкам умыться надо!
Мы с подружкой в лес пойдем,
Там черники наберем.
Всем друзьям на удивленье
Сварим сладкое варенье.
Испечем мы пирожок –
Приходите на чаек!
Всех усадим за столом,
Вместе песенку споем:
Чири, чири, чириника!
Очень вкусная черника!
Морошка(ребенок)
У лесной звериной тропки,
Где сосновый бурелом,
Пролилась на мхи морошка
Жёлтым праздничным вином.
Манят соком медоносным
Спелых ягод янтари.
Торопись народ с лукошком
К нежной дочери зари.
Собирай младой и старый,
Нагибайся, не ленись.
И она тебе в награду
Даст здоровье, силу, жизнь!
Клюква(ребенок)
На болотце, возле Юквы,
Кочки с мхом красны от клюквы!
Будет нам теперь работа,
Будет «тихая охота» –
Ягоды в ведро собрать,
Дома чисто перебрать,
Потом сварить желе-варенье,
Чтоб зимой есть в наслажденье!
Клюква зреет на болотах –
Собирай, кому охота!
Посмотри: всё в красных точках,
На болотных мшистых кочках...
И видны издалека
Ягод красные бока!
В лесу на болоте
Вы клюкву найдёте.
В плетёной корзине
Домой принесёте.
Потом очень тщательно
Переберёте,
И, сахар добавив,
Её перетрёте.
Когда вы вкуснятину
Эту лизнёте -
С любовью подумаете
О болоте.
Распространенные деревья в северных лесах – это:
Сосна – это вечнозеленое хвойное дерево, обычно с прямым высоким стволом, длинной хвоей и небольшими шишками. одно из самых древних растений земли. О ней сложено много легенд, и самая красивая из них, древнегреческая, гласит, что сосна - это заколдованная из ревности богом ветров прекрасная нимфа. Для многих народов сосна была важным символом - рождения, плодородия, бессмертия и вечной жизни. Ветви, древесину использовали во многих народных обрядах и верили, что сосна помогает в исполнении заветных дум.
Конкурс «Определи на вкус»
Участвует по одному ребёнку из команды, которым предлагается с закрытыми глазами определить на вкус названия ягод (брусники, черники, клюквы, морошки).
Ребята, а какие деревья нашего леса вы знаете? (дети отвечают(сосна, кедр, ель, береза, осина..)). Я расскажу вам про два самых распространенных, это:
Кедр
Это мощные деревья высотой 25 – 50 м с раскидистой кроной. Листья – иголки. На удлиненных побегах иглы сидят по одной, на укороченных собраны в пучки по 30 – 40 штук. Шишки крупные, длиной 5 – 11 см. Это одни из самых древних деревьев на Земле, это самое высокое дерево нашего края. Он живет до 856 лет. Самое прочное дерево – лиственница, живет до 900 лет. Некоторые виды наших мхов и лишайников живут более 1000 лет.
Воспитатель
-Дети, скажите, а какие животные водятся в нашем крае? (дети называют)
А теперь давайте послушаем о каждом (выходят воспитанники в костюмах)
Медведь
Кто из нас не знает медведя? Большой, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный и маневренный. Медведь — грозный хозяин леса, который никому не даст спуску, если он не в настроении.
Медведь хорошо плавает и лазает по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – переменчив. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит полакомиться и растительным десертом: ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешками растений.
Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму, в зимний период медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны. В случае, если мишка недостаточно откормился осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – становится шатуном.
В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Два-три, а то и пять маленьких представителей косолапых появляются на свет. Они имеют вес в среднем около пятисот грамм. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины.
«Мишка-медведь, научи меня реветь» — говорят дети. И медведи могут научить. Порой так заревут, что мурашки по коже начинают бегать. Но обычно медведь молчалив.
Лисица
Лисице нравится везде - в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоёма. Перепутать её с другим зверьком невозможно. Ну, скажите, у кого ещё есть такая шикарная рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце?
Лиса – большая модница. Шуб у неё две - зимняя и летняя. Причём зимняя - гораздо теплее: мех у неё гуще и длиннее, чем у летней.
К чести лисицы нужно сказать, что она отличается большой сообразительностью и хитростью.
Слух у этого зверька великолепный. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звуком и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу.
Летом лиса питается лягушки, мелкими птичками, зверьками. А уж повадится бегать на ферму – берегись! Будет таскать курочек да петушков.
Лиса, готовясь вывести детёнышей, на время становится настоящим строителем. Она роет (строит) длинные, мудрёные норы с несколькими выходами. Мало ли что! Но иногда лиса ленится. Ничего не строя, пользуется готовой норой, той, что выкопал барсук или другой какой зверь.
Слышали ли вы голос лисицы? Он у неё звонкий, она «тявкает». А уж если дело дойдёт до драки, то лисы так пронзительно визжат, что мало не покажется. Папа-лис и мама-лисичка – заботливые родители. Самец заботится о самке с детёнышами.
Олень
Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек ли совка, удобные для разгребания снега или откапывания лишайника – ягеля.
Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют. Это тоже им помогает переносить сильные морозы. Существуют два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод. Если путь им преграждают широкие реки, олени, не раздумывая, пускаются вплавь и, оказавшись на другом берегу, снова двигаются вперед. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой ивы, ягодами и грибами.
В непроходимой тайге, бескрайней тундре домашние олени стали надежным транспортом. Без них не могут обойти ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени на санях возят по бескрайней тундре людей и грузы. Олень на севере кормит людей, обувает и одевает. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, красивая, легкая.
-А теперь давайте посмотрим, узнаете ли вы их в загадках
Загадки о животных тайги.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)
(все походили походкой мишки).
Рыжая, плутовка
Хитрая да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала (Лиса),
показали как ходит лисичка
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дубле на старом кедре
Орешки я грызу! (Белка).
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы? (Заяц).
Попрыгали зайчиками
Тяжёлые рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость,
Хмурый и серьёзный…(лось).
У него в полосках спинка,
Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук
Прячет в дупла…(бурундук).
Сел не ёлку, на сучок,
Бороды торчит клочок.
Как летун, он плоховат,
И, порою, глуховат. (Глухарь).
Очень многих удивлю
Тем, что я в лесном краю
Лишь одна из птиц меняю
Шубу на зиму свою (Куропатка).
Воспитатель
-Ребята, почему мы говорим, что животные наши братья меньшие? Как надо к ним относиться? Зачем надо беречь природу, окружающую нас?
Игра «Как шелестят листиками деревья»
Дети, встают, поднимают вверх руки и качают ими.
Национальный обряд «Дерево желаний». (сделано деревце)
Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.
Завершается занятие песней о медвежонке, специально разученной заранее:
Раз весеннею порой по дорожке лесной,
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге,
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост!
Подняла лисица крик,
Зашумел темный лес,
И медведь с испугу вмиг,
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимой надо спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать!
Литература
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа./ Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96 с.
- Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд.: «Учитель», 2009.
- Царенко Т.М. Путешествие в страну нефти. – Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «Нефть приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2002.
- «Мир животных и растений Югры» «Сократ», Екатеринбург 2009 г.
- Евгений Пермяк «Памятные узелки». – Екатеринбург: Средне-уральское книжное изд-во, 2002.
- Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.
Интернет ресурсы
- http://festival.1september.ru
- http://www.maaam.ru
- http://numi.ru/
- http://zanimatika.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет
Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ Для школы раннего развития «УМКА» «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙДля школы раннего развития«Страна Знаний»«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»...
методическая разработка:занятие "Наш город и его транспорт"
Занятиеконспект занятия"НАШ ГОРОД И ЕГО ТРАНСПОРТ"Образовательные задачи:познакомить с историй развития нашего города, с движением транспорта и пешеходов.Развивающие задачи:дать представление о том, к...
Методическая разработка на тему: "Животные Севера"
В данной методической разработке, вы можете найти: последовательный план проекта, который включает речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие....
Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».
Пояснительная записка 12 апреля - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе узнают про первого космонав...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича в подготовительной группе Тема занятия: «Россия – Родина моя»
Обобщение знаний детей о Родине; знакомство с логико-математическими играми В.В. Воскобовича...
Методическая разработка занятия с детьми средней группы с использованием проблемно-игровых технологий .Тема: «В гостях у Совушки» план-конспект занятия по математике (средняя группа).
Целью данного занятия является развитие интереса к занятиям математикой, взаимопомощь, умение и желание отвечать на вопросы взрослого....