Программа кружка «Мой дом - моя семья», «Мой детский сад» Средняя группа
рабочая программа (средняя группа)

Мукова Оксана Салимовна

Программа кружка «Мой дом - моя семья», «Мой детский сад» Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_v_sredney_gruppe.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Мой дом - моя семья», «Мой детский сад»

Средней группы                                 

 Пояснительная записка

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

          Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!

        Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью за свою Родину, жертвенным отношением к ней! Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

        В последнее время произошли многие изменения в экономических и политических сферах жизни, которые привели к ослаблению духовных ценностей народов, населяющих Россию. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Наиболее явной отличительной чертой стала - постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

         Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.

        Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

        Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.            Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Актуальность

       Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

       Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

       Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать кружок «Мой дом-моя семья», «Мой детский сад». Я считаю, что кружок– это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над кружком имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

        Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Постановка проблемы:

       В результате работы было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, о том, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Дети нуждаются в помощи взрослых в вопросах развития связной речи.

Предполагаемый результат: 

Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду.

 Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;

 Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.

  Кружок разработан на основе программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Н. А. Арапова-Пискарева. «Мой родной дом».

Вид кружка: Познавательно – творческий, игровой

Программа духовно-нравственного направления

Программа рассчитана для детей 4-5 лет

Срок реализации - 1 год

Режим работы кружка - занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия - 20 минут, во вторую половину дня.

Участники кружка: воспитатели группы, дети, родители.

Цель кружковой работы:

Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

Ввести ребенка в первую общественную среду – детский сад.

Заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души.

Познакомить с ближайшим окружением родного дома и детского сада.

Сформировать понятие: Я – воспитанник детского сада. Мой дом – мой детский сад.

Ознакомить ребенка с его родным домом. Привить чувство родства с семьей. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.

Сформировать понятие: Я – член семьи. Мой дом – моя семья.

Тематическое   планирование на 2018-2019 год по работе с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Месяц

Тема:

Часы

1

сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1 час

2

октябрь

«Моя группа – вторая семья»

1 час

3

ноябрь

«Мой дом, моя семья»

1 час

4

декабрь

«Моя родословная»

1 час

5

январь

«Обычаи, семейные традиции»

1 час

6

февраль

«Профессии родственников»

1 час

7

март

«Праздники в моей семье»

1 час

8

апрель

«Безопасность в моей семье»

1 час

9

май

«Я, ты, он, она-вместе дружная семья»

1 час

10

Итого:

9 часов

Перспективное  планирование на 2023-2024 год по работе с детьми среднего дошкольного возраста (4 -5года)        

Номер занятия и дата проведения

Тема занятия

Содержание

сентябрь

«Мой любимый детский сад»

Моя детский сад, История детского сада

   1

Беседа «Что такое детский сад?»

Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности.

2

Экскурсия по детскому саду (беседы с сотрудниками детского сада, осмотр помещений детского сада)

Закреплять навыки знакомства с людьми; учить детей обращаться к людям на «ты» и на «Вы»; воспитывать у детей самостоятельность, решительность в общении со взрослыми людьми.

3

Беседа «Моя любимая игрушка»

.

Познакомить с обобщенным словом «игрушки»; учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками; учить составлять рассказ описания своей любимой игрушки

4

«История детского сада в фотографиях».

Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его; воспитывать желание считаться с интересами друг друга.

                                                 октябрь

«Моя группа – вторая семья»

Моя группа, мои воспитатели

5

Беседа «Хорошо у нас в саду»

Продолжать учить детей делиться своими мыслями, составлять рассказ, развивать мышление, речь детей.

6

Беседа «Мои друзья в детском саду»

Развивать представление о том, что такое дружба; помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.

 7

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Развивать чувства коллективизма, учить играть, дружно, не ссорясь.

8

Рисование «Эмблема группы»

Учить осмысливать и отражать в рисунке свои (или желаемые) положительные и нравственные качества; развивать чувство общности детей группы; формировать навыки сотрудничества; закрепить приёмы рисования.

ноябрь

«Мой дом, моя семья»

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.

9

Беседа «Мама, папа, я – дружная семья!»

Учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослых и детей в семье; вызвать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья

10

Я и моя мама. Чтение стихотворения «Мамочка моя»»

Развивать у детей доброе отношение к своей маме; вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.

11

Чтение сказки «Гуси-лебеди

Развивать у детей доброе отношение и любовь к своим братьям и сёстрам; вызывать у детей интерес к сказкам, желание слушать и запоминать содержание сказок.

12

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка и дедушка приехали!»

Учить детей проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, относиться к ним с нежностью и любовью; воспитывать культуру поведения.

13

Д/ и « Какие слова ты скажешь бабушке и дедушке, когда придешь к ним в гости»

Углубить знания о своей семье, воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.

декабрь

«Моя родословная»

14

Беседа «Имя твое»

Побеседовать с детьми об именах, рассказать откуда произошли их имена.

15

Беседа, рисование «Фамилия, герб семьи»

Обсудить с детьми фамилии, нарисовать герб своей семьи.

16

Беседа, рисование «Летопись семьи. Генеалогическое древо»

Рассказать детям о генеалогическом древе, нарисовать генеалогическое древо своей семьи.

17

«Семейная фотография»

Расширение знаний о своей семье.

январь

«Обычаи, семейные традиции»

18

Беседа «Моя семья. Семейные традиции»

Обсудить с детьми их семейный досуг, рассказать о том, что такое родословная.

19

Рассматривание альбома «Домашние обязанности»

Дать представление о семейных обязанностях; воспитывать любовь к труду, желание помогать родителям.

20

Рисование «Портрет семьи»

Воспитывать у детей доброе отношение к папе, маме, себе; учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности

февраль

«Профессии родственников»

21

Подборка фотографий и составление рассказа по теме: «Мама и папа на работе».

Совершенствование диалогической речи, умения составлять рассказ с опорой на личный опыт. Расширять у детей знания и представления о профессиях через рассказы детей о профессиях своих родителей, художественное слово.

22

Рисование– раскрашивание  «Моя семья. Профессии родителей»

Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке.

23

Составление повествовательных рассказов «Какая профессия важнее всех».

Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Развивать интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

24

Составление описательных рассказов «Мои родители трудятся», «Я хочу быть похожим на...»

Вызвать интерес к своей родословной.

март

«Праздники в моей семье»

25

Беседа «Важные даты в нашей семье»

Помочь детям осознать: семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение

26

Сюж.рол. игра «Семья готовится ко дню рожденья»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

27

«Расскажи о членах своей семьи» (по фотографиям из семейного фотоальбома) и др.

Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Формирование у детей понятие «Семья»

28

Беседа «Любимые занятия членов нашей семьи»

Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

апрель

«Безопасность в моей семье»

29

Решение проблемных ситуаций: «Бабушка заболела», «Чем я могу помочь (маме, папе, сестренке, братику и т.д.)»,

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учит проявлять заботу о родных людях.

30

С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения.

Эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения; Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности. Развивать образность, выразительность речи.

31

Обсуждение ситуаций: «Ты заблудился»

Учить детей безопасному образу жизни, закреплять знания о правилах поведения в незнакомой местности, развивать умение детей находить выход из проблемной ситуации, умение рассуждать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.

32

Беседы  «Безопасный дом»

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах. Научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации.

май

«Я, ты, он, она-вместе дружная семья»

33

Рассказывание на тему: «Наша дружная семья» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Уметь определять и называть члена семьи; формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу; воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

34

Спортивное развлечение «Мама, папа, Я –спортивная семья»

Создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей. Развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции. Осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей.

35

Итоговое мероприятие: Викторина «Моя семья – мое богатство».

Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям.

Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Содержание

сентябрь

Выпуск книг - раскладушек «Чем живёт группа»

октябрь

Презентация «Эмблема группы»

ноябрь

Презентация «Моя группа – вторая семья»

декабрь

Выставка «Герб семьи»

январь

Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех»

февраль

«Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома»

Март

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

апрель

Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте»

май

Консультация «Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников»

         Результативность кружка: Таким образом, в результате кружковой работы, дети обобщили и систематизировали свои знания о детском саде и семье.

Уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому кружку укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого кружка на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.

3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.

4. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.

5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004

6. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.

7. Испо1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

8. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

9. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

10. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад».

11. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный космонавт" для детей 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пояснительная запискаВажным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в проц...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Рабочая учебная программа кружка «Я и моя семья» (средняя группа)

Основное содержание работы кружка - знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев ....

Рабочая программа кружка по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы

Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем  меньше будет неприятных происшестви...

Проект "Моя малая Родина" ((семья, дом, детский сад), средняя группа

Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционал...

Проект «Моя малая родина (семья, дом, детский сад). (средняя группа)

Проект «Моя малая родина (семья, дом, детский сад). (средняя группа)...

Протокол№2 Родительского онлайн собрания На тему ««Развитие речи в условиях семьи и детского сада».» Средней группы МДОУ «Детского сада «Улыбка» г. Надым

1. Развитие речи в условиях семьи и детского сада. Выступила воспитатель 2. О соблюдении родителями, детьми ПДД. Выступила воспитатель 3. О мерах безопасности на льду в осенне-зимний период ...