Программа кружка «Мой дом - моя семья», «Мой детский сад» Средняя группа
рабочая программа (средняя группа)
Программа кружка «Мой дом - моя семья», «Мой детский сад» Средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Мой дом - моя семья», «Мой детский сад»
Средней группы
Пояснительная записка
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко
Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!
Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью за свою Родину, жертвенным отношением к ней! Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последнее время произошли многие изменения в экономических и политических сферах жизни, которые привели к ослаблению духовных ценностей народов, населяющих Россию. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Наиболее явной отличительной чертой стала - постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Актуальность
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать кружок «Мой дом-моя семья», «Мой детский сад». Я считаю, что кружок– это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над кружком имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Постановка проблемы:
В результате работы было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, о том, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Дети нуждаются в помощи взрослых в вопросах развития связной речи.
Предполагаемый результат:
Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду.
Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.
Кружок разработан на основе программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Н. А. Арапова-Пискарева. «Мой родной дом».
Вид кружка: Познавательно – творческий, игровой
Программа духовно-нравственного направления
Программа рассчитана для детей 4-5 лет
Срок реализации - 1 год
Режим работы кружка - занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия - 20 минут, во вторую половину дня.
Участники кружка: воспитатели группы, дети, родители.
Цель кружковой работы:
Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
Ввести ребенка в первую общественную среду – детский сад.
Заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души.
Познакомить с ближайшим окружением родного дома и детского сада.
Сформировать понятие: Я – воспитанник детского сада. Мой дом – мой детский сад.
Ознакомить ребенка с его родным домом. Привить чувство родства с семьей. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.
Сформировать понятие: Я – член семьи. Мой дом – моя семья.
Тематическое планирование на 2018-2019 год по работе с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
№ | Месяц | Тема: | Часы |
1 | сентябрь | «Мой любимый детский сад» | 1 час |
2 | октябрь | «Моя группа – вторая семья» | 1 час |
3 | ноябрь | «Мой дом, моя семья» | 1 час |
4 | декабрь | «Моя родословная» | 1 час |
5 | январь | «Обычаи, семейные традиции» | 1 час |
6 | февраль | «Профессии родственников» | 1 час |
7 | март | «Праздники в моей семье» | 1 час |
8 | апрель | «Безопасность в моей семье» | 1 час |
9 | май | «Я, ты, он, она-вместе дружная семья» | 1 час |
10 | Итого: | 9 часов |
Перспективное планирование на 2023-2024 год по работе с детьми среднего дошкольного возраста (4 -5года)
Номер занятия и дата проведения | Тема занятия | Содержание |
сентябрь | «Мой любимый детский сад» Моя детский сад, История детского сада | |
1 | Беседа «Что такое детский сад?» | Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности. |
2 | Экскурсия по детскому саду (беседы с сотрудниками детского сада, осмотр помещений детского сада) | Закреплять навыки знакомства с людьми; учить детей обращаться к людям на «ты» и на «Вы»; воспитывать у детей самостоятельность, решительность в общении со взрослыми людьми. |
3 | Беседа «Моя любимая игрушка» . | Познакомить с обобщенным словом «игрушки»; учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками; учить составлять рассказ описания своей любимой игрушки |
4 | «История детского сада в фотографиях». | Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его; воспитывать желание считаться с интересами друг друга. |
октябрь | «Моя группа – вторая семья» Моя группа, мои воспитатели | |
5 | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Продолжать учить детей делиться своими мыслями, составлять рассказ, развивать мышление, речь детей. |
6 | Беседа «Мои друзья в детском саду» | Развивать представление о том, что такое дружба; помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта. |
7 | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Развивать чувства коллективизма, учить играть, дружно, не ссорясь. |
8 | Рисование «Эмблема группы» | Учить осмысливать и отражать в рисунке свои (или желаемые) положительные и нравственные качества; развивать чувство общности детей группы; формировать навыки сотрудничества; закрепить приёмы рисования. |
ноябрь | «Мой дом, моя семья» Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. | |
9 | Беседа «Мама, папа, я – дружная семья!» | Учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослых и детей в семье; вызвать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья |
10 | Я и моя мама. Чтение стихотворения «Мамочка моя»» | Развивать у детей доброе отношение к своей маме; вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. |
11 | Чтение сказки «Гуси-лебеди | Развивать у детей доброе отношение и любовь к своим братьям и сёстрам; вызывать у детей интерес к сказкам, желание слушать и запоминать содержание сказок. |
12 | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка и дедушка приехали!» | Учить детей проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, относиться к ним с нежностью и любовью; воспитывать культуру поведения. |
13 | Д/ и « Какие слова ты скажешь бабушке и дедушке, когда придешь к ним в гости» | Углубить знания о своей семье, воспитывать доброе отношение к членам своей семьи. |
декабрь | «Моя родословная» | |
14 | Беседа «Имя твое» | Побеседовать с детьми об именах, рассказать откуда произошли их имена. |
15 | Беседа, рисование «Фамилия, герб семьи» | Обсудить с детьми фамилии, нарисовать герб своей семьи. |
16 | Беседа, рисование «Летопись семьи. Генеалогическое древо» | Рассказать детям о генеалогическом древе, нарисовать генеалогическое древо своей семьи. |
17 | «Семейная фотография» | Расширение знаний о своей семье. |
январь | «Обычаи, семейные традиции» | |
18 | Беседа «Моя семья. Семейные традиции» | Обсудить с детьми их семейный досуг, рассказать о том, что такое родословная. |
19 | Рассматривание альбома «Домашние обязанности» | Дать представление о семейных обязанностях; воспитывать любовь к труду, желание помогать родителям. |
20 | Рисование «Портрет семьи» | Воспитывать у детей доброе отношение к папе, маме, себе; учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности |
февраль | «Профессии родственников» | |
21 | Подборка фотографий и составление рассказа по теме: «Мама и папа на работе». | Совершенствование диалогической речи, умения составлять рассказ с опорой на личный опыт. Расширять у детей знания и представления о профессиях через рассказы детей о профессиях своих родителей, художественное слово. |
22 | Рисование– раскрашивание «Моя семья. Профессии родителей» | Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке. |
23 | Составление повествовательных рассказов «Какая профессия важнее всех». | Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Развивать интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. |
24 | Составление описательных рассказов «Мои родители трудятся», «Я хочу быть похожим на...» | Вызвать интерес к своей родословной. |
март | «Праздники в моей семье» | |
25 | Беседа «Важные даты в нашей семье» | Помочь детям осознать: семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение |
26 | Сюж.рол. игра «Семья готовится ко дню рожденья» | Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. |
27 | «Расскажи о членах своей семьи» (по фотографиям из семейного фотоальбома) и др. | Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Формирование у детей понятие «Семья» |
28 | Беседа «Любимые занятия членов нашей семьи» | Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. |
апрель | «Безопасность в моей семье» | |
29 | Решение проблемных ситуаций: «Бабушка заболела», «Чем я могу помочь (маме, папе, сестренке, братику и т.д.)», | Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учит проявлять заботу о родных людях. |
30 | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения; Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности. Развивать образность, выразительность речи. |
31 | Обсуждение ситуаций: «Ты заблудился» | Учить детей безопасному образу жизни, закреплять знания о правилах поведения в незнакомой местности, развивать умение детей находить выход из проблемной ситуации, умение рассуждать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей. |
32 | Беседы «Безопасный дом» | Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах. Научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации. |
май | «Я, ты, он, она-вместе дружная семья» | |
33 | Рассказывание на тему: «Наша дружная семья» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). | Уметь определять и называть члена семьи; формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу; воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. |
34 | Спортивное развлечение «Мама, папа, Я –спортивная семья» | Создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей. Развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции. Осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей. |
35 | Итоговое мероприятие: Викторина «Моя семья – мое богатство». | Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. |
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Содержание |
сентябрь | Выпуск книг - раскладушек «Чем живёт группа» |
октябрь | Презентация «Эмблема группы» |
ноябрь | Презентация «Моя группа – вторая семья» |
декабрь | Выставка «Герб семьи» |
январь | Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех» |
февраль | «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома» |
Март | Консультация «Что такое генеалогическое древо?» |
апрель | Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте» |
май | Консультация «Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников» |
Результативность кружка: Таким образом, в результате кружковой работы, дети обобщили и систематизировали свои знания о детском саде и семье.
Уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому кружку укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого кружка на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Список использованной литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.
3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.
4. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.
5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004
6. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.
7. Испо1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
8. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
9. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
10. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад».
11. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/20/picture-43048.jpg)
Программа кружка "Юный космонавт" для детей 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группа)
Пояснительная запискаВажным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в проц...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-674740-1511796934.jpg)
Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В
I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-213778-1491833961.jpg)
Рабочая учебная программа кружка «Я и моя семья» (средняя группа)
Основное содержание работы кружка - знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев ....
Рабочая программа кружка по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы
Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем меньше будет неприятных происшестви...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-850455-1643447101.jpg)
Проект "Моя малая Родина" ((семья, дом, детский сад), средняя группа
Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционал...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/05/picture-1082494-1609831565.jpg)
Проект «Моя малая родина (семья, дом, детский сад). (средняя группа)
Проект «Моя малая родина (семья, дом, детский сад). (средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-1240186-1586887512.jpg)
Протокол№2 Родительского онлайн собрания На тему ««Развитие речи в условиях семьи и детского сада».» Средней группы МДОУ «Детского сада «Улыбка» г. Надым
1. Развитие речи в условиях семьи и детского сада. Выступила воспитатель 2. О соблюдении родителями, детьми ПДД. Выступила воспитатель 3. О мерах безопасности на льду в осенне-зимний период ...