Рабочая учебная программа кружка «Я и моя семья» (средняя группа)
рабочая программа (средняя группа) на тему
Основное содержание работы кружка - знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
В современном образовательном процессе немаловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким.
Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель: формирование у детей понятия «семья», осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Задачи:
- Создавать социальную ситуацию развития детей в процессе ознакомления с понятиями «Семья и родственные отношения»;
- Учить называть имена и отчества родителей;
- Углублять представления детей о семье, её членах; дать первоначальные представления о родственных отношениях;
- Создавать условия для побуждения детей к речевой активности, для речевого развития;
- Способствовать развитию познавательных способностей у детей, навыков взаимодействия;
- Воспитывать интерес к выполнению своих семейных обязанностей;
- Воспитывать любовь и уважение к своим родным, укреплять детско–родительские отношения.
Рабочая учебная программа предназначена для детей 4-5 лет (средняя группа) и рассчитана на 16 недель.
Срок реализации программы: 2016-2017 г.г.
Формы и режим кружковой работы:
Работа с детьми включает в себя как совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей:
- игровая;
- познавательная;
- коммуникативная;
- изобразительная;
- восприятие художественной литературы;
- театрализованные игры и др.
Образовательная деятельность кружка проводится 2 раза в месяц, до 20 минут, 16 раз в год.
Планируемые результаты освоения программы
- знание детьми информации о своей семье, о её членах;
- понимание детьми значимости семьи в их жизни;
- умение организовать сюжетно – ролевые игры на тему «Моя семья»;
- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;
- оптимизация сотрудничества с родителями.
Содержание воспитательно-образовательной работы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Семья и родственные отношения | 5 |
2 | Театрализованные игры | 3 |
3 | Художественное творчество | 4 |
4 | Семейные традиции | 3 |
5 | Народное творчество | 1 |
Итого: | 16 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Программное содержание | Оборудование и материал |
1 | октябрь | «Я – человек» | Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. Формировать первичные представления о правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания) Познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учить различать их. Воспитывать бережное отношение к себе и другим детям. | Набор карточек с изображением разных эмоций, д.и «Назови эмоцию», картинки о детях, их играх Игра «Человек – человеку» |
2 | октябрь | «Твои обязанности» | Воспитывать интерес к выполнению своих обязанностей в группе детского сада, дома, на улице, на природе | Картинки и фотографии о том, как дети помогают своим мамам |
3 | ноябрь | «Я люблю свою маму» | Закреплять знание детьми имен и отчеств мам, воспитывать любовь и уважение к мамам. | Портреты мам. Детские книги, мультфильм «Умка» |
4 | ноябрь | «Мы получили письмо» (День матери) | Формировать представление о том, что такое семья, воспитывать любовь и уважение к родным | Конверт с письмом, иллюстрации с изображением семейного портрета |
5 | декабрь | «Мамины помощники» | Формировать представления о том, что любовь выражается в заботе о своих родных, конкретных делах | Репродукции картин, на которых изображены мамы с детьми |
6 | декабрь | Изготовление новогодних поделок (дети с родителями) . | Создать условия для творческого взаимодействия детей, родителей и воспитателей | Разный материл для поделок |
7 | январь | «Из-за леса, из-за гор» | Продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные отношения на основе небылицы «Из-за леса, из-за гор» | Настольный театр «Из-за леса, из-за гор» |
8 | январь | «Матрешка – любимая игрушка» | Продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные отношения на примере русской национальной игрушки матрёшки. | Матрешка деревянная восьмиместная матрешка трехместная |
9 | февраль | Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят» | Воспитывать чувственно-эмоциональную отзывчивость, нравственные качества: быть внимательным и доброжелательным. Прививать навыки и знания о безопасном поведении дома и на улице среди незнакомых людей. | Книга «Волк и семеро козлят», шапочки для драматизации |
10 | февраль | «Как папа служил в армии» | Воспитывать любовь и уважение к папам, интерес к службе в армии | Фотографии пап, иллюстрации на тему российской армии |
11 | март | «8 Марта – мамин день» | Воспитывать любовь к самому родному человеку, желание разучивать стихи, песни, танцы, сделать подарок для мамы | Фонограммы песен, книги со стихами о маме, цветная бумага, клей, ножницы для поделок |
12 | март | «Семейные посиделки» (чаепитие) | Создать условия для укрепления детско-родительских отношений | Чай, печенье, которое испекли мамы |
13 | апрель | Игра-драматизация по сказке «Репка» | Закрепить понятие «Родственные отношения» на примере сказки «Репка», воспитывать желание помогать своим близким | Шапочки для игры – драматизации, ширма |
14 | апрель | Рисование «Портрет семьи»
| Воспитывать у детей доброе отношение к маме, папе, себе; учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности; | Альбомные листы, краски, кисти, карандаши |
15 | май | «Кулинарная книга нашей группы» | Создать кулинарную книгу, записать интересные рецепты любимых блюд детей нашей группы | Красиво распечатанные альбомные листы с любимыми рецептами |
16 | май | Создание и просмотр флэш альбома «Семейная фотография» | (посвящается международному дню семьи) Развивать сотрудничество семьи и детского сада, воспитывать у дошкольников чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. | Фотографии членов семьи, флэшкарта, телевизор |
Мониторинг развития детей
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май)
Таблица 1. Педагогическая диагностика
Список детей | Уверенно называет свое имя, фамилию | Называет имена членов своей семьи | Знает и понимает слова, обозначающие родство | Понимает родственные отношения | Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей | Знает, что нужно помогать взрослым | Выполнение простейших домашних обязанностей | |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 |
Примерные уровни оценки
Уровни | Баллы |
Высокий | 3 |
Средний | 2 |
Низкий | 1 |
Список литературы:
- Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Ривина Е. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной», Москва , Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)
Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...

Рабочая учебная программа кружка «Игры народов мира» (старшая группа)
Рабочая учебная программа кружка «Игры народов мира» предназначена для детей 5 - 6 лет (старшая группа) и рассчитана на 16 недель....

Рабочая учебная программа кружка «Неизвестное рядом» (подготовительная группа)
Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников...

Рабочая учебная программа кружка «Занимательная математика» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет с использованием игровых технологий
Разработка программы «Занимательная математика» объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математичес...

Рабочая программа родительского клуба "Детский сад - семья" (средняя, старшая группы)
Задачи:1.Повысить компетентность родителей в понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка.2. Помочь научиться родителям играть и общаться со своим ребёнком, адекватно оценивать: уровень раз...

Рабочая программа родительского клуба «Детский сад - семья» (средняя, старшая группа)
Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ. Установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами. Удовлетворить потребности родителей в психоло...
- Мне нравится (1)