Сообщение из опыта работы «Создание мини-музея «Хатлые» в подготовительной к школе группе"
методическая разработка (подготовительная группа)
Целью мини-музея, созданного в группе является развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и регионе Ханты-Мансийского автономного округа – Югре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Создание мини-музея «Хатлые» в подготовительной к школе группе»
«Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом»
С. Михалков.
Чувство Родины начинается с того восхищения, которое испытывает ребенок, наблюдая окружающий мир, его удивление и внутренний отклик на это. Несмотря на то что многие из этих впечатлений еще не осознаны в полной мере, они, пропущенные через детское сердце, играют значительную роль в формировании патриотической личности. Первые представления о Родине дошкольник получает в семье. Попадая в детский сад, он начинает осознавать, что Родина – это не только его маленький мир и близкий круг, но и обширная страна с богатой историей и уникальными традициями. В последние годы наблюдается тревожная тенденция утраты общечеловеческих ценностей и распространение равнодушия к государству и Родине. Краеведческий подход в патриотическом воспитании предоставляет возможность формировать у детей не только знания, но и любовь к культуре. Важно создать условия для музейного воспитательно-образовательного пространства в образовательной организации, способствующие решению этих проблем.
Таким образом, в нашей группе появилась идея о создании мини – музея, название которого стало «Хатлые», что в переводе с хантыйского означает солнышко.
Целью мини-музея, созданного в группе является развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и регионе Ханты-Мансийского автономного округа – Югре. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится не только узнавать историю, но и понимать, как формируется его собственная идентичность. Через взаимодействие с родным городом, ребёнок не просто изучает окружающий мир, но и формирует свои ценности, отношение к культуре и любви к дому. Он становится частью великой истории.
- По результатам анкетирования выявили, что родители мало посещают краеведческие музеи с детьми и готовы принять участие в создании мини-музея в группе совместно с детьми.
Второй этап, практический.
1. с помощью родителей собрали экспонаты, придумали название и Создание нашего мини-музея происходило в несколько этапов:
Первый этап, подготовительный – планирование.
Определили перспективы создания мини-музея и разработали алгоритм по его созданию:
1. выбор темы мини-музея,
2. определение места размещения мини-музея,
3. планирование экспозиций,
4. выбор дизайна оформления мини-музея,
5. подбор экспонатов,
6. разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини - музея провели анкетирование родителей воспитанников. В процессе анкетирования выяснили, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также проанализировали степень готовности родителей к взаимодействию по созданию мини-музея в группе, составили визитную карточку;
2. разработали занятия с элементами игры и творческими заданиями, продуктивной деятельностью, подвижными и дидактическими играми;
3. сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музея;
4. оформили книжный уголок для детей;
5. собрали картотеку наглядно - иллюстративного материала, презентаций, видеороликов.
Третий этап, деятельностный (функционирование мини-музея).
Прежде, чем начать знакомство дошкольников с мини-музеем, была проведена предварительная работа, направленная на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения.
Мини-музей «Хатлые» расположили в приёмной на оборудованном стеллаже. Для обогащения предметно-пространственной среды происходит смена экспонатов и тематических выставок («Народные промыслы коренных жителей Югры», «Символика нашего края», «Узоры ханты и манси», «Города Югры», «Природа и быт Югры», «Праздники коренных народов Севера»).
Формы работы с детьми:
В работе с детьми мы применяем как традиционные, так и инновационные технологии. Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений, вечера сказок, дидактические игры, театрализованная деятельность.
Так, традиционная форма - беседа, рассказ может сопровождаться имеющимися экспонатами мини-музея и использованием мультимедийных средств. Самому активному ребёнку можно предложить стать экскурсоводом по конкретному разделу.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии при организации собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности.
Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
Важная особенность мини-музея - участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею, они участвуют в обсуждении его тематики, мастерят с родителями и приносят из дома экспонаты.
Формы работы с родителями:
Формы работы с родителями в рамках мини-музея в образовательном учреждении:
1.заинтересовать родителей в создании мини-музея;
2. создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
1. анкетирование родителей;
2. родительские собрания (круглый стол, дискуссионные встречи);
3. консультации;
4. экскурсии для детей и родителей в музей;
5. мастер-класс по изготовлению экспонатов;
6 .работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство с родителями позволяют формировать у детей дошкольного возраста любовь к своей малой Родине, которая в дальнейшем обязательно перерастёт в любовь к большой Родине, которая носит замечательное имя - Российская Федерация - Россия.
Таким образом, через формирование "образа музея" мы познакомили родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику, вовлекли родителей в познавательный диалог с детьми и приобщили родителей к совместной работе с воспитателем по изготовлению выставочных и экспозиционных работ.
Созданный мини-музей в группе свидетельствуют о востребованности музеев родителями и воспитанниками, об огромных потенциальных возможностях использования в процессе патриотического, нравственного, умственного, эстетического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников
Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...
Проект из опыта работы "Всем знакомая незнакомка" для детей подготовительной к школе группы
В проекте рассмотривался образ Бабы Яги, встречающийся в русских народных сказках, авторских сказках, мультфильмах, чтобы выяснить какая же Баба Яга на самом деле - добрая или злая.........
Доклад из опыта работы. Тема: Взаимодействие с семьями воспитанников подготовительной к школе группы в период самоизоляции.
В докладе представлены различные формы взаимодействия с детьми подготовительной группы и родителями в период пандемии (самоизоляции)...
Сообщение из опыта работы «Создание условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ»
Сообщение из опыта работы...
Сообщение из опыта работы «Создание мультимедийной презентации»
Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирован...
Сообщение из опыта работы «Создание мультимедийной презентации»
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых...
Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»
1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду? Да, сложно. Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...