Сообщение из опыта работы «Создание мини-музея «Хатлые» в подготовительной к школе группе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Хасбатова Людмила Анатольевна

 Целью мини-музея, созданного в группе является развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и регионе Ханты-Мансийского автономного округа – Югре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Создание мини-музея «Хатлые» в подготовительной к школе группе»

«Только тот, кто любит,

ценит и уважает накопленное

и сохраненное предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом»

С. Михалков.

Чувство Родины начинается с того восхищения, которое испытывает ребенок, наблюдая окружающий мир, его удивление и внутренний отклик на это. Несмотря на то что многие из этих впечатлений еще не осознаны в полной мере, они, пропущенные через детское сердце, играют значительную роль в формировании патриотической личности. Первые представления о Родине дошкольник получает в семье. Попадая в детский сад, он начинает осознавать, что Родина – это не только его маленький мир и близкий круг, но и обширная страна с богатой историей и уникальными традициями. В последние годы наблюдается тревожная тенденция утраты общечеловеческих ценностей и распространение равнодушия к государству и Родине. Краеведческий подход в патриотическом воспитании предоставляет возможность формировать у детей не только знания, но и любовь к культуре. Важно создать условия для музейного воспитательно-образовательного пространства в образовательной организации, способствующие решению этих проблем.

Таким образом, в нашей группе появилась идея о создании мини – музея, название которого стало «Хатлые», что в переводе с хантыйского означает солнышко.

Целью мини-музея, созданного в группе является развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и регионе Ханты-Мансийского автономного округа – Югре. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится не только узнавать историю, но и понимать, как формируется его собственная идентичность. Через взаимодействие с родным городом, ребёнок не просто изучает окружающий мир, но и формирует свои ценности, отношение к культуре и любви к дому. Он становится частью великой истории.

- По результатам анкетирования выявили, что родители мало посещают краеведческие музеи с детьми и готовы принять участие в создании мини-музея в группе совместно с детьми.

Второй этап, практический.

1. с помощью родителей собрали экспонаты, придумали название и Создание нашего мини-музея происходило в несколько этапов:

Первый этап, подготовительный – планирование.

Определили перспективы создания мини-музея и разработали алгоритм по его созданию:

1. выбор темы мини-музея,

2. определение места размещения мини-музея,

3. планирование экспозиций,

4. выбор дизайна оформления мини-музея,

5. подбор экспонатов,

6. разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини - музея провели анкетирование родителей воспитанников. В процессе анкетирования выяснили, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также проанализировали степень готовности родителей к взаимодействию по созданию мини-музея в группе, составили визитную карточку;

2. разработали занятия с элементами игры и творческими заданиями, продуктивной деятельностью, подвижными и дидактическими играми;

3. сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музея;

4. оформили книжный уголок для детей;

5. собрали картотеку наглядно - иллюстративного материала, презентаций, видеороликов.

Третий этап, деятельностный (функционирование мини-музея).

Прежде, чем начать знакомство дошкольников с мини-музеем, была проведена предварительная работа, направленная на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения.

Мини-музей «Хатлые» расположили в приёмной на оборудованном стеллаже. Для обогащения предметно-пространственной среды происходит смена экспонатов и тематических выставок («Народные промыслы коренных жителей Югры», «Символика нашего края», «Узоры ханты и манси», «Города Югры», «Природа и быт Югры», «Праздники коренных народов Севера»).

Формы работы с детьми:

В работе с детьми мы применяем как традиционные, так и инновационные технологии. Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений, вечера сказок, дидактические игры, театрализованная деятельность.

Так, традиционная форма - беседа, рассказ может сопровождаться имеющимися экспонатами мини-музея и использованием мультимедийных средств. Самому активному ребёнку можно предложить стать экскурсоводом по конкретному разделу.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии при организации собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности.

Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

Важная особенность мини-музея - участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею, они участвуют в обсуждении его тематики, мастерят с родителями и приносят из дома экспонаты.

Формы работы с родителями:

Формы работы с родителями в рамках мини-музея в образовательном учреждении:

1.заинтересовать родителей в создании мини-музея;

2. создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

1. анкетирование родителей;

2. родительские собрания (круглый стол, дискуссионные встречи);

3. консультации;

4. экскурсии для детей и родителей в музей;

5. мастер-класс по изготовлению экспонатов;

6 .работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.

Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство с родителями позволяют формировать у детей дошкольного возраста любовь к своей малой Родине, которая в дальнейшем обязательно перерастёт в любовь к большой Родине, которая носит замечательное имя - Российская Федерация - Россия.

Таким образом, через формирование "образа музея" мы познакомили родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику, вовлекли родителей в познавательный диалог с детьми и приобщили родителей к совместной работе с воспитателем по изготовлению выставочных и экспозиционных работ.

Созданный мини-музей в группе свидетельствуют о востребованности музеев родителями и воспитанниками, об огромных потенциальных возможностях использования в процессе патриотического, нравственного, умственного, эстетического воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников

Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности   Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...

Проект из опыта работы "Всем знакомая незнакомка" для детей подготовительной к школе группы

В проекте рассмотривался  образ Бабы Яги, встречающийся в русских народных сказках, авторских сказках, мультфильмах, чтобы выяснить какая же Баба Яга на самом деле - добрая или злая.........

Доклад из опыта работы. Тема: Взаимодействие с семьями воспитанников подготовительной к школе группы в период самоизоляции.

В докладе представлены различные формы взаимодействия с детьми подготовительной группы и родителями в период пандемии (самоизоляции)...

Сообщение из опыта работы «Создание мультимедийной презентации»

Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирован...

Сообщение из опыта работы «Создание мультимедийной презентации»

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых...

Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»

1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду?  Да, сложно.  Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...