Сообщение из опыта работы «Создание условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ»
методическая разработка
Сообщение из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_dou.docx | 22.8 КБ |
sozdanie_usloviy_dlya_duhovno-nravstvennog_vospitaniya_v_dou.ppt | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы:
«Создание условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Задачи духовно-нравственного воспитания
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
к культурному наследию своего народа;
• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего
народа и уважения к представителям других национальностей;
• воспитание уважительного отношения к труду.
Целью духовно-нравственного воспитания является:
1. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к семье, матери.
В нашем группе созданы необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию. Это, например, мини-музей «Народные промыслы», приобщаем детей к русской народной культуре, дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы. В мини–музее у нас размещены, русские игрушки – матрешки, дымковские игрушки, посуда гжель, деревянные ложки –хохлома. Также представлены методическое пособие, Альбомы о народных игрушках, росписях, узорах, жостовские предметы народного промысла(поднос, шкатулка), представлены виды семеновской росписи (самовар, матрешки)
Мини-музей "Народные промыслы" регулярно обновляется и пополняется, конечно же и при участии родителей. Можно сказать, что и родители заинтересованы развитием у своих детей нравственно-патриотических чувств и любви к Родине.
Также есть уголок патриотический «Моя Родина-Россия», Элементы государственной символики – флаг, герб, портреты первых лиц государства, достопримечательности России, и многое другое. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного, патриотического содержания, пальчиковые игры, загадки, пословицы и поговорки, изготовлены дидактические игры.
Работа в этих уголках помогает пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа, страны. В создании предметно-пространственной среды активное участие принимают и родители.
Также в группе проводим беседы на нравственные, духовные, патриотические темы («Уроки доброты», «Мой дом – Россия» и др.
Рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
Периодически проходят тематические выставки поделок, рисунков.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери у нас ежегодно проходят развлечения с мамами и бабушками. Дети радуют своих мам трогательными стихами и песнями и, конечно, дарят поделки, изготовленные с любовью и теплотой своими руками. Ребёнок, который бережно и с любовью относится к матери, несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.
Воспитатель для ребенка – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач современного отечественного образования.
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является -«обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды, формирование гражданина и патриота Российской Федерации, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом».
Для родителей оформлена информация памятки о духовно- нравственном воспитании. Разрабатываются памятки и консультации по темам «Советы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей» и другие.
Также проводим с детьми дидактические игры «Собери цветок», «Наша Родина», «Сложи картинку»; конструктивные «Выложи из палочек», словесные, подвижные игры, игры-забавы, народные и хороводные игры. Проводим сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья» и тд. В организации сюжетно-ролевых игр с детьми учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
Для формирования жизненно важных ценностей, морально-нравственных установок и основы духовно-нравственного воспитания реализуется парциальная программа «Социокультурные истоки»
Целью программы является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы.
Основная цель программы - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Программа «Социокультурные истоки»:
в плане духовного развития:
- Обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе системы категорий и ценностей.
в плане личностного развития:
- Воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
Работа с родителями является важным ключевым элементом реализации программы «Истоки» Решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей у ребенка только в детском саду. Такую работу необходимо проводить как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Родители и дети вместе оформляют страницы Альбома «Мои истоки». Работа над книгами для развития в кругу семьи является необходимым условием успешного проведения занятий по курсу и возвращения к традиции семейного чтения.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для воспитания детей, развития социокультурного пространства.
Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности педагога, нравственной атмосферы, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.
На перспективу ставим следующие задачи:
- Создать в группе все необходимые условия по духовно- нравственному воспитанию
- Продолжить работу по по духовно – нравственному воспитанию детей.
- Активизация и совершенствование технологии освоения программы «Истоки»
- Пополнение уголка нравственного воспитания методическими пособиями и литературой духовно- нравственного содержания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» . В.А.Сухомлинский.
. Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
. • формирование начал патриотизма и гражданственности; • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; • уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; • формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей; • воспитание уважительного отношения к труду. Задачи духовно- нравственного воспитания
. Целью духовно-нравственного воспитания является: 1. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России. 2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к семье, матери. Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является -«обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды, формирование гражданина и патриота РФ, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом».
Для формирования жизненно важных ценностей, морально-нравственных установок и основы духовно-нравственного воспитания реализуется парциальная программа «Социокультурные истоки» Целью программы является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы. Основная цель программы - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Программа «Социокультурные истоки»: в плане духовного развития: Обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе системы категорий и ценностей. в плане личностного развития: Воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
Работа с родителями является важным ключевым элементом реализации программы «Истоки» Решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей у ребенка только в детском саду. Такую работу необходимо проводить как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Родители и дети вместе оформляют страницы Альбома «Мои истоки».
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для воспитания детей, развития социокультурного пространства. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты.
На перспективу ставим следующие задачи: Создать в группе все необходимые условия по духовно- нравственному воспитанию Продолжить работу по по духовно – нравственному воспитанию детей. Активизация и совершенствование технологии освоения программы «Истоки» Пополнение уголка нравственного воспитания методическими пособиями и литературой духовно- нравственного содержания
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы «Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию».
В нашем детском саду в процессе организации здоровьесберегающей деятельности мы особое внимание уделяем духовному здоровью, поскольку, именно оно является, главной предпосылкой, позволяющей чело...
Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников
Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...
Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Доклад о духовно-нравственном воспитании....
Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....
Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Консультация для педагогов....
Доклад из опыта работы «Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста»
Современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки, не слушаются ни родителей, ни воспитателе...
Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»
1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду? Да, сложно. Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...