Сообщение из опыта работы «Создание условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ»
методическая разработка

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Сообщение из опыта работы:

«Создание условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле.  

 Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.


Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Задачи духовно-нравственного воспитания

        

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности

к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа и уважения к представителям других национальностей;

• воспитание уважительного отношения к труду.


Целью духовно-нравственного воспитания является:
1. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к семье, матери.


В нашем группе созданы необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию. Это, например, мини-музей «Народные промыслы»,
 приобщаем детей к русской народной культуре, дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы. В мини–музее у нас размещены, русские игрушки – матрешки, дымковские игрушки, посуда гжель, деревянные ложки –хохлома. Также представлены методическое пособие, Альбомы о народных игрушках, росписях, узорах, жостовские предметы народного промысла(поднос, шкатулка), представлены виды семеновской росписи (самовар, матрешки)

  Мини-музей "Народные промыслы" регулярно обновляется и пополняется, конечно же и при участии родителей. Можно сказать, что и родители заинтересованы  развитием у своих детей нравственно-патриотических чувств и любви к Родине. 

Также есть уголок патриотический «Моя Родина-Россия», Элементы государственной символики – флаг, герб, портреты первых лиц государства, достопримечательности России, и многое другое. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного, патриотического содержания, пальчиковые игры,  загадки, пословицы и поговорки, изготовлены дидактические игры.

Работа в этих уголках помогает пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа, страны. В создании предметно-пространственной среды активное участие принимают  и родители.


Также в группе проводим беседы на нравственные, духовные, патриотические темы («Уроки доброты», «Мой дом – Россия» и др.
Рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;

Периодически   проходят  тематические выставки поделок, рисунков.
 
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери у нас ежегодно проходят развлечения с мамами и бабушками. Дети радуют своих мам трогательными стихами и песнями и, конечно, дарят поделки, изготовленные с любовью и теплотой своими руками. Ребёнок, который бережно и с любовью относится к матери, несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.

Воспитатель для ребенка – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.  Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач современного отечественного образования.

 

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является -«обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды, формирование гражданина и патриота Российской Федерации, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом». 

Для родителей оформлена информация памятки о духовно- нравственном воспитании. Разрабатываются памятки и консультации по темам  «Советы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей» и другие.

Также проводим с детьми   дидактические игры «Собери цветок», «Наша Родина», «Сложи картинку»; конструктивные «Выложи из палочек»,  словесные, подвижные игры, игры-забавы, народные и хороводные игры. Проводим сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья» и тд. В организации сюжетно-ролевых игр  с детьми учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

Для формирования жизненно важных ценностей, морально-нравственных установок и основы духовно-нравственного воспитания реализуется парциальная программа «Социокультурные истоки»

Целью программы является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы.

Основная цель программы - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

 Программа «Социокультурные истоки»:

в плане духовного развития:

  • Обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе системы категорий и ценностей.

в плане личностного развития:

  • Воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.

Работа с родителями является важным ключевым элементом реализации программы «Истоки» Решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей у ребенка только в детском саду. Такую работу необходимо проводить  как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Родители и дети вместе оформляют страницы Альбома «Мои истоки». Работа над книгами для развития в кругу семьи является необходимым условием успешного проведения занятий по курсу и возвращения к традиции  семейного чтения.

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для воспитания детей, развития социокультурного пространства.

Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности педагога, нравственной атмосферы, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.

 На перспективу ставим следующие задачи:

  1. Создать в группе все необходимые условия по духовно- нравственному воспитанию
  2. Продолжить работу по по духовно – нравственному воспитанию детей.
  3. Активизация и совершенствование технологии освоения программы «Истоки»
  4. Пополнение уголка нравственного воспитания методическими пособиями и  литературой духовно- нравственного содержания.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!» Тагирова С.К Воспитатель МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Слайд 2

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспита­нием ребенка до школы. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» . В.А.Сухомлинский.

Слайд 3

. Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Слайд 4

. • формирование начал патриотизма и гражданственности; • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; • уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; • формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей; • воспитание уважительного отношения к труду. Задачи духовно- нравственного воспитания

Слайд 5

. Целью духовно-нравственного воспитания является: 1. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России. 2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к семье, матери. Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является -«обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды, формирование гражданина и патриота РФ, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом».

Слайд 6

Для формирования жизненно важных ценностей, морально-нравственных установок и основы духовно-нравственного воспитания реализуется парциальная программа «Социокультурные истоки» Целью программы является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы. Основная цель программы - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Слайд 7

Программа «Социокультурные истоки»: в плане духовного развития: Обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе системы категорий и ценностей. в плане личностного развития: Воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.

Слайд 8

Работа с родителями является важным ключевым элементом реализации программы «Истоки» Решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей у ребенка только в детском саду. Такую работу необходимо проводить как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд 9

Родители и дети вместе оформляют страницы Альбома «Мои истоки».

Слайд 10

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для воспитания детей, развития социокультурного пространства. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты.

Слайд 11

На перспективу ставим следующие задачи: Создать в группе все необходимые условия по духовно- нравственному воспитанию Продолжить работу по по духовно – нравственному воспитанию детей. Активизация и совершенствование технологии освоения программы «Истоки» Пополнение уголка нравственного воспитания методическими пособиями и литературой духовно- нравственного содержания

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию».

В нашем детском саду в процессе организации здоровьесберегающей деятельности мы  особое внимание уделяем духовному здоровью, поскольку, именно оно является, главной предпосылкой, позволяющей чело...

Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников

Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности   Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....

Доклад из опыта работы «Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста»

Современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки, не слушаются ни родителей, ни воспитателе...

Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»

1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду?  Да, сложно.  Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...