Проект из опыта работы "Всем знакомая незнакомка" для детей подготовительной к школе группы
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Геннадьевна Буданова

В проекте рассмотривался  образ Бабы Яги, встречающийся в русских народных сказках, авторских сказках, мультфильмах, чтобы выяснить какая же Баба Яга на самом деле - добрая или злая......

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vsem_znakomaya_neznakomka.docx225.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР ДС №51

Проект «Всем знакомая незнакомка»

(образ Бабы Яги в русских народных сказках)

Выполнила Буданова И.Г.

ноябрь – декабрь 2019

Участники проекта: дети 6 – 7 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный.

Цель проекта:  

Рассмотреть и исследовать образ абы Яги, встречающийся в русских народных сказках, авторских сказках, мультфильмах. Продолжать тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

Актуальность:

Одной из самых больших проблем современного мира является проблема нравственности. Детский сад – это один из оплотов нравственного воспитания детей. Педагоги постоянно затрагивают вопросы добра, понимания, взаимопомощи, любви, дружбы.

Идея создания проекта “ Образ Бабы Яги в русских народных сказках” возникла после бесед о нравственных качествах главных героев русской народной сказки.

Найдётся ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе Яге? Вот уже много лет учёные и простые читатели, взрослые и дети не могут разгадать её тайны… Кто она на самом деле, откуда взялась в наших сказках? Добрая или злая, коварная или наивная? Какая же она, Баба Яга, на самом деле? Нам: педагогам группы, детям стало интересно в этом разобраться.

Задачи:

  • изучить и проанализировать русские народные сказки (чтение книг, просмотр мультфильмов, художественных фильмов совместно с родителями дома)
  • выявить характерные черты героини на примере народных и авторских сказок;
  • проанализировать поступки, которые совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром, злом;
  • проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры фольклора и виды искусства.
  • расширять кругозор детей, способствовать обогащению словарного запаса.
  • формировать творческое рассказывание.

Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы:

Этапы проекта:

Этапы проекта

Деятельность воспитателя, специалистов

Деятельность детей

1 – мотивационно - диагностический

Определение темы проекта. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Изучение энциклопедической литературы.

 Чтение и анализ русских народных сказок.

Анкетирование родителей.

Беседы и опрос детей по теме.

Рассматривание и анализ работ художников, иллюстрировавших русские народные сказки и продуктов детского изобразительного творчества, посвящённых Бабе Яге.

2 - организационный

Составление плана проекта.

Обсуждение проекта на собрании.

Обсуждение проекта с воспитанниками.

Подбор книг, иллюстраций, мультфильмов.

Рекомендовать родителям посмотреть дома художественные фильмы.

3 этап

практический

Чтение сказок, фрагментов из сказок с описанием Бабы Яги и их пересказ.

Загадки, стихи и песни о Бабе Яге(помощь музыкального руководителя в подборе песни).

Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, фильмов- сказок, в которых присутствует образ Бабы Яги.

Рассказывание сказок собственного сочинения о данном персонаже.

Рисунки – иллюстрации к сказкам собственного сочинения.

4 - итоговый

Презентация проекта

Викторина по сказкам.

Книга «Сказки о Бабе Яге»

Выставка работ  «Помощники Бабы яги»

Методы, используемые реализации проекта:

  1. Наглядные: показ иллюстраций к книгам, демонстрация движений, характерные для героев, показ мультфильмов;
  2. Словесные: чтение художественных произведений, объяснения и пояснения в ходе беседы, консультации и беседы с родителями
  3. Практические: дидактические игры, сюжетно – игровые ситуации во время инсценировок.

Формы организации в реализации проекта:

  1. Игровая деятельность: дидактические игры, инсценировки частей сказок
  2. Художественная – творческая деятельность детей, детей совместно с родителями: продуктивная деятельность, сказки, придуманные детьми.

Вывод по проекту:

Во время работы над проектом ребята познакомились с положительными и отрицательными сторонами данного персонажа. У них возникло очень много вопросов:

  • Кто такая Баба Яга?
  • Откуда она появилась?
  • Почему в одних сказках она добрая, а в других злая?
  • Где она живет?
  • Чем занимается
  • Какие средства использует Баба Яга для передвижения?

Во время бесед выясняли в каких сказках встречали злую, а в каких добрую Бабу Ягу. Обсуждали какая героиня им ближе и почему. Посмотрели мультфильмы «Летучий корабль», «Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги», «Ивашка из дворца пионеров».  Инсценировали фрагменты сказок «Гуси-лебеди», «Царевна лягушка».

На музыкальном занятии воспитанники слушали песни о Бабе Яге из художественного фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Дети совместно с родителями дома сочиняли свои сказки, которые они проиллюстрировали рисунками. Оформили работы в книгу «Сказки о Бабе Яге».

Для сбора материала мы с родителями нашли полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги.

В ходе проекта дети нашли ответы на интересующие вопросы. Прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных для них слов, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге.

По сказкам дети сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Им очень понравилось анализировать и сочинять сказки. Дети и родители поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению.

Дидактические игры:

  1. «Четвёртый лишний» Цель: закреплять умение обобщать, классифицировать предметы по определённым качествам. Развивать творческое мышление и зрительную память.
  2. «Угадай сказку» Цель: закреплять знания детей о героях сказок. Развивать речь, память, мышление, воображение, способность анализировать поступки героев.
  3. «Сказочное лото» Цель: прививать любовь к народному творчеству. Развивать память, мышление, творческое воображение, внимание и зрительно – поисковую деятельность. Воспитывать умение работать в коллективе.
  4. «Найди, чья тень» Цель: развитие концентрации зрительного внимания, логического мышления.

Физкультминутки:

«Баба Яга»

 В одном лесу стоит избушка. (соединяем руки над головой – крыша)

 Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка -  Бабушка Яга живет. (как будто повязываем платок)

 Нос крючком, (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

 Глаза, как плошки, (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

 Словно угольки горят. (не убирая рук, повороты вправо и влево)

 И сердитая, и злая, (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят. (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога. (стоим на одной ноге)

 Не простая, костяная вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

«Раз грибок, два грибок»

По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Беседы, обсуждения:

  1. Беседа о сказках. Цель: закреплять представление детей о том, что сказки бывают разные (народные, авторские, волшебные, бытовые).
  2. Беседа «Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу?». Цель: раскрыть детям многогранность и неоднозначность образа интересного персонажа.
  3. Беседа «В гости к Бабе яге». Цель: расширение знаний о Бабе Яге)

Содержание работы с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
  6. Сбор информации, литературы, дополнительного материала (образ Бабы Яги в худ. фильмах-сказках, мультипликационных фильмах, в русских народных сказках).
  7. Проведение работы по подбору загадок, стихов и песен о Бабе Яге.

Продуктивная деятельность:

  1. Рисование «Портрет Бабы Яги»
  2. Аппликация «Избушка на курьих ножках»
  3. Рисование «Помощники Бабы Яги»
  4. Коллаж «Маленькая Баба Яга» (по мотивам произведения О. Пройслера)

Консультации:

  1. «7 секретов воспитания интереса ребёнка к чтению»
  2. «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»

Список используемой литературы:

  1. Афанасьев А.Н.  Русские народные сказки. В 3 – х томах. – М., 1985г
  2. Усачёв А. Большая книга Бабы Яги. Москва: Оникс 21 в. 2004г
  3. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М.: Вече. 2001г
  4. Губанова Г. Мифы русского народа - Т.: Родничок; М.: АСТ, 2015 г.


Приложение

По мнению учёного А.Н.Афанасьева, волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги
1)Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоловкости, является символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга») 
…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба-яга и Заморышек»)

2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
…В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)

3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: 
а) Яга–советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре): 
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько
( «Баба Яга»)
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. («Василиса Прекрасная»)
-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
…Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)
г) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками).
…-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист - ясный сокол»)
4) Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тетка.
…- Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая? 
- Тку, тетушка, тку, милая! 
(«Баба Яга»)
Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Социально – личностное развитие ребенка» (для детей подготовительной к школе группы)

Проект«Социально – личностное развитие ребенка»(для детей подготовительной к школе группы)...

Творческий проект "Времена года в классике" для детей подготовительной к школе группы

В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда "мыслящее искусство" всё более вытесняется за пределы общественной жизни, обращение к классике чрезвычайно актуально. Классическ...

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группы

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группыВыполнила:воспитательЗахлебная Людмила Евгеньевна...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы на тему «День Победы»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.  Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно ...

Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.

Дорогие посетители  сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку  получить опыт индивидуа...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Воспитаем патриотов»

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью вели...