Проект из опыта работы "Всем знакомая незнакомка" для детей подготовительной к школе группы
проект по развитию речи (подготовительная группа)
В проекте рассмотривался образ Бабы Яги, встречающийся в русских народных сказках, авторских сказках, мультфильмах, чтобы выяснить какая же Баба Яга на самом деле - добрая или злая......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vsem_znakomaya_neznakomka.docx | 225.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР ДС №51
Проект «Всем знакомая незнакомка»
(образ Бабы Яги в русских народных сказках)
Выполнила Буданова И.Г.
ноябрь – декабрь 2019
Участники проекта: дети 6 – 7 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный.
Цель проекта:
Рассмотреть и исследовать образ абы Яги, встречающийся в русских народных сказках, авторских сказках, мультфильмах. Продолжать тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
Актуальность:
Одной из самых больших проблем современного мира является проблема нравственности. Детский сад – это один из оплотов нравственного воспитания детей. Педагоги постоянно затрагивают вопросы добра, понимания, взаимопомощи, любви, дружбы.
Идея создания проекта “ Образ Бабы Яги в русских народных сказках” возникла после бесед о нравственных качествах главных героев русской народной сказки.
Найдётся ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе Яге? Вот уже много лет учёные и простые читатели, взрослые и дети не могут разгадать её тайны… Кто она на самом деле, откуда взялась в наших сказках? Добрая или злая, коварная или наивная? Какая же она, Баба Яга, на самом деле? Нам: педагогам группы, детям стало интересно в этом разобраться.
Задачи:
- изучить и проанализировать русские народные сказки (чтение книг, просмотр мультфильмов, художественных фильмов совместно с родителями дома)
- выявить характерные черты героини на примере народных и авторских сказок;
- проанализировать поступки, которые совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром, злом;
- проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры фольклора и виды искусства.
- расширять кругозор детей, способствовать обогащению словарного запаса.
- формировать творческое рассказывание.
Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы:
Этапы проекта:
Этапы проекта | Деятельность воспитателя, специалистов | Деятельность детей |
1 – мотивационно - диагностический | Определение темы проекта. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Изучение энциклопедической литературы. Чтение и анализ русских народных сказок. Анкетирование родителей. Беседы и опрос детей по теме. Рассматривание и анализ работ художников, иллюстрировавших русские народные сказки и продуктов детского изобразительного творчества, посвящённых Бабе Яге. | |
2 - организационный | Составление плана проекта. Обсуждение проекта на собрании. Обсуждение проекта с воспитанниками. Подбор книг, иллюстраций, мультфильмов. Рекомендовать родителям посмотреть дома художественные фильмы. | |
3 этап практический | Чтение сказок, фрагментов из сказок с описанием Бабы Яги и их пересказ. Загадки, стихи и песни о Бабе Яге(помощь музыкального руководителя в подборе песни). | Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, фильмов- сказок, в которых присутствует образ Бабы Яги. Рассказывание сказок собственного сочинения о данном персонаже. Рисунки – иллюстрации к сказкам собственного сочинения. |
4 - итоговый | Презентация проекта Викторина по сказкам. | Книга «Сказки о Бабе Яге» Выставка работ «Помощники Бабы яги» |
Методы, используемые реализации проекта:
- Наглядные: показ иллюстраций к книгам, демонстрация движений, характерные для героев, показ мультфильмов;
- Словесные: чтение художественных произведений, объяснения и пояснения в ходе беседы, консультации и беседы с родителями
- Практические: дидактические игры, сюжетно – игровые ситуации во время инсценировок.
Формы организации в реализации проекта:
- Игровая деятельность: дидактические игры, инсценировки частей сказок
- Художественная – творческая деятельность детей, детей совместно с родителями: продуктивная деятельность, сказки, придуманные детьми.
Вывод по проекту:
Во время работы над проектом ребята познакомились с положительными и отрицательными сторонами данного персонажа. У них возникло очень много вопросов:
- Кто такая Баба Яга?
- Откуда она появилась?
- Почему в одних сказках она добрая, а в других злая?
- Где она живет?
- Чем занимается
- Какие средства использует Баба Яга для передвижения?
Во время бесед выясняли в каких сказках встречали злую, а в каких добрую Бабу Ягу. Обсуждали какая героиня им ближе и почему. Посмотрели мультфильмы «Летучий корабль», «Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги», «Ивашка из дворца пионеров». Инсценировали фрагменты сказок «Гуси-лебеди», «Царевна лягушка».
На музыкальном занятии воспитанники слушали песни о Бабе Яге из художественного фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Дети совместно с родителями дома сочиняли свои сказки, которые они проиллюстрировали рисунками. Оформили работы в книгу «Сказки о Бабе Яге».
Для сбора материала мы с родителями нашли полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги.
В ходе проекта дети нашли ответы на интересующие вопросы. Прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных для них слов, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге.
По сказкам дети сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Им очень понравилось анализировать и сочинять сказки. Дети и родители поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению.
Дидактические игры:
- «Четвёртый лишний» Цель: закреплять умение обобщать, классифицировать предметы по определённым качествам. Развивать творческое мышление и зрительную память.
- «Угадай сказку» Цель: закреплять знания детей о героях сказок. Развивать речь, память, мышление, воображение, способность анализировать поступки героев.
- «Сказочное лото» Цель: прививать любовь к народному творчеству. Развивать память, мышление, творческое воображение, внимание и зрительно – поисковую деятельность. Воспитывать умение работать в коллективе.
- «Найди, чья тень» Цель: развитие концентрации зрительного внимания, логического мышления.
Физкультминутки:
«Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка. (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка - Бабушка Яга живет. (как будто повязываем платок)
Нос крючком, (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)
Глаза, как плошки, (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят. (не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая, и злая, (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят. (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога. (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)
«Раз грибок, два грибок»
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
Беседы, обсуждения:
- Беседа о сказках. Цель: закреплять представление детей о том, что сказки бывают разные (народные, авторские, волшебные, бытовые).
- Беседа «Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу?». Цель: раскрыть детям многогранность и неоднозначность образа интересного персонажа.
- Беседа «В гости к Бабе яге». Цель: расширение знаний о Бабе Яге)
Содержание работы с родителями:
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала (образ Бабы Яги в худ. фильмах-сказках, мультипликационных фильмах, в русских народных сказках).
- Проведение работы по подбору загадок, стихов и песен о Бабе Яге.
Продуктивная деятельность:
- Рисование «Портрет Бабы Яги»
- Аппликация «Избушка на курьих ножках»
- Рисование «Помощники Бабы Яги»
- Коллаж «Маленькая Баба Яга» (по мотивам произведения О. Пройслера)
Консультации:
- «7 секретов воспитания интереса ребёнка к чтению»
- «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»
Список используемой литературы:
- Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. В 3 – х томах. – М., 1985г
- Усачёв А. Большая книга Бабы Яги. Москва: Оникс 21 в. 2004г
- Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М.: Вече. 2001г
- Губанова Г. Мифы русского народа - Т.: Родничок; М.: АСТ, 2015 г.
Приложение
По мнению учёного А.Н.Афанасьева, волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1)Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоловкости, является символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)
…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба-яга и Заморышек»)
2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
…В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)
3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы:
а) Яга–советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре):
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько
( «Баба Яга»)
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. («Василиса Прекрасная»)
-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
…Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)
г) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками).
…-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист - ясный сокол»)
4) Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тетка.
…- Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?
- Тку, тетушка, тку, милая!
(«Баба Яга»)
Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Социально – личностное развитие ребенка» (для детей подготовительной к школе группы)
Проект«Социально – личностное развитие ребенка»(для детей подготовительной к школе группы)...
Творческий проект "Времена года в классике" для детей подготовительной к школе группы
В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда "мыслящее искусство" всё более вытесняется за пределы общественной жизни, обращение к классике чрезвычайно актуально. Классическ...
Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группы
Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группыВыполнила:воспитательЗахлебная Людмила Евгеньевна...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»
Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы на тему «День Победы»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно ...
Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.
Дорогие посетители сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку получить опыт индивидуа...
Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Воспитаем патриотов»
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью вели...